Я-концепция билингвальной личности: метасистемный подход
- Авторы: Свитюк С.Ю.1,2
-
Учреждения:
- Иркутский национальный исследовательский технический университет
- Иркутский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 520-535
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/302893
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-820
- EDN: https://elibrary.ru/LVXULR
- ID: 302893
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению Я-концепции и билингвизма, изучение Я-концепции билингвальной личности в контексте метасистемного подхода до сих пор не проводилось.
Цель – выявление различий в содержании субсистемного уровня Я-концепции билингвальной личности с разными уровнями владения вторым языком.
Материалы и методы. Выборку составили продуктивные и рецептивные билингвы, обучающиеся в вузах г. Иркутска (N=260). Исследование субсистемного уровня Я-концепции билингвальной личности проводилось с помощью факторного анализа (анализ главных компонент при помощи Varimax вращения).
Результаты. Субсистемный уровень системы Я-концепции продуктивных билингвов представлен следующими субсистемами: коммуникативное Я, эмпатийное Я, адаптивное Я, кооперативное Я, ценностное Я, успешное Я, регулятивное Я. Субсистемный уровень системы Я-концепции рецептивных билингвов также представлен семью субсистемами, две из которых по сути совпадают с субсистемами продуктивных билингвов («коммуникативное Я» и «ценностное Я»), но отличаются по содержанию: коммуникативное Я, социальное Я, ценностное Я, конкурентное Я, принятие себя и других, целеустремленное Я, эмоциональная устойчивость.
Об авторах
Светлана Юрьевна Свитюк
Иркутский национальный исследовательский технический университет; Иркутский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sveta-1984@inbox.ru
SPIN-код: 2785-0677
старший преподаватель кафедры иностранных языков №2 Института лингвистики и межкультурной коммуникации; аспирант, кафедра общей психологии
Россия, ул. Лермонтова, 83, г. Иркутск, 664074, Российская Федерации; ул. Карла Маркса, 1, г. Иркутск, 664003, Российская Федерация
Список литературы
- Antoniou, K., Veenstra, K., & Kissine, M. (2020). How does childhood bilingualism and bi-dialectalism affect the interpretation and processing of pragmatic meanings? Bilingualism: Language and Cognition, 23, 186–203. https://doi.org/10.1017/S1366728918001189 EDN: https://elibrary.ru/KTGAXD
- Arnold, J. (2020). Affective factors and language learning. Language education and emotions: Research into emotions and language learners, language teachers and educational processes (p. 18–33). https://doi.org/10.4324/9781003019497-2
- Bialystok, E. (2020). Null results in bilingualism research: what they tell us and what they don’t. Journal of Multilingual Theories and Practices, (1), 8–22. https://doi.org/10.1558/jmtp.17104 EDN: https://elibrary.ru/EFHTDJ
- Bhatia, S., Babu, N., & Bhardwaj, G. (2022). Perceived parenting and self-concept of Indian college boys and girls. International Journal of Research in Social Sciences, 12(3), 85–110.
- Dewaele, J. M., & Botes, E. (2020). Does multilingualism shape personality? An exploratory investigation. International Journal of Bilingualism, 24(4), 811–823. https://doi.org/10.1177/1367006919888581
- Grosjean, F. (2010). Bilingual: Life and Reality. Cambridge, MA: Harvard University Press. 271 p. https://doi.org/10.4159/9780674056459
- Karpov, A. V. (2010). Meta-system approach as a methodological principle of psychological research. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 154–170. https://doi.org/10.11621/pir.2010.0006 EDN: https://elibrary.ru/OIOZXZ
- Karpov, A. V. (2012). The integral abilities of the personality as the subject matter of psychological research. Psychology in Russia: State of the Art, 5, 99–116. https://doi.org/10.11621/pir.2012.0006 EDN: https://elibrary.ru/OZTAUB
- Karpov, A. A., Karpov, A. V., Karabushchenko, N. B., & Ivashchenko, A. V. (2017). The interconnection of learning ability and the organization of metacognitive processes and traits of personality. Psychology in Russia: State of the Art, 10(1), 67–79. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0105 EDN: https://elibrary.ru/PRTRUA
- Karpov, A. V., & Chernov, D. N. (2023). Metasystem approach to the structural-level analysis of language competence. Pedagogical Review, 5(51), 165–174. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-5-165-174 EDN: https://elibrary.ru/JZFWFI
- Kashapov, M. M., Serafimovich, I. V., & Poshekhonova, Y. V. (2017). Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking. Psychology in Russia: State of the Art, 10(1), 80–94. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0106 EDN: https://elibrary.ru/RLXOZE
- Maleki, N. A., Zoghi, M., & Asadi, N. (2022). The impact of teacher-student interaction and academic self-concept on EFL learners' academic achievement. Journal of Language Horizons, 6(1), 225–245.
- Nichols, E. S., & Wild, C. J. (2020). Bilingualism affords no general cognitive advantages: A population study of executive function in 11,000 people. Psychological Science, 12(3), 548–567. https://doi.org/10.1177/0956797620903113 EDN: https://elibrary.ru/DOPNKN
- O'Brien, M. G. (2017). Literature review on the impact of second-language learning. Alberta Teachers' Association. 123 p.
- Yoshida, R. (2024). Self-Concept in Foreign Language Learning: A Longitudinal Study of Japanese Language Learners. Taylor & Francis. 188 p. https://doi.org/10.4324/9781003389316
Дополнительные файлы
