Развитие профессиональных навыков общения вьетнамцев на русском языке в сфере гостиничного бизнеса
- Авторы: Нгуен Н.1, Тхань Т.1
-
Учреждения:
- Ханойский университет
- Выпуск: Том 23, № 4 (2025)
- Страницы: 642-655
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного
- URL: https://bakhtiniada.ru/2618-8163/article/view/360842
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2025-23-4-642-655
- EDN: https://elibrary.ru/OBAOTG
- ID: 360842
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Готовность к прохождению стажировки критически важна для студентов языковых специальностей, планирующих карьеру в сфере гостеприимства. Тем не менее мало что известно о том, как обучение служением (service-learning) может способствовать этому процессу в неанглоязычных образовательных программах. Во Вьетнаме растет спрос на специалистов гостиничного бизнеса, владеющих русским языком, что создает острую необходимость в разработке эффективных педагогических моделей. Рассмотрено, как проект обучения служением, встроенный в модуль «Русский язык для специальных целей», способствует формированию у студентов готовности к профессиональной практике через язык, осмыслению опыта и развитию профессиональных навыков. Реализован качественный эксперимент с участием десяти студентов третьего курса, обучающихся по направлению «Русский язык» в одном из университетов Вьетнама. Данные собраны с использованием полуструктурированных интервью, рефлексивных дневников, а также анализа двуязычных материалов, созданных студентами в процессе подготовки семестрового проекта, ориентированного на работу с сообществом. Тематический анализ данных проведен с опорой на теорию опытного обучения К. Колба и модель карьерной готовности, разработанную Национальной ассоциацией колледжей и работо-дателей США (NACE). Результаты показывают, что обучение служением способствует подготовке к стажировке за счет совершенствования навыков владения русским языком в профессионально-специфичных контекстах, развития рефлексивного понимания коммуникативных трудностей и формирования гибких навыков, таких как работа в команде, инициативность и межкультурная компетенция. Исследование вносит вклад в интеграцию обучения служением в преподавание русского языка для специальных целей и подчеркивает педагогическую ценность практико-ориентированных проектов в подготовке студентов к профессиональной деятельности в сфере гостеприимства во Вьетнаме.
Об авторах
Нят Туан Нгуен
Ханойский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tuannn@hanu.edu.vn
ORCID iD: 0009-0007-7757-4319
доктор философии (PhD) в области теории и практики перевода, декан факультета последипломного образования
Вьетнам, Хайной, район Тхань Суан, Nguyen Trai Road, Km9Тхи Фыонг Чыонг Тхань
Ханойский университет
Email: thanhttp@hanu.edu.vn
ORCID iD: 0009-0008-6640-9956
доктор филологических наук, декан кафедры русского языка
Вьетнам, Хайной, район Тхань Суан, Nguyen Trai Road, Km9Список литературы
- Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: W. H. Freeman.
- Bawica, I. M. (2021). The university internship program and its effects on students’ employability readiness. International Journal of Academe and Industry Research, 2(3), 90–106. https://doi.org/10.53378/348731 EDN: LCZIUL
- Braun, V., & Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 3(2), 77–101. —https://doi.org/10.1191/1478088706qp063oa
- Culcasi, I., & Paz Fontana Venegas, R. (2023). Service-learning and soft skills in higher education: A systematic literature review. Form@re – Open Journal Per La Formazione in Rete, 23(2), 24–43. https://doi.org/10.36253/form-14639 EDN: JDGUZW
- Choi, Y., Han, J., & Kim, H. (2023). Exploring key service-learning experiences that promote students’ learning in higher education. Asia Pacific Education Review. https://doi.org/10.1007/s12564-023-09833-5 EDN: EHVWAC
- Dare, A., Fancourt, N., Robinson, E., Wilkinson, T., & Bagg, W. (2009). Training the intern: The value of a pre-intern year in preparing students for practice. Medical Teacher, 31(8), e345–e350. https://doi.org/10.1080/01421590903127669
- Dewey, J. (1938). Experience and education. New York, NY: Macmillan.
- Eyler, J., & Giles, D. E., Jr. (1999). Where’s the learning in service-learning? San Francisco, CA: Jossey-Bass.
- Furco, A. (1996). Service-learning: A balanced approach to experiential education. In B. Taylor (Ed.), Expanding boundaries: Serving and learning (pp. 2–6). Washington DC: Corporation for National Service.
- Gizdulin, E. F., & Nuridinov, Z. S. (2023). Professional orientation in the teaching of foreign language at non-filological faculties. American Journal of Language, Literacy and Learning in STEM Education, 1(4), 31–33.
- Hatcher, J. A., & Bringle, R. G. (1997). Bridging the gap between service and learning. Evaluation/Reflection, 20.
- Hellebrandt, J., Arries, J., Varona, L., & Klein, C. (2003). Juntos: Community partnerships in Spanish and Portuguese: AATSP Professional Development Series Handbook, vol. 5. Boston, MA: Heinle.
- Hong, L., Chen, K., Zhang, Hz., & Ju, Jw. (2024). Impact of academic service-learning on students: An evaluation study of a university-level initiative in China. Applied Research in Quality of Life, 19, 1117–1138. https://doi.org/10.1007/s11482-024-10281-5 EDN: ZSYCEP
- Jacoby, B. (2015). Service-learning essentials: Questions, answers, and lessons learned. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
- Kapustina, O. N. (2020). Professionally-oriented teaching of Russian as a foreign language. In Scientific trends: Pedagogy and psychology. Proceedings of the international scien-tific and practical conference May 4, 2020 (pp. 18–20). St. Petersburg: International United Academy of Sciences “TSNK MOAN” Publ. (In Russ.). https://doi.org/10.18411/sciencepublic-04-05-2020-04 EDN: VXCFZY
- Капустина О.Н. Профессионально-ориентированное обучение русскому языку как иностранному // Научные тенденции: педагогика и психология : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 4 мая 2020 г. СПб. : Международная объединенная академия наук «ЦСНК МОАН», 2020. С. 18–20. https://doi.org/10.18411/10.18411/sciencepublic-04-05-2020-04 EDN: VXCFZY
- Kolb, D. A. (1984). Experiential learning: Experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Le, Q. T. T., Doan, T. H. D., Nguyên, Q. L. H. T. T., & Nguyen, D. T. P. (2020). Competency gap in the labor market: Evidence from Vietnam. Journal of Asian Finance, Economics and Business, 7(9), 697–706. https://doi.org/10.13106/jafeb.2020.vol7.no9.697 EDN: FPYLCT
- Merriam, S. B. (2009). Qualitative research: A guide to design and implementation. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
- Ndyay, M., Nguyen, W. T., & Grunina, E. O. (2020). Innovative technologies in teaching Russian as a foreign language. Russian Language Studies, 18(1), 7–38. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-7-38 EDN: KGWBWZ
- Ндьяй М., Нгуен У.Т., Грунина Е.О. Инновационные технологии в препода-вании рус-ского языка как иностранного // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 7–38. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-7-38 EDN: KGWBWZ
- Parajuli, D., Vo, D. K., Salmi, J., & Tran, N. T. A. (2020). Improving the performance of higher education in Vietnam: Strategic priorities and policy options. Washington, DC: World Bank.
- Perren, J. M., & Wurr, A. J. (Eds.). (2015). Learning the language of global citizenship: Strengthening service-learning in TESOL. Champaign, IL: Common Ground Research Networks. https://doi.org/10.18848/978-1-61229-815-3/CGP
- Schneider, J. (2018). Teaching in context: Integrating community-based service learning into TESOL education. TESOL Journal, 10(1), e00380. https://doi.org/10.1002/tesj.380
- Talipova, D. K. (2024). Teaching Russian as a foreign language using modern methods. Pedagogical Cluster – Journal of Pedagogical Developments, 2(5), 253–259.
- Tilley-Lubbs, G. A. (2004). Service-learning and foreign-language teacher education. Hispania, 87(1), 132. https://doi.org/10.2307/20063011
- Yin, R. K. (2018). Case Study Research and Applications: Design and Methods (6th ed.). Thousand Oaks, CA: Sage.
Дополнительные файлы

