Сон в прозе Гайто Газданова как литературная проблема
- Авторы: Иванов Е.Е.1, Иванова Г.П.2
-
Учреждения:
- Иркутский государственный университет
- Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
- Выпуск: Том 7, № 25 (2021)
- Страницы: 91-101
- Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/302472
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-91-101
- ID: 302472
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Освещена проблема сна в поэтике прозы Г. Газданова. Сон рассмотрен в ракурсе прагматики творчества, самопознания и его роли в архитектонике текста. Прослеживается динамика развития художественной репрезентации сновидения как интертекстуального явления. В свете литературных ассоциаций с творчеством А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и Э. По сон в творчестве Г. Газданова определен как развитие мифологемы Нарцисса в трактовке А. Жида в одноименном эссе. Проанализированы сближение темы сна и призрачности реального мира и влияние онирической дивинологии на повествование в целом. Подрывающие очевидность событий анарративные элементы метаповествования описаны как система противопоставления текущего положения дел вечности. Позиция автора в романах, связанных с Гражданской войной и эмиграцией, рассмотрена в терминах работы М.М. Бахтина «К философии поступка». «Вненаходимость» автора повседневному миру, отграничивая перевернутый мир насилия от культуры, манифестируется как «иное» повествуемому миру нарраторов. Сон предстает универсалией не только в плане поэтики возможных миров фикционального, но и тотальностью в становлении героев. Обретение яви оказывается возможным только в последних произведениях писателя, в альтруизме как «пробуждении» героев и в интенции к состоянию самадхи. Нирвана как модус авторской «вненаходимости» «спускается» в мир персонажей как итог «движения чувств» или «огонь душевный» – преобладающей особенности произведений Г. Газданова. Таким образом, призрачная сновидность в качестве генерализующего форманта метаповествования ослабевает по мере удаления от «ужасов истории» как травматического опыта участия в войне и последовавшей за ней неустроенностью-«незамеченностью» образа автора. Полифонизм голосов автора и героев в последних романах образует единое нарративное поле, а здесь и сейчас обретает статус яви как просветления, или, в тезаурусе Г. Газданова, «перерождения».
Ключевые слова
Об авторах
Е. Е. Иванов
Иркутский государственный университет
Email: ayaom@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-9937-4357
аспирант
664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1Г. П. Иванова
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Автор, ответственный за переписку.
Email: tervhen66@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4184-1597
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
630008, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113Список литературы
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 5: Евгений Онегин. Драматические произведения. Л.: Наука, 1978. 527 с.
- Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Studies in Slavic Literature and Poetics, Vol. 20; Literary Tradition and Practice in Russian Culture. Amsterdam; Atlanta, 1993.
- Пумпянский Л.В. Достоевский и античность:. Пг.: Замыслы, 1922. 48 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984– 1985. М., 1986. С. 80-160.
- Газданов Г. Собрание сочинений: в 5 т. М., 2009.
- Jandl I. Textimmanente Wahrnehmung bei Gajto Gazdanov: Sinne und Emotion als Motivische und Strukturelle Schnittstelle zwischen Subjekt und Weltbild. Berlin: Peter Lang GmbH, 2019. 566 S.
- Дугин А. Имя мое – топор. Достоевский и метафизика Петербурга. 2011. 11 нояб. URL: http://rossia3.ru/ideolog/nashi/dostoev (дата обращения: 08.07.2020).
- По Э.А. Стихотворения; Новеллы; Повесть о приключениях Артура Гордона Пима; Эссе: пер. с англ. М.: АСТ: НФ «Пушк. б-ка», 2003.
- Венедиктова Т.Д. По следу серафимов: между поэзией и аналитической прозой. (Чтение «Ворона» Э.А. По) // Литература двух Америк. 2017. № 2. С. 117-133.
- Иванов E.Е. Ирреализм в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр» // ФИЛОLOGOS. Елец, 2019. № 4 (43). С. 33-41.
- Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 15. Л.: Наука, 1996. 862 с.
- Колесников А.С. Мировая философия в эпоху глобализации. Нью-Йорк; Санкт-Петербург: Зарубежная Россия, 2008. 434 с.
- Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М.: Рос. полит. энцикл., 2004. 376 с.
- Жид А. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1: Трактат о Нарциссе. М.: ТЕРРА – Кн. клуб, 2002. 413 с.
- Иванов Е.Е. Сильные позиции текста как путь «философии жизни» в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» // Вестник университета (Российско-Таджикский (славянский) университет). Душанбе, 2019. № 4 (68). С. 198-211.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 896 с.
Дополнительные файлы
