Критическое мышление как неявное знание

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Критическое мышление стало одной из ключевых компетенций в образовании, науке и обществе. Однако несмотря на его значимость, понятие остаётся концептуально фрагментированным: отсутствует единое определение, что порождает как исследовательские, так и практические трудности. Разнообразие трактовок приводит к тому, что под одним термином сосуществуют различные подходы, иногда даже несовместимые между собой. В данной статье предлагается альтернативный подход к критическому мышлению как к неявному знанию.

Цель. Установить неявные интерпретации критического мышления в образовательной практике, основываясь на наблюдениях за учебными занятиями в университете.

Материалы и методы. Исследование проведено в формате наблюдения за учебными занятиями. Объектом наблюдения стало проведение дисциплин, в которых заявлено формирование компетенции УК-1 «Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций […]». Предметом анализа выступили конкретные формы педагогической деятельности, в которых проявляются установки преподавателей в отношении критического мышления: организация заданий, реакция на ошибки, модерация дискуссий.

Результаты. Основным результатом исследования является выявление двух принципиально различных подходов к критическому мышлению: классического (освоение универсальных норм рассуждения) и неклассического (способность работать с альтернативными точками зрения). При этом обнаружено, что участники образовательного процесса не придерживаются строго одного из двух подходов, а переключаются между ними в зависимости от ситуации. Таким образом, исследование демонстрирует, что концептуальная неопределённость критического мышления не является слабостью или упущением научного знания, а отражает его сложную контекстно-зависимую природу. Практическая значимость результатов заключается в создании основы для разработки образовательных практик, развивающих у учащихся контекстно-чувствительную и коллективную компоненту критического мышления.

Об авторах

Анастасия Валерьевна Голубинская

ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: golub@unn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7119-3968
SPIN-код: 3660-9790
Scopus Author ID: 57408306200
ResearcherId: AAN-2296-2021

кандидат философских наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной антропологии Института международных отношений и мировой истории

 

Россия, пр. Гагарина, 23, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация

Валерия Валерьевна Вяхирева

ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: vvv@fsn.unn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7060-1149
SPIN-код: 6581-1129
Scopus Author ID: 58030558400
ResearcherId: KTH-9688-2024

младший научный сотрудник лаборатории социальной антропологии Института международных отношений и мировой истории

 

Россия, пр. Гагарина, 23, г. Нижний Новгород, 603950, Российская Федерация

Список литературы

  1. Боброва, А. С. (2017). Критическое мышление. Проблема определения. РАЦИО.ru, 1, 26–36. EDN: https://elibrary.ru/YZPBZB
  2. Быкова, А. С., Сахарова, Н. С., & Кириллова, И. К. (2021). Современные тенденции в трактовке понятия «критическое мышление». Вестник Оренбургского государственного университета, 3(231), 6–11. https://doi.org/10.25198/1814-6457-231-6. EDN: https://elibrary.ru/SGFBTL
  3. Корешникова, Ю. Н. (2019). Развитие критического мышления в современном российском обществе: что даёт университет? Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 6(154), 91–110. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.06. EDN: https://elibrary.ru/QRBGZR
  4. Корешникова, Ю. Н. (2021). Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов (207 с.) [Дисс. … канд. пед. наук]. Москва: Высшая школа экономики.
  5. Лисенкова, А. Д. (2023). Кластеры навыков критического мышления современных старшеклассников. Педагогика. Вопросы теории и практики, 8(5), 463–469. https://doi.org/10.30853/ped20230084. EDN: https://elibrary.ru/IFZXES
  6. Arribas, C. M., Arcos, R., & Gertrudix, M. (2025). Rethinking education and training to counter AIenhanced disinformation and information manipulations in Europe: a Delphi study. Cogent Social Sciences, 11(1), 2501759. https://doi.org/10.1080/23311886.2025.2501759
  7. Carter, A. G., Sidebotham, M., & Creedy, D. K. (2022). International consensus definition of critical thinking in midwifery practice: A Delphi study. Women and Birth, 35(6), e590–e597. https://doi.org/10.1016/j.wombi.2022.02.006. EDN: https://elibrary.ru/SLCMUH
  8. Facione, P. A. (1990). Critical thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction (The Delphi Report) (19 p.). Millbrae: The California Academic Press.
  9. Follman, J. (1987). Teaching of critical thinking / ThinkingPromises! Promises! Informal Logic, 9(2), 131–140. https://doi.org/10.22329/il.v9i2.266
  10. Hashimoto, M. et al. (2023). Building consensus on critical thinking assessment tool for undergraduate nursing students in a socialist lowmiddle income country: A Delphi study. Heliyon, 9(4), 21 p. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e15086. EDN: https://elibrary.ru/PFGAMP
  11. Kolstø, S. D., Paulsen, V. H. P., & Mestad, I. (2024). Critical thinking in the making: students’ critical thinking practices in a multifaceted SSI project. Cultural Studies of Science Education, 19(4), 499–530. https://doi.org/10.1007/s11422-024-10217-3. EDN: https://elibrary.ru/IOWDIS
  12. Leibovitch, Y. M. et al. (2025). Teachers’ (evolving) beliefs about critical thinking education during professional learning: A multicase study. Thinking Skills and Creativity, 56, 101725. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2024.101725. EDN: https://elibrary.ru/AKBNNF
  13. McPeck, J. (1984). The evaluation of critical thinking programs: Dangers and dogmas. Informal Logic, 6(2), 9–13. https://doi.org/10.22329/il.v6i2.2727
  14. Noone, C., Bunting, B., & Hogan, M. J. (2016). Does mindfulness enhance critical thinking? Evidence for the mediating effects of executive functioning in the relationship between mindfulness and critical thinking. Frontiers in Psychology, 6, 2043. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.02043
  15. Pears, M. et al. (2025). Enhancing creativity and cognitive skills in healthcare curricula: Recommendations from a modified Delphi study on virtual reality integration. Thinking Skills and Creativity, 57, 101810. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2025.101810
  16. Pecorino, P. A. (1987). Critical thinking and philosophy. Informal Logic, 9(2), 141–145. https://doi.org/10.22329/il.v9i2.2670
  17. Phelps, E. A. (2006). Emotion and cognition: Insights from studies of the human amygdala. Annual Review of Psychology, 57, 27–53. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.56.091103.070234
  18. Siegel, H. (1985). Educating reason: Critical thinking, informal logic, and the philosophy of education. Informal Logic, 7(2), 69–81. https://doi.org/10.22329/il.v7i2.2706
  19. Zhao, W. (2024). (Re)Searching critical thinking in a Hong Kong classroom: A postfoundational reflection on ignorant modernity. ECNU Review of Education, 20965311241265373. https://doi.org/10.1177/20965311241265373. EDN: https://elibrary.ru/VROUJQ

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».