Развитие дошкольного образования в Республике Татарстан в 20-30 годы XX века в контексте исторического опыта формирования социальных институтов России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Сегодня, как никогда, становятся востребованными исследования факторов, обеспечивающих стабильность и единство российского общества. К таким факторам относятся социальные институты.

Они обеспечивают упорядочивание, формализацию и стандартизацию общественных связей в обществе. Их предназначение – удовлетворение важнейших жизненных потребностей населения. Образование относится к фундаментальным социальным институтам и реализует потребность социума, выражающуюся в передаче предшествующими поколениями последующим системы научных знаний, духовно-нравственных ценностей, продуктивного практического опыта, обеспечивая тем самым стабильность и дальнейшее поступательное развитие общества. В этой связи интерес представляет процесс становления и развития в России социального института дошкольного образования. Исследование выполнено на материале Республики Татарстан, являющейся субъектом Российской Федерации. Рассмотренный период –20-30 гг. XX в.

Цель – рассмотреть процесс институционализации дошкольного образования в России на примере Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации в период 1917-1940 гг.

Материалы и методы. В качестве методологического основания в исследовании использован институциональный подход, который позволил рассмотреть дошкольное образование в контексте исторической динамики складывающегося общественного института, выявить сущностные характеристики процессов и явлений социума, определить механизмы управления указанными процессами и определить его вклад в укрепление и сохранение общества в рассматриваемый период. Статья базируется на комплексе источников, представленных первоисточниками, а также научными исследованиями из области социологии, истории, педагогики.

Результаты. По итогам проведённого исследования можно констатировать, что созданный и функционирующий в России в 20-30 гг. XX в. социальный институт дошкольного образования вносил свой позитивный вклад в решение политических, социально-экономических, педагогических задач, обеспечивая тем самым эволюционное развитие государства, интеграцию и сохранение советского общества.

Об авторах

Рамзия Суфияновна Мардашова

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Mardashova62@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0812-8706
SPIN-код: 9552-7890
ResearcherId: MTD-2821-2025

кандидат педагогических наук, преподаватель Индустриально-педагогического колледжа

 

Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бердяев, Н. А. (2024). Судьба России. Москва: АСТ, 384 с.
  2. Гарнышева, Т. В. (2006). Тенденции развития дошкольного педагогического образования в Республике Татарстан на рубеже XX–XXI веков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 201 с. EDN: https://elibrary.ru/NOBUKB
  3. История буржуазной социологии XIX — начала XX века / отв. ред. И. С. Кон. (1979). Москва: Наука, 344 с.
  4. История советской дошкольной педагогики / сост.: Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко, Н. Б. Мчелидзе и др.; под ред. М. Ф. Шабаевой. (1980). Москва: Просвещение, 447 с.
  5. Литвин, Л. Н. (1992). Общественное дошкольное воспитание в РСФСР, 1917–1940 гг. Мурманск: МГПИ, 166 с.
  6. Магсумов, Т. А. (2022). Средняя профессиональная школа Казанского учебного округа в условиях модернизации отечественного образования конца XIX — начала XX в. Курск: ЗАО «Университетская книга», 535 с. DOI: https://doi.org/10.47581/2022/Magsumov.01. EDN: https://elibrary.ru/YMZRQC
  7. Марат, И. К. (2008). Трактовка понятия «социальный институт» в классической и современной социологии. Актуальные вопросы современной науки, (3), 266–272. EDN: https://elibrary.ru/RCCNZZ
  8. Мардашова, Р. С. (2018). История дошкольного образования в Татарстане. Часть I (конец XVIII — середина XX вв.). Набережные Челны: НГПУ, 357 с. https://www.iprbookshop.ru/83828.html
  9. Мардашова, Р. С. (2007). Формы и методы подготовки национальных кадров для дошкольных учреждений в Республике Татарстан (на материалах КГПИ, 30-е гг. XX в.). Казанский журнал, (4), 103–107. EDN: https://elibrary.ru/IJLAVF
  10. Маркс, К., Энгельс, Ф., Ленин, В. И. (1984). О коммунистическом воспитании. Москва: Политиздат, 288 с.
  11. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., 2-е изд.
  12. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 127. Оп. 1. Д. 4. 1918. Протоколы заседаний коллегии по народному образованию.
  13. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 127. Оп. 1. Д. 139. 1919–1921. Материалы о работе дошкольных учреждений.
  14. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 127. Оп. 1. Д. 140. 1919. Материалы по подготовке к I Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию.
  15. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 3682. Оп. 1. Д. 1862. 1932. Материалы об итогах и перспективах дошкольного воспитания в ТАССР.
  16. Нестеренко, Е. С. (2021). Теоретические основы становления социальных институтов. Теоретическая экономика, (4), 27–37. https://theoreticaleconomy.ru/ru/storage/view/149504. EDN: https://elibrary.ru/YJOBZP
  17. Петрова, В. Ф. (1999). Проектирование национально-регионального компонента стандарта подготовки специалистов дошкольного образования (на примере Республики Татарстан): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 226 с. EDN: https://elibrary.ru/NLMWWT
  18. Программы и внутренний распорядок детского сада (1934). Москва; Ленинград: Наркомпрос РСФСР — Учпедгиз, 175 с.
  19. Разов, П. В. (2012). Институциональный подход и возможности его применения в социологии управления. Научно-информационный журнал Армия и общество, (3)(31), 19–23. EDN: https://elibrary.ru/QZRNAN
  20. Руководство для воспитателя детского сада, Устав детского сада (1938). Москва: Наркомпрос РСФСР, 119 с.
  21. Фребель, Ф. (1913). Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1: Детский сад. Москва: Тип. К. И. Тихомирова, 531 с.
  22. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
  23. Энгельс, Ф. Положение рабочего класса в Англии. https://altkprf.ru/upload/iblock/e00/e003688f15c616416121ca8059fb95d1.pdf
  24. Bassis, M. S., Gelles, R. J., & Levine, A. (1991). Sociology: an introduction. New York: McGraw, 632 p.
  25. Federico, R. C. (1979). Sosiology. London: Addison-Wesley Publ. Co., 568 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».