Модель формирования у студентов компетенции самоменеджмента

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Формирование у студентов компетенции самоменеджмента является актуальной задачей, для решения которой необходима целенаправленная работа. Под компетенцией самоменеджмента понимается способность результативного целеполагания на различных этапах жизни и управления имеющимися ресурсами.

Цель исследования – разработка модели формирования у студентов компетенции самоменеджмента.

Материалы и методы: теоретический анализ литературы, синтез, моделирование, опытная работа. Для обработки полученных в ходе опытной работы данных использовался Т-критерий Вилкоксона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. Модель формирования у студентов компетенции самоменеджмента состоит из четырех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, целевого, содержательно-технологического, оценочного. Мотивационный компонент направлен на создание и поддержку у студентов мотивации к освоению компетенции самоменеджмента (повышение уровня). Целевой компонент представляет цель и уровни сформированности компетенции. Содержательно-технологический компонент состоит из двух взаимосвязанных блоков: содержательного (теоретические знания о самоменеджменте, методах, техниках, инструментах (в том числе цифровых), приемах их использования) и процессуального (набор форм, приемов и видов работы). Оценочный компонент представлен материалами для оценки преподавателем и самооценки.

Эффективность разработанной модели подтверждена результатами внедрения ее в практику обучения студентов. Для выявления уровня сформированности компетенции самоменеджмента использовались оценка преподавателя и самооценка студентов. Статистическая значимость результатов подтверждена полученными значениями коэффициента ранговой корреляции Спирмена и Т- критерия Вилкоксона. Результаты исследования могут быть использованы в работе с обучающимися основных и дополнительных образовательных программ.

Об авторах

Лидия Геннадьевна Шестакова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: shestakowa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6823-4511
SPIN-код: 4923-0097
Scopus Author ID: 57190008259
ResearcherId: F-4318-2019

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин

 

Россия, ул. Северная, 44, г. Соликамск, Пермский край, 618547, Российская Федерация

Марина Вадимовна Лапенок

Финансовый университет при правительстве РФ

Email: rina_l@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9310-7322
SPIN-код: 1560-6434

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры бизнес-информатики

 

Россия, Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167, Российская Федерация

Список литературы

  1. Акимова, Л. В. (2021). Способность к временной самоорганизации как условие формирования навыков самоуправления студентов. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, (4)(41), 43–48. EDN: https://elibrary.ru/WMJCFX
  2. Асютина, О. Н., & Костюкова, Т. А. (2022). Социогуманитарные технологии самоменеджмента как способ повышения эффективности самостоятельной работы студентов вузов. Научно-педагогическое обозрение, (3)(43), 60–67. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-3-60-67. EDN: https://elibrary.ru/LQLJXE
  3. Гапонова, Г. И., Ольшанская, С. А., & Лазаренко, Л. А. (2022). Психолого-педагогические условия формирования у студентов способности к самоорганизации и самоуправлению. Проблемы современного педагогического образования, (74-4), 266–270. EDN: https://elibrary.ru/JOMUUQ
  4. Дегтерев, В. А. (2015). Самоменеджмент как ключевая компетенция развития личности студента. Педагогическое образование в России, (3), 64–70. EDN: https://elibrary.ru/TWFIJV
  5. Косинская, Е. А. (2017). Формирование у студентов навыков самоменеджмента. Научный вестник Крыма, (2)(7), 8–16. EDN: https://elibrary.ru/YRXDEX
  6. Руднев, И. Ю. (2023). Самоуправление — залог успешного обучения студентов педагогических вузов в условиях цифровизации образовательной системы. Бизнес. Образование. Право, (2)(63), 402–408. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.63.617. EDN: https://elibrary.ru/MQNJTW
  7. Савина, Н. В. (2023). Самоменеджмент студента в условиях персонализации высшего образования. Проблемы современного педагогического образования, (81-2), 515–518. EDN: https://elibrary.ru/HIDNWF
  8. Черных, Н. С., & Осипова, С. И. (2024). Сущность и структура компетентности самоменеджмента обучающегося вуза. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 8(1)(29), 100–108. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2024-8-1-100-108. EDN: https://elibrary.ru/IOTKJE
  9. Черных, Н. С. (2024). Педагогические условия развития компетентности самоменеджмента обучающегося в образовательном процессе вуза. Вестник Оренбургского государственного университета, (2)(242), 111–117. https://doi.org/10.25198/1814-6457-242-111. EDN: https://elibrary.ru/JCBWXM
  10. Шестакова, Л. Г., Лапенок, М. В., & Рожина, И. В. (2024). Модель подготовки будущих педагогов к работе в области управления качеством образования. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1-2), 38–46. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-2-38-46. EDN: https://elibrary.ru/KQCMNN
  11. Alieksieieva, S., Yershova, L., Kravets, S., Lapshyna, O., & Odnoroh, H. (2021). Self-education and self-management to develop entrepreneurship competence in future professionals. SHS Web of Conferences, 104, 03002, 1–7. https://doi.org/10.1051/shsconf/202110403002. EDN: https://elibrary.ru/EXSVVA
  12. Karelova, R. A. (2016). The development of self-management skills as the factor of the improvement of the readiness for professional flexibility. World Science, (4)(8), 52–54. EDN: https://elibrary.ru/VUBFRF
  13. Kulikov, A. S., & Gasanenko, E. A. (2023). Self-management as a condition for professional and personal development of university students. Проблемы современного педагогического образования, (81-4), 292–294. EDN: https://elibrary.ru/GVXSYL
  14. Neuland, M. (1998). The world of moderation. Kunzell: Neuland Verl. Für lebendiges Lernen, 306 с.
  15. Steyn, Z., & Van Staden, L. (2018). Investigating selected self-management competencies of managers. Acta Commercii, 18(1), 1–10. https://doi.org/10.4102/ac.v18i1.530

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».