Чтение как фактор успешного обучения школьников и студентов
- Авторы: Первова Г.М.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 8, № 4 (2022)
- Страницы: 690-696
- Раздел: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/301677
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-690-696
- ID: 301677
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Во вступительной части названы педагогические условия успешного обучения в школе и в вузе, при этом чтение выделено как наиболее продуктивный вид учебной деятельности детей, подростков и молодёжи. Чтение рассмотрено как универсальный и активный вид речевой деятельности, имеющий разносторонние характеристики. В соответствии с задачей исследования, определены функции чтения: интеллектуальная, эстетическая, гедонистическая, мировоззренческая, познавательная, коммуникативная и прикладная и в дальнейшем прослежена динамика развития читателя. В основной части показаны этапы читательской подготовки обучающихся: начинающие читатели в начальной школе проходят период формирования способов и навыка чтения, добиваются такого личностного результата, как читательская самостоятельность. Школьники среднего звена образования осваивают стратегии чтения произведений разных стилей и жанров. Студенты обучаются основам профессионального чтения и читательской культуры. Указаны направления литературоведческой науки, занимающиеся читателями. За результаты обучения чтению отвечают методисты и педагоги, поэтому подробно рассмотрена сюжетно-ролевая игра как вид учебной деятельности и вариант читательской подготовки учителя. Результативность процесса обучения чтению включает ряд показателей: читательский кругозор, наличие полноценного навыка чтения, групп читательских умений в работе с текстами и книгами, продуктивные способы работы до чтения, в процессе чтения и после прочтения текста и книги, связанные с типом правильной и культурной читательской деятельности. Теоретико-деятельностный подход к читательской подготовке студентов соотносится с практико-ориентированным подходом к читательской подготовке школьников. Выводы основаны на научных школах становления читателей в разных направлениях исследования проблемы.
Ключевые слова
Об авторах
Г. М. Первова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: gmp47@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-2832
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Чтение: энциклопедический словарь / под ред. Ю.П. Мелентьевой. М.: Наука, 2021. 438 с.
- Первова Г.М. Читательская культура педагога. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2018. 250 с.
- Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Сов. писатель, 1964. 542 с.
- Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции, школы, термины: энциклопедический справочник / отв. А.В. Дранов и др. М.: Интрада, 1996. 317 с.
- Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: словарьсправочник. М.: Экон-Информ, 2011. 213 с.
- Первова Г.М., Колганова Н.Е. Формирование читателя в начальной школе. Липецк: Веда-социум, 2018. 183 c.
- Первова Г.М. Типология уроков литературного чтения // Начальная школа. 2020. № 2. С. 22-25.
Дополнительные файлы
