Том 9, № 5 (2024)
Специальная тема номера: интеллектуальная история этнологической науки в Поволжье: посвящение 130-летию со дня рождения Н.И. Воробьева
К юбилею профессора Н.И. Воробьева: введение
Аннотация
Статья открывает специальный номер журнала «Историческая этнология», посвященный 130-летию со дня рождения выдающегося ученого Николая Иосифовича Воробьева – географа, историка-тюрколога, заслуженного деятеля науки Татарской АССР, почётного члена Географического общества СССР, основоположника этнографического татароведения и одного из ведущих исследователей этно- и культурогенеза чувашского народа. Профессор Воробьев является автором и редактором фундаментальных трудов – Основы физической географии Татарской Республики (Казань, 1936); Казанские татары: этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода (Казань, 1953); Чуваши. Этнографическое исследование (Чебоксары, 1956); Татары Среднего Поволжья и Приуралья (М.: Наука, 1967), а также других академических изданий. В публикации обозначены важные вехи биографии, основные направления научно–исследовательской деятельности ученого, начиная со студенческих увлечений этнической культурой народов Сибири до академической зрелости – фундаментальных исследований по этнографии тюркских народов Поволжья и Приуралья. Представлены векторы его преподавательской работы в Казанском государственном университете, в Казанском Восточно-педагогическом институте, а также административной и экспедиционной практики в стенах Центрального музея Татарской АССР, Института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР.



Профессиональное становление Н.И. Воробьева
«Любование стариной» в эпоху «великого перелома»: Н.И. Воробьев и преподавание этнографии в вузах Казани (1920-е – начало 1930-х гг.)
Аннотация
В статье рассматривается преподавательская деятельность известного этнографа, географа, исследователя этнографии татар и других народов Поволжья Николая Иосифовича Воробьева в Казанском университете и Восточном педагогическом институте в 1920-х – начале 1930-х гг. Показана его роль в организации специальных отделений этих вузов, где преподавали этнографию и близкие ей дисциплины (антропологию, антропогеографию, народоведение и другие). Описаны взгляды на этнографическое образование преподавательского сообщества Казани, студентов и органов власти различных уровней. В статье показано, что в первые годы советской власти этнографию в большом объеме преподавали в нескольких казанских вузах – Казанском университете, Северо-восточном археологическом и этнографическом институте, Восточном педагогическом институте. Главными инициаторами включения этнографических дисциплин в учебные программы вузов были сотрудники Казанского университета, среди них и Н.И. Воробьев. Однако чиновники Народного комиссариата просвещения РСФСР рассматривали этнографию как науку, изучающую «отсталые народности» и «пережитки», и не видели в ней средства идеологического воспитания студентов. Поэтому количество часов, отведенных на этот предмет, быстро сокращалось. Н.И. Воробьев и его коллеги предлагали ряд проектов учебных отделений (географическая и музейно-этнографическая секции Восточного педагогического института), чтобы сохранить этнографическое образование в Казани. В результате их усилий студенты физико-математического факультета Казанского университета и восточного отделения Восточного педагогического института изучали этнографию и близкие ей предметы вплоть до ее «разгрома» на рубеже 1920-х–1930-х гг.



Н.И. Воробьев и Центральный музей Татарской республики (1923–1930 гг.)
Аннотация
Н.И. Воробьев возглавлял Центральный Музей ТАССР в период формирования новой музейной практики, когда верные решения приходили с опытом, а главной задачей была выработка новой структуры институции. Молодой ученый на посту директора столкнулся с большим количеством административных вопросов и сложностей, от нехватки бюджета и кадров до устранения внешних угроз, вызванных низким уровнем обеспечения безопасности музейных коллекций. Острая нехватка средств отражалась на всем: Музей не мог занять все площади, выделенные государством, в штате отделов было не более трех человек, закупка предметов и плановое комплектование практически не осуществлялись. Но в то же время при подготовках выставок под руководством Н.И. Воробьева были организованы этнографические экспедиции во многие кантоны Татарской республики, в ходе которых был собран значительный материал, задокументировавший культуру и традиции народов края, предметы быта и ремесел, сделано большое количество фотографий. Благодаря этой работе Музей смог достойно представить Татарскую республику на масштабных Всесоюзных выставках в Москве 1923 и 1927 гг., на международной выставке в Париже 1925 г. Разделы Татреспублики на выставках были тепло встречены общественностью, а предметы, по их закрытию, пополняли фонды Музея.
В условиях ограниченного финансирования, нехватки площадей и ограниченности штатов под руководством Н.И. Воробьева в Музее были заложены принципы функционирования, на которых он будет основываться в следующие десятилетия. Совмещая музейную работу с научной карьерой, Николай Иосифович Воробьев покинул Музей в период установления полного государственного надзора над институцией, оставив после себя непросто Музей, а научное учреждение, в котором беспрерывно велась исследовательская работа.



Этнография поволжских тюрков в трудах Н.И. Воробьева: советская и современная рефлексия
Н.И. Воробьев и его роль в формировании академического татароведения в отечественной этнологии
Аннотация
Важная роль в формировании академического татароведения принадлежит выдающемуся ученому начала-середины XX в. профессору Николаю Иосифовичу Воробьеву. Своими трудами он заложил основы системного подхода к изучению культуры и быта народа, особенно, референтной группы этноса – казанских татар. Использование данных смежных исторических и географических дисциплин позволило ему поставить и решить ряд важных вопросов этнокультурной истории народа. В знаковой его монографии «Казанские татары» (1953) особое внимание обращается на тесную корневую их связь с местной Булгарской цивилизацией – этнокультурной предысторией народа. Системность подхода заключалась в создании Н.И. Воробьевым первой этнокультурной дифференциации волго-уральских татар, в основу которой были положены изученные на тот период времени культурно-бытовые и языковые различия внутри этноса. Она проявилась в применении типологических подходов к классификации этнографического материала, что позволило исследователю рассмотреть в динамике устойчивые разновидности материальной культуры (типы), наметить аналоги им у других соседних и отдаленных этносов Евразии, выйти тем самым на решение вопросов, связанных с этно- и культурогенезом татарского народа. Системный подход Н.И. Воробьева был применен и усовершенствован в исследованиях и научно-организационной деятельности его учеников и последователей, в том числе авторами шеститомного академического издания «Историко-этнографический атлас татарского народа». Фундаментальные труды Н.И. Воробьева по этнографии волго-уральских татар заложили основу формирования тюрко-татарского вектора академической этнологии в Волго-Уральском регионе России. Они – бесценный источник для современных и будущих поколений исследователей.



Этногенез чувашей в трудах Н.И. Воробьева: особенности трактовки
Аннотация
В статье рассматривается вклад профессора Н.И. Воробьева в научное изучение сложных аспектов этногенеза чувашского народа. Ученый по праву считается одним из видных исследователей проблемы происхождения чувашей. Будучи одним из руководителей и авторов первого тома коллективной монографии «Чуваши. Этнографическое исследование. Часть первая» (1956 г.), Н.И. Воробьев изложил в ней свою т.н. «автохтонную теорию» этногенеза чувашей, как о народе в основе своем финно-угорском, но с тюркским булгарским языком. В статье освещаются не всегда однозначные взгляды ученого на происхождение чувашей, изложенные им в публикациях 1930, 1950, 1953 гг. Отмечается, что в то время как немало ученых в начале научных поисков придерживались концепции финно-угорского происхождения чувашей, а впоследствии заняли позицию Н.И. Ашмарина, то Н.И. Воробьев изначально скорее склонялся булгарской теории, а уже позже стал автохтонистом. Указывается, что одним из слабых мест в трактовке ученым вопросов этногенеза являлось игнорирование фактора их языка булгарского типа. Для Н.И. Воробьева главным основанием для суждений о происхождении чувашей служила материальная и отчасти духовная культура, которая имела очень много общего с марийской. В статье указывается также на тот факт, что ученый не обратил внимание на фактор языческой религии в этнической истории чувашей. Вместе с тем следует отметить, что в поисках истоков чувашского народа он довольно широко привлекал материалы из известных археологических памятников Чувашского края. Особое внимание в статье уделено освещению критических оценок взглядов Н.И. Воробьева со стороны чувашских историков – В.Ф. Каховского и В.Д. Димитриева.



Вклад Н.И. Воробьева в районирование этнографических групп чувашей (по данным этнографии)
Аннотация
Н.И. Воробьев внес большой вклад в сравнительное изучение истории расселения и традиционной культуры этнографических групп чувашей, их межэтнического взаимодействия с контактируемыми этносами. Основой для выделения им трех этнографических комплексов послужили особенности, как обладавшие архаическим признаком, так и вновь образованные. Касаясь истории формирования этнографических групп, исследователь утверждал, что население северо-востока Чувашского Поволжья восприняло в своем быту больше южных тюркских влияний. Оно стало отличаться по языку и быту от северо-западного населения, хотя и сохранило с ним общность в главных элементах языка, культуры и быта. Нельзя считать обоснованным вывод Н.И. Воробьев о том, что основные этнографические группы чувашей, какими он считал верховых вирьял и низовых анатри, окончательно формируются в течение XV в. в северных районах Чувашии в результате сближения коренного населения этих районов с пришельцами с юга. Работа этнографических экспедиций по районам Чувашии в конце 1940-х – начале 1950-х гг. показала, что архаический комплекс был наиболее характерен для костюма средненизовых чувашей анат енчи, которых Н.И. Воробьев считал средней или смешанной этнографической группой. В целом эту группу он представлял как часть анатри, которые изменили свой быт под влиянием заимствований у татар. Авторским коллективом под руководством ученого была подробно разработана классификация чувашей по группам и подгруппам на основе народного костюма. Н.И. Воробьев впервые выделил три подгруппы в составе анатри. Пограничная зона между анатри и анат енчи, которая не нашла четкого определения у предшественников, в частности Г.И. Комиссарова, Н.И. Воробьевым также не была обозначена. Костюм верховых сформировался в результате взаимодействия с горными марийцами, хотя и в нем не были вытеснены многие признаки, объединяющие его прежде всего с костюмом анат енчи. Исследователи подчеркивают, что разительные внешние отличия, которые фиксировались у верховой чувашки северо-западной подгруппы и низовой чувашки хирти, не нарушали единой культурной общности чувашского народа. Следует отметить актуальность нерешенной экспедициями конца 1940-х – начала 1950-х гг. задачи более детального обоснования культурно-языковых ареалов на уровне подгрупп в составе этнографических групп чувашей, подразделяющихся на четыре подгруппы в верховой зоне и по три в средненизовой и низовой.



Рецензия на книгу «Н.И. Воробьев. Казанские татары. Казань: Татгосиздат, 1953»
Аннотация
Рецензируемая работа посвящена характеристике материальной культуры казанских татар конца XIX – начала XX в. Автор поставил перед собой задачу выявить основные элементы материальной культуры казанских татар, проследить историю сложения, проанализировать присущие ей территориальные и классовые различия. Основой работы послужила монография того же автора «Материальная культура казанских татар», опубликованная в 1930 г. С того времени автор накопил новый материал, критически пересмотрел прежние выводы и дал по существу новую работу (цит. по: Смирнов А.П. Н.И. Воробьев. Казанские татары. Татгосиздат, Казань, 1953. Советская этнография. М., 1954. №3. С.168–172).



Художественно-образные зарисовки Л.М. Поздеевой из экспедиций с Н.И. Воробьевым
Аннотация
В статье анализируются экспедиционные зарисовки профессионального художника Людмилы Михайловны Поздеевой из фондов Национального музея Республики Татарстан и Центра письменного наследия «Мирасханэ» Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, сделанные мастером во время экспедиций 1926 и в 1927 гг. под руководством Н.И. Воробьева. Анализу подлежат костюмные комплексы татар разных субэтнических и этнографических групп. Особое внимание уделяется научной составляющей творчества Л.М. Поздеевой, соответствию зарисовок письменным источникам, музейным материалам и экспедиционным фотографиям.
Автором статьи выявлено девять акварелей и одна зарисовка графитным карандашом, на которых изображена одежда мужчин и женщин разных возрастов. Работы были выполнены в Челнинском, Чистопольском, Свияжском, Тетюшском кантонах, в таких поселениях, как Нижнее Бишево, Каинлы, Акбулатово, Старый Татарский Адам, Молькеево, Старый Курбаш и Бакорчи (Бакрчи). Некоторые изображения продублированы фотографиями, ставшими визуальным сопровождением текстов научных публикаций Н.И. Воробьева. Найденные автором статьи зарисовки Л.М. Поздеевой полностью соответствуют фотоизображениям, что является свидетельством точного воспроизведения увиденного ею в экспедициях. Художник выбирал разные ракурсы персонажей в национальной одежде, создавая тем самым не просто этнографическую копию, а художественный образ.



Документы
«Автобиография профессора Николая Иосифовича Воробьева»
Аннотация
Публикация представляет собой комментарий и текст рукописной автобиографии Н.И. Воробьева. Документ вводится в научный оборот впервые. Предпринимаемый анализ текста позволил выявить новые факты из жизни и деятельности ученого, уловить их контекст.
Документ датируется 2 марта 1947 г. и был написан ученым во время его работы в Казанском государственном университете. Н.И. Воробьев подробно перечисляет факты о родителях, процессе получения образования, начале преподавательской, исследовательской работы. Он раскрывает эволюцию собственных научных интересов – от географии к этнографии, и выделяет важные с его точки зрения авторские научные труды. В документе упоминается научная работа Н.И. Воробьева на Дальнем Востоке по изучению быта нанайцев (гольдов) и в Марийской АССР – лимнологические исследования озер. Исследователь подчеркивает свою работу по методической поддержке учителей. Отдельная глава автобиографии содержит описание участия ученого в работе различных общественных научных организаций. Н.И. Воробьев акцентирует внимание на важных, соответствующих духу времени, аспектах жизни. Это признание своей политической несознательности в первые годы советской власти, служба в Красной Армии в качестве рядового красноармейца.
Автобиография Н.И. Воробьева является ценным, информативным источником. Она показывает не только значимость для самого ученого отдельных вех своей жизни и творчества, но и раскрывает особенности советской эпохи, в условиях которой работало все научное сообщество.



«Моя работа… прошла не даром»
Аннотация
Публикация представляет собой комментарий и тексты трех ранее неизвестных писем, написанных друг другу Н.И. Воробьевым и Р.К. Гареевой (Уразмановой) – в будущем главным специалистом по обрядам и праздникам татарского народа. Предпринятый анализ документов позволил выявить особенности научной коммуникации между этими персонами, переживания коснувшегося исследовательской работы, неопытного, но стремящегося к науке молодого школьного учителя, влияние марксистко-ленинской идеологии на понимание значения этнографической науки в советское время.
Первое письмо Гареевой было написано 23 января 1961 г. В нем она делится своими волнениями из-за непонимания необходимости этнографии. Воробьев в феврале этого же года пишет ей обстоятельный ответ. Николай Иосифович делит письмо на блоки. В первой части, рассуждая о веке науки и техники, он указывает на духовные потребности. Культура и искусство, по его мнению, оказываются не менее важными для людей, чем материальные потребности. Рассуждая о значении этнографической науки, ученый подчеркивает необходимость всестороннего изучения «развитости» культуры разных народов, когда старые навыки могут быть полезны для удовлетворения современных потребностей. В последнем разделе он утверждает, что новое поколение исследователей необходимо для обеспечения непрерывности научного знания. Полученное Р.К. Гареевой географическое образование, как убежден Н.И. Воробьев, поможет ей смотреть на традиционную культуру намного шире.
Второе письмо Руфы (Рауфы) Каримовны не такое тревожное, как первое. Поблагодарив Воробьева за ответ, она, вдохновленная, сообщает о своих исследовательских планах по сбору этнографических материалов о культуре татар и о подготовке к поступлению в аспирантуру.
Выявленные документы эпистолярного характера позволили раскрыть тонкие моменты становления и развития этнологической науки в Поволжье, значение личности/учителя в профессиональном становлении исследователей традиционной культуры народов региона.



История идей и идеи в истории
Творческий юбилей Галимджана Ибрагимова (по материалам архивных источников)
Аннотация
В статье представлены архивные материалы, в которых документально зафиксированы торжественные мероприятия двадцатилетнего творческого юбилея классика татарской литературы, публициста, общественного деятеля Галимджана Ибрагимова, проведенные в 1928 г. В фондах Государственного архива Республики Татарстан (Казань) и архива Российской академии наук (Москва) имеются протокол и стенограмма с торжественных мероприятий, посвященных данному юбилею.
Протокол напечатан на татарском языке, стенограмма представлена на русском языке. Из-за серьезной болезни легких писатель в это время проживал на лечении в городе Ялте. Подготовка и проведение мероприятий были организованы на высшем уровне, юбилейная дата отмечалась даже за пределами Татарской республики. Хотя личное присутствие Г. Ибрагимова было невозможным, юбилей был проведен масштабно, транслировался по радио. Был организован концерт и поставлен спектакль по драме писателя «Новые люди». В конце мероприятия была прочитана, а позже и отправлена в Ялту телеграмма с поздравлением юбиляру. Позже Г. Ибрагимовым отправлена ответная телеграмма со словами благодарности в редакции газет «Кызыл Татарстан» и «Эшче». Среди приглашенных и выступивших с докладами были видные литературные и общественные деятели и востоковеды (И. Рахматуллин, Г. Нигмати, Г. Линсцер), были зачитаны поздравления от разных адресатов из городов России и из-за рубежа.
Стенограмма очень объемная. Как видно из содержания в заседании приняли участие видные деятели – Н.Тюрякулов, И.Бороздин, А.Н.Максудов, Б.Х.Мансуров, А.М.Аршаруни. В выступлениях докладчиков прослеживается значимая роль Г. Ибрагимова в общественной жизни татарского народа, как литературоведа, научного работника и общественного деятеля.
В статье приведены цитаты из архивных документов на языке оригинала и факты, касающиеся творческого юбилея писателя из периодической печати первой половины XX в.



Высокое служение Отечеству: к 75-летию Н.М.Валеева
Аннотация
Статья, посвященная 75-летию доктора филологических наук, профессора, академика Академии наук Республики Татарстан, заслуженного деятеля науки Республики Татарстан и Российской Федерации, члена Союза писателей России и президиума Союза краеведов России Наиля Мансуровича Валеева, раскрывает юбиляра как выдающегося российского ученого-гуманитария, литературоведа, искусствоведа, историка, краеведа, культуролога, крупного организатора науки, государственного деятеля. Уникальные его научные труды и резонансные, значимые и концептуальные проекты всероссийского и мирового уровня работают на престиж Республики Татарстан и Российской Федерации. За три десятилетия жизни в Елабуге им написаны сотни статей и десять книг по историко-культурному наследию этого города, о судьбах елабужских купцов-благотворителей. Огромная работа по организации целенаправленного изучения истории города привело к признанию Елабуги одним из туристически привлекательных городов России. Регулярное проведение международных научных конференций, посвященных изучению судеб купеческих династий города и творческого наследия забытого классика русской литературы Д.И. Стахеева, привлекло внимание ученых России и зарубежья, а также потомков купеческих династий Стахеевых из Австралии, Швейцарии, Великобритании, Франции к богатой истории города. Огромная работа проведена Н.М. Валеевым по привлечению внимания ученых Академии наук Республики Татарстан и гуманитариев Федерального исследовательского центра «Казанский научный центр Российской академии наук» к изучению и сохранению историко-культурного наследия города Чистополя. Научные труды Н.М. Валеева о жизни казанского искусства ХХ века, энциклопедия «Чистополь литературный», монография «Борис Пастернак в Чистополе. К истокам романа «Доктор Живаго» и другие работы вызвали широкий резонанс в стране и мире, привлекли внимание специалистов к богатой истории Татарстана и Чистополя.


