Процесс обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в неэкономическом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Среди ключевых трендов современной экономики цифровизация, рост числа пользователей банковских услуг, активность граждан на финансовом рынке. Рост ключевой ставки, привлекательные условия вкладов и легкость начала инвестиционной деятельности через мобильные приложения способствуют развитию этого сегмента. Эту тенденцию понимают и те, кто хочет заработать противозаконными способами и как следствие рост числа случаев финансового мошенничества. В этих условиях необходимо не просто повышение финансовой грамотности и обучение способам повысить свое благосостояние, но еще и обучение противодействию финансовому мошенничеству и взаимодействию с правоохранительными органами.

Цель – рассмотреть возможности обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в рамках повышения финансовой грамотности студентов неэкономического вуза.

Материалы и методы. При работе над статьей применялись анализ источников, содержащих опыт внедрения обучающих курсов противодействию финансовому мошенничеству отечественными и зарубежными специалистами, обобщение и систематизация полученных результатов, моделирование учебного процесса, педагогический эксперимент по модификации имеющихся практик ведения занятий по экономическим дисциплинам и применении их на занятиях в медицинском вузе, наблюдение за поведением студентов на занятиях с применением модифицированных педагогических технологий, анализ результатов применения педагогических технологий обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском.

Результаты. С момента начала перехода к рыночной экономике в нашей стране имелись случаи обмана граждан и незаконного обогащения. Значительная часть населения приобрела печальный опыт вложения средств в финансовые пирамиды. Но в этот период времени экономическое образование осуществлялось преимущественно в специализированных вузах и у подавляющей части населения не было возможности обучаться финансовой грамотности. Измерение уровня финансовой грамотности в России началось с 2012 г. Результаты исследований позволили сформировать программы обучения в соответствии с национальной стратегией. С течением времени экономика страны трансформировалась, появилась цифровая экономика. Население получило доступ к информационным ресурсам. Финансовые пирамиды стали единичными случаями, а злоумышленники освоили цифровые технологии. Сегодня несмотря на рост финансовой грамотности растет число пострадавших от их действий.

У правоохранительных органов накопился большой опыт привлечения к ответственности по статье 159 УК РФ, однако для возбуждения дела необходимо зафиксировать сам факт мошенничества, т.е. должно быть обращение от пострадавшего. А по статистике Банка России в случае финансового мошенничества только 27,7% обращаются в полицию и практически столько же (27,3%) никуда не обращаются. Как показал эксперимент внедрение в образовательный процесс занятия, посвященного вопросам противодействию мошенникам и взаимодействию с правоохранительными органами находит положительный отклик у студентов. Для поколения «Z» ближе онлайн сервисы, а соответственно возможности их применение в образовании. Обучение составлению грамотного заявления и подаче обращения в форме электронного документа положительно воспринимается Зуммерами. Во-первых, срабатывает действие в привычной для них цифровой среде, а во-вторых, отсутствует необходимость личного общения и дополнительной стрессовой ситуации. Молодые люди, как правило замкнуты и неохотно идут на личный контакт. В настоящий момент ведутся работы по геймификации разработанных курсов «Финансовая грамотность» и «Противодействие финансовому мошенничеству и управление индивидуальным риском». В совокупности внедряемые методы и технологии обучения и будут способствовать повышению не только финансовой грамотности и безопасности граждан, но и эффективной борьбе с мошенниками.

Об авторах

Денис Сергеевич Крылов

Краснодарский университет МВД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: d9183280525@yandex.ru
SPIN-код: 9993-0609

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин

 

Россия, ул. Ярославская ул., 128, г. Краснодар, 350000, Российская Федерация

Инна Сергеевна Лебедева

Кубанский государственный медицинский университет

Email: kinnas@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8030-671X
SPIN-код: 4926-9716
ResearcherId: AAS-7917-2020

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения №2

Россия, ул. Седина, 4, г. Краснодар, 350063, Российская Федерация

Список литературы

  1. Klapper, L., Lusardi, A., & van Oudheusden, P. (2015). Financial Literacy Around the World: Insights from the S&P global finlit survey. McGraw Hill Financial. 28 p.
  2. Lee, J., & Soberon-Ferrer, H. (1997). Consumer Vulnerability to Fraud: Influencing Factors. The Journal of Consumer Affairs, 31(1), 70–89. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.1997.tb00827.x
  3. Mason, K. A., & Benson, M. L. (1996). The effect of social support on fraud victims' reporting behavior: A research note. Justice Quarterly, 13(3), 511–524. https://doi.org/10.1080/07418829600093071
  4. Schoepfer, A., & Piquero, N. L. (2009). Studying the correlates of fraud victimization and reporting. Journal of Criminal Justice, 37(2), 209–215. https://doi.org/10.1016/j.jcrimjus.2009.02.003
  5. Titus, R. M., Heinzelmann, F., & Boyle, J. M. (1995). Victimization of persons by fraud. Crime & Delinquency, 41(1), 54–72. https://doi.org/10.1177/0011128795041001004 EDN: https://elibrary.ru/JQSUCT
  6. В 2023 году меньше россиян столкнулись с финансовыми мошенниками. (2023). Информационный портал газеты Известия. Получено с https://iz.ru/1610411/2023-11-24/v-2023-godu-menshe-rossiian-stolknulis-s-finansovymi-moshennikami (дата обращения: 24 ноября 2023 г.).
  7. Всё о финансах. Мошенничество. Финансовая культура. Проект Центрального банка Российской Федерации. Получено с https://fincult.info/articles
  8. Данилкин, А. (2024). Вам звонят из банка. Еженедельная газета "Петровка, 38", (20). Получено с https://petrovka-38.com/arkhiv/item/vam-zvonyat-iz-banka (дата обращения: 3 июня 2024 г.).
  9. Данилова, Е. П., & Портняга, Е. М. (2023). Финансовое мошенничество в современном мире. Siberian Socium, 7(2), 67–97. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2023-7-2-67-97 EDN: https://elibrary.ru/SEMFPI
  10. Индикаторы финансовой грамотности населения: подходы к измерению и интерпретации. (2020). Москва: Институт национальных проектов. 20 с. ISBN: 978-5-6043949-7-7.
  11. Интервью директора Департамента международных финансовых отношений Андрея Бокарева газете "Комсомольская правда" О результатах первого всероссийского исследования финансовой грамотности. (2019). Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. Получено с https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=36533-intervyu_direktora_departamenta_mezhdunarodnykh_finansovykh_otnoshenii_andryeya_bokareva_gazete_komsomolskaya_pravda (дата обращения: 26 февраля 2019 г.).
  12. Кибермошенничество: портрет пострадавшего. (2024). Банк России. Официальный сайт. Получено с https://www.cbr.ru/statistics/information_security/cyber_portrait (дата обращения: 7 февраля 2024 г.).
  13. Лебедева, И. С. (2024). Экономическое образование в медицинском вузе: история и современные тренды: монография. Чебоксары: ИД "Среда". 172 с. https://doi.org/10.31483/a-10637 ISBN: 978-5-907830-59-2 EDN: https://elibrary.ru/MMKXCG
  14. Никитина, И. А. (2009). Мировой опыт законодательной борьбы с финансовым мошенничеством. Вестник ОмГУ. Серия. Право, (4), 208–212. EDN: https://elibrary.ru/MNIFQF
  15. Редько, А. Н., & Лебедева, И. С. (2017). Исследование финансовой грамотности студентов КубГМУ как интегральный показатель освоения общекультурных компетенций. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (4-1), 220–224. EDN: https://elibrary.ru/YHGKWZ
  16. Сажина, Н. М., & Лебедева, И. С. (2024). Возможности применения геймификации при обучении экономике студентов медицинского вуза. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 168–195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-594 EDN: https://elibrary.ru/PTDWDZ

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».