Модель психологических условий развития жизнестойкости подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Исследование жизнестойкости подростков является приоритетным направлением современной педагогической психологии.  Автором обоснована модель психологических условий развития жизнестойкости подростков и приведена описательная характеристика связи психологических условий развития жизнестойкости подростков со структурными компонентами жизнестойкости подростков.

Цель – создание модели психологических условий развития жизнестойкости подростков и её описание.

Материалы и методы. В основе исследования лежит метод изучения литературных источников; анализ и синтез эмпирических материалов. Теоретико-методологическою основу исследования составляет совокупность подходов к обеспечению развития жизнестойкости подростков, а также общеметодологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития.

Результаты. Проведён теоретический анализ научной литературы по теме исследования. Описаны уровни развития структурных компонентов жизнестойкости подростков. Обоснована предлагаемая модель психологических условий развития жизнестойкости подростков, включающая внешние психологические условия (образовательные, семейные, социальные условия) и внутренние психологические условия (эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный и когнитивно-деятельностный компоненты). Каждое условие содержательно охарактеризовано. Представлена описательная характеристика связи внешних и внутренних психологических условий развития жизнестойкости подростков со структурными компонентами жизнестойкости подростков. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов образовательных организаций.

Об авторах

Ксения Александровна Виноградова

Ивановский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kksenia4242@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2536-5746
SPIN-код: 7634-9763

аспирант кафедры непрерывного психолого-педагогического образования

 

Россия, ул. Ермака, 39, г. Иваново, 153025, Российская Федерация

Список литературы

  1. Баева, И. А., Ульянина, О. А., Вихристюк, О. В., Гаязова, Л. А., Радчикова, Н. П., & Файзуллина, К. А. (2022). Факторы социальнопсихологической дезадаптации и ценностные ориентации подростков и молодёжи. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 206, 228–242. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-206-228-242. EDN: https://elibrary.ru/ENFXEG
  2. Бондаренко, С. В., Иванов, В. М., & Трущелёва, А. В. (2023). Эффективность педагогического сопровождения современного образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования, 814, 50–53. EDN: https://elibrary.ru/CUNXVG
  3. Быстрова, Н. В., & Мамонтова, Т. С. (2021). Влияние уровня жизнестойкости подростков на степень выраженности личностных качеств. Международный научноисследовательский журнал, 82(110), 141–147. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.064. EDN: https://elibrary.ru/IFQFHA
  4. Гаранина, М. М. (2023). Феномен жизнестойкости: подходы к рассмотрению, перспективы изучения. Международный научноисследовательский журнал, 12(138). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.138.184. EDN: https://elibrary.ru/DXHPCK
  5. Гришина, Е. В. (2021). Особенности жизнестойкости подростков. Молодой учёный, 41(383), 288–290. EDN: https://elibrary.ru/GPSLAA
  6. Истомина, С. В. (2022). Специфика показателей жизнестойкости у обучающихся подросткового возраста. Проблемы современного педагогического образования, 764, 374–377. EDN: https://elibrary.ru/JHMLYD
  7. Леонтьев, Д. А., & Рассказова, Е. И. (2006). Тест жизнестойкости (65 с.). Москва: Смысл.
  8. Малюченко, Г. Н., & Шанин, С. В. (2018). Психологопедагогическое сопровождение развития жизнестойкости в современном образовательном пространстве: учебнометодическое пособие (104 с.). Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО».
  9. Мищерина, И. В., & Недоповз, И. И. (2022). Особенности развития образовательной среды. Проблемы современного педагогического образования, 774, 257–259. EDN: https://elibrary.ru/QOMRQQ
  10. Морозова, Н. Н., Никишов, С. Н., Осипова, И. С., & Баляев, С. И. (2022). Особенности психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, 4(60), 459–476. https://doi.org/10.15507/2078-9823.060.022.202204.459-476. EDN: https://elibrary.ru/OVOJJQ
  11. Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р., Орлова, А. В., & Пежемская, Ю. С. (2022). Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010–2020 гг.). Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 203. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-7-21. EDN: https://elibrary.ru/UEHMQN
  12. Рокицкая, Ю. А., & Одинцова, О. Д. (2023). Жизнестойкость в факторной структуре личностных черт подростков. Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 8(222), 436–442. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p436-442. EDN: https://elibrary.ru/TDQTWD
  13. Фокина, И. В., Соколовская, О. К., & Носова, Н. В. (2018). Жизнестойкость и её связь с ценностями в подростковом возрасте. Проблемы современного педагогического образования, 603, 468–471. EDN: https://elibrary.ru/YMBQPZ
  14. Фоминова, А. Н. (2013). Жизнестойкость личности: монография (316 с.). Москва: Прометей.
  15. Фоминова, А. Н. (2014). Развитие жизнестойкости учащегося в школе (60 с.). Москва: Сентябрь.
  16. Чаусова, О. А. (2013). Реализация программы формирования жизнестойкости старшеклассников в образовательной среде. Нижегородское образование, 2, 158–163. EDN: https://elibrary.ru/RFMGXB
  17. Юлдашева, М. Б. (2025). Формирование жизнестойкости молодёжи в трансформирующемся мире. Вестник Прикамского социального института, 1(100), 99–103. EDN: https://elibrary.ru/UGIGPF
  18. Maddi, S. R. (2006). Hardiness: The courage to grow from stresses. The Journal of Positive Psychology, 1(3), 160–168. https://doi.org/10.1080/17439760600619609

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».