Я-концепция билингвальной личности: метасистемный подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению Я-концепции и билингвизма, изучение Я-концепции билингвальной личности в контексте метасистемного подхода до сих пор не проводилось.

Цель  выявление различий в содержании субсистемного уровня Я-концепции билингвальной личности с разными уровнями владения вторым языком.

Материалы и методы. Выборку составили продуктивные и рецептивные билингвы, обучающиеся в вузах г. Иркутска (N=260). Исследование субсистемного уровня Я-концепции билингвальной личности проводилось с помощью факторного анализа (анализ главных компонент при помощи Varimax вращения).

Результаты. Субсистемный уровень системы Я-концепции продуктивных билингвов представлен следующими субсистемами: коммуникативное Я, эмпатийное Я, адаптивное Я, кооперативное Я, ценностное Я, успешное Я, регулятивное Я. Субсистемный уровень системы Я-концепции рецептивных билингвов также представлен семью субсистемами, две из которых по сути совпадают с субсистемами продуктивных билингвов («коммуникативное Я» и «ценностное Я»), но отличаются по содержанию: коммуникативное Я, социальное Я, ценностное Я, конкурентное Я, принятие себя и других, целеустремленное Я, эмоциональная устойчивость.

Об авторах

Светлана Юрьевна Свитюк

Иркутский национальный исследовательский технический университет; Иркутский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sveta-1984@inbox.ru
SPIN-код: 2785-0677

старший преподаватель кафедры иностранных языков №2 Института лингвистики и межкультурной коммуникации; аспирант, кафедра общей психологии

 

Россия, ул. Лермонтова, 83, г. Иркутск, 664074, Российская Федерации; ул. Карла Маркса, 1, г. Иркутск, 664003, Российская Федерация

Список литературы

  1. Antoniou, K., Veenstra, K., & Kissine, M. (2020). How does childhood bilingualism and bi-dialectalism affect the interpretation and processing of pragmatic meanings? Bilingualism: Language and Cognition, 23, 186–203. https://doi.org/10.1017/S1366728918001189 EDN: https://elibrary.ru/KTGAXD
  2. Arnold, J. (2020). Affective factors and language learning. Language education and emotions: Research into emotions and language learners, language teachers and educational processes (p. 18–33). https://doi.org/10.4324/9781003019497-2
  3. Bialystok, E. (2020). Null results in bilingualism research: what they tell us and what they don’t. Journal of Multilingual Theories and Practices, (1), 8–22. https://doi.org/10.1558/jmtp.17104 EDN: https://elibrary.ru/EFHTDJ
  4. Bhatia, S., Babu, N., & Bhardwaj, G. (2022). Perceived parenting and self-concept of Indian college boys and girls. International Journal of Research in Social Sciences, 12(3), 85–110.
  5. Dewaele, J. M., & Botes, E. (2020). Does multilingualism shape personality? An exploratory investigation. International Journal of Bilingualism, 24(4), 811–823. https://doi.org/10.1177/1367006919888581
  6. Grosjean, F. (2010). Bilingual: Life and Reality. Cambridge, MA: Harvard University Press. 271 p. https://doi.org/10.4159/9780674056459
  7. Karpov, A. V. (2010). Meta-system approach as a methodological principle of psychological research. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 154–170. https://doi.org/10.11621/pir.2010.0006 EDN: https://elibrary.ru/OIOZXZ
  8. Karpov, A. V. (2012). The integral abilities of the personality as the subject matter of psychological research. Psychology in Russia: State of the Art, 5, 99–116. https://doi.org/10.11621/pir.2012.0006 EDN: https://elibrary.ru/OZTAUB
  9. Karpov, A. A., Karpov, A. V., Karabushchenko, N. B., & Ivashchenko, A. V. (2017). The interconnection of learning ability and the organization of metacognitive processes and traits of personality. Psychology in Russia: State of the Art, 10(1), 67–79. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0105 EDN: https://elibrary.ru/PRTRUA
  10. Karpov, A. V., & Chernov, D. N. (2023). Metasystem approach to the structural-level analysis of language competence. Pedagogical Review, 5(51), 165–174. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-5-165-174 EDN: https://elibrary.ru/JZFWFI
  11. Kashapov, M. M., Serafimovich, I. V., & Poshekhonova, Y. V. (2017). Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking. Psychology in Russia: State of the Art, 10(1), 80–94. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0106 EDN: https://elibrary.ru/RLXOZE
  12. Maleki, N. A., Zoghi, M., & Asadi, N. (2022). The impact of teacher-student interaction and academic self-concept on EFL learners' academic achievement. Journal of Language Horizons, 6(1), 225–245.
  13. Nichols, E. S., & Wild, C. J. (2020). Bilingualism affords no general cognitive advantages: A population study of executive function in 11,000 people. Psychological Science, 12(3), 548–567. https://doi.org/10.1177/0956797620903113 EDN: https://elibrary.ru/DOPNKN
  14. O'Brien, M. G. (2017). Literature review on the impact of second-language learning. Alberta Teachers' Association. 123 p.
  15. Yoshida, R. (2024). Self-Concept in Foreign Language Learning: A Longitudinal Study of Japanese Language Learners. Taylor & Francis. 188 p. https://doi.org/10.4324/9781003389316

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».