Черты символизма и модерна в фортепианном творчестве С.В. Рахманинова: на примере Этюда-картины op. 39 № 5
- Авторы: Чжи Л.1, Сунь Л.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
- Даляньский колледж искусств
- Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
- Страницы: 1095-1101
- Раздел: МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/358498
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1095-1101
- ID: 358498
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Этюд-картина op. 39 № 5 ми-бемоль минор Сергея Васильевича Рахманинова стала последним сочинением композитора, завершённым в России перед эмиграцией. В музыкальной ткани этого произведения совмещаются принципы модерна (орнаментальность, культ утончённой красоты, самоценность фактуры) и символизма (многоплановость образного содержания, идея синтеза искусств, недосказанность), тем важнее обратиться к комплексному анализу художественного стиля модерн и эстетики символизма в фортепианном творчестве С.В. Рахманинова. Цель исследования – доказать гипотезу о глубокой связи музыкального языка Этюда-картины op. 39 № 5 с художественными принципами модерна и символизма, что подтверждает синтетическую природу стиля композитора.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использован комплекс музыковедческих методов: целостный музыкальнотеоретический анализ, историко-культурный подход и сравнительно-стилистический анализ, позволяющий выявить специфику претворения стилевых черт эпохи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализированы и систематизированы конкретные элементы музыкальной ткани этюда, раскрывающие черты модерна (орнаментальность фактуры, самоценность звуковой материи) и символизма (многоплановость образного содержания, гармоническая зыбкость). Установлено, что драматургия пьесы, построенная на контрасте и отсутствии позитивного разрешения, отражает ключевые мироощущения эпохи – трагическое предчувствие и экзистенциальный кризис. Сформированный методический подход и полученные выводы могут быть применены в дальнейших музыковедческих исследованиях творчества Рахманинова и его современников, а также в педагогической практике при изучении русской музыки рубежа XIX–XX веков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Этюд-картина op. 39 № 5 является органичным синтезом поздней романтической традиции и новых стилевых тенденций, где принципы модерна и символизма становятся определяющими для художественного высказывания композитора в переломный исторический период, органично претворяя философскую глубину и сложную образную сферу своего времени.
Об авторах
Линьци Чжи
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: 3049362421@qq.com
Чжи Линьци – магистр.119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1 Китай
Ланьсинь Сунь
Даляньский колледж искусств
Email: 3049362421@qq.com
Сунь Ланьсинь - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыковедения.116600, Далянь, пров. Ляонин, ул. Тунхуэй, 19 Китай
Список литературы
Дополнительные файлы



