Роль послетекстовых упражнений в развитии коммуникативных навыков у студентов неязыковых вузов (на примере пособия ESSD «Personal Management»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В контексте методики преподавания иностранных языков, послетекстовые упражнения играют ключевую роль в обеспечении эффективного усвоения языкового материала. Эти упражнения направлены на закрепление лексико-грамматических структур, развитие навыков чтения и понимания, а также на формирование способности к спонтанной коммуникации на иностранном языке. Использование аутентичных материалов в послетекстовых упражнениях позволяет студентам не только улучшить свои языковые компетенции, но и глубже понять культурные особенности и контекст, в котором функционирует изучаемый язык. Аутентичные тексты предоставляют студентам возможность ознакомиться с реальными языковыми ситуациями и языковыми нормами, что способствует более естественному и органичному усвоению языка.

Цель исследования – анализ значимости послетекстовых упражнений в процессе освоения иностранного языка и демонстрация их роли в консолидации полученных знаний и совершенствовании коммуникативных навыков студентов при использовании аутентичных материалов.

Материалы и методы. В рамках исследования рассматриваются примеры упражнений, представленных в учебном пособии ESSD «Personal Management», предназначенном для преподавания английского языка. Приводится их подробное описание, а также анализ их роли в совершенствовании коммуникативных навыков и формировании устойчивых языковых компетенции.

Результаты. Послетекстовые упражнения, основанные на аутентичных материалах, являются важным компонентом методики преподавания иностранных языков. Они способствуют не только закреплению знаний, но и развитию коммуникативных умений, что является необходимым условием для успешного овладения иностранным языком.

Об авторах

Наталия Анатольевна Грищенко

Сибирский федеральный университет

Email: NGrishchenko@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0000-0003-0037-876X
SPIN-код: 4877-9656

канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного администрирования

 

Россия, пр. Свободный, 79., г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Алина Игоревна Ершова

Сибирский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: АErshova@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0009-0000-8654-1219
SPIN-код: 2122-5985

ассистент кафедры маркетинга и международного администрирования

 

Россия, пр. Свободный, 79., г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Евгения Олеговна Ершова

Сибирский федеральный университет

Email: EErshova@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0000-0003-2950-618X
SPIN-код: 5113-8960

канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного администрирования

 

Россия, пр. Свободный, 79., г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Мария Анатольевна Старшева

Сибирский федеральный университет

Email: MKozhevnikova@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0000-0002-9099-4269
SPIN-код: 7490-0934

канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного администрирования

 

Россия, пр. Свободный, 79., г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бим, И. Л. (1988). Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. Москва: Просвещение, 254 с. ISBN: 5-09-000873-6.
  2. Богданова, О. С. (2017). Лингводидактическое обоснование продуктивности обучения иноязычной текстовой деятельности. В Дискурсивное проявление и коммуникативная практика (сс. 202–210). Москва: ООО «Языки народов мира». EDN: https://elibrary.ru/YNVCEP
  3. Дорогайкина, Е. М. (2018). Текстовая деятельность в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Современные тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, (12), 31–36. EDN: https://elibrary.ru/YXHVVJ
  4. Зимняя, И. А. (2003). Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня, (5), 34–42. EDN: https://elibrary.ru/SMMBFV
  5. Кириллова, И. К., Бессонова, Е. В., & Алешугина, Е. А. (2015). Диалог культур: концепции развития лингвистики и лингводидактики (сс. 51–61). Москва: Издательство НИ МГСУ. EDN: https://elibrary.ru/VOCQQZ
  6. Лебедев, О. Е. (2004). Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии, (5), 3–12. EDN: https://elibrary.ru/SKEDIV
  7. Маркова, А. К. (1993). Психология труда учителя. Москва: Просвещение, 192 с. ISBN: 5-09-003639-X. EDN: https://elibrary.ru/YQCKIH
  8. Мильруд, Р. П. (2005). Методика преподавания английского языка (English Teaching Methodology). Москва: Дрофа, 253 с.
  9. Пассов, Е. И. (1989). Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва: Русский язык, 276 с.
  10. Пассов, Е. И. (1991). Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 223 с.
  11. Сальникова, Н. А. (2016). Система работы с профессионально-ориентированными иноязычными текстами в техническом вузе. В Социально-экономические и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции и перспективы развития (сс. 499–503). Брянск: Брянский государственный аграрный университет.
  12. Соловова, Е. Н. (2008). Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. Москва: Астрель, 238 с.
  13. Солуянова, О. Н. (2011). Развитие общепрофессионального умения работать с информацией в иноязычном обучении студентов нелингвистических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 21 с. EDN: https://elibrary.ru/QHJPGL
  14. Солуянова, О. Н. (2021). Обучение студентов нелингвистических вузов работе с профессионально-ориентированным иноязычным текстом. Балтийский гуманитарный журнал, 10(1)(34), 265–269. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0061. EDN: https://elibrary.ru/IZGSEF
  15. Хуторский, А. В. (2003). Ключевые компетенции: технология конструирования. Народное образование, (5), 55–61. EDN: https://elibrary.ru/SGUKWN
  16. Цыбанева, В. А., Серединцева, А. С., & Бокова, Т. Н. (2023). Подходы в обучении иностранному языку. Волгоград: Издательство Сфера, 100 с. ISBN: 978-5-00186-144-7. EDN: https://elibrary.ru/GLLRVQ
  17. Ягубова, А. С. (2017). Обучение иноязычной коммуникации на занятиях по домашнему чтению. Проблемы современного педагогического образования, (56-3), 275–282. EDN: https://elibrary.ru/ZGSTDX
  18. Canale, M., & Swain, M. (1980). Theoretical bases of communicative approaches. Applied Linguistics, 1(1), 1–47. https://doi.org/10.1093/applin/1.1
  19. Clear, J. (2018). Atomic habits. New York: Penguin Random House LLC, 285 p.
  20. Harmer, J. (2001). How to teach English. England: Longman Ltd, 208 p. (pp. 121–126).
  21. Long, M., & Doughty, C. J. (2011). The handbook of language teaching. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 812 p.
  22. Nunan, D. (2004). Designing tasks for the communicative classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 222 p.
  23. Richards, J. C., & Rodgers, T. S. (2001). Approaches and methods in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 248 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511667305
  24. Tracy, B. (1993). Maximum achievement. New York: Simon and Schuster Paperbacks, 351 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».