Тамбовское иконописное направление как способ сохранения и приумножения традиций уставного иконописания
- Авторы: Никольская Т.М.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 6, № 24 (2020)
- Страницы: 807-818
- Раздел: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/302845
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-24-807-818
- EDN: https://elibrary.ru/MOZLEY
- ID: 302845
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрено современное положение, связанное с возрождением иконописных традиций. Именно икона, несмотря на все трудности понимания, является тем элементом, который способствует возрождению и формированию внутренних основ, столь необходимых на современном этапе развития общества. Прослежена ситуация, связанная с уничтожением традиционных духовных ценностей в послереволюционное время. Рассказано о тех людях, которые в столь нелегкое время пытались сохранить основные догматические каноны иконописания. Доказано, что именно их постоянное стремление к сохранению и распространению исконных ценностей, а также неустанный труд помогли не исчезнуть столь яркому культурному наследию. Проанализированы особенности существования традиционной уставной иконописи на Тамбовской земле. Обосновано, что формирующееся Тамбовское иконописное направление со своими традициями, этапами развития и выразительными средствами, базирующееся на благочестивом и художественном опыте наших предков, сохраняет и приумножает иконописные традиции в России. А использование малахитового цвета придаёт созданным образам неповторимость, наполняя их своим семиотическим контекстом. Отмечаются особенности данного направления. Сделан вывод о необходимости возрождения высоко духовной личности путём изучения данного направления.
Об авторах
Т. М. Никольская
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: timnik2004@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5936-4405
докторант, кафедра истории печати и методов идеологической работы
Азербайджан, AZ1148, Азербайджанская Республика, г. Баку, ул. З. Халилова, 23Список литературы
- Никольский М.В. Анализ современных методов и форм организации обучения уставной православной иконописи России // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Тамбов, 2009. С. 51.
- Никольская Т.М. Символика и семантика иконописного образа // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 300-319.
- Языкова И.К. Богословие иконы. М.: ББИ, 2019. 368 с.
- Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Даръ, 2008. 480 с.
- Иконописец. Монахиня Иулиания / авт.-сост. Н.Е. Алдошина, А.Е. Алдошина. М.: Москва, 2012. 219 с.
- Копировский А.М. Церковное искусство. М.: Свято-Филарет. православно-христианский ин-т, 2016. 232 с.
- Никольский М.В. Уставная православная иконопись как феномен духовной культуры общества // Аналитика культурологии. 2010. № 1 (16). С. 175-183.
- Дульнева Т.М. Цвет в древнерусской иконописи, его символика и значение // Национальные приоритеты России. М., 2018. № 4 (31). С. 92-99.
- Филатов В.В. Словарь изографа. М.: ЛЕСТВИЦА, 2000. 256 с.
- Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М.: Эксмо, 2014. 336 с.
Дополнительные файлы
