Взаимосвязь языка и речи как предмет педагогической лингвистики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Педагогическая лингвистика рассматривается как направление современной русистики, в котором реализуется особый аспект системного изучения языка, учитывающий специфику обучающей функции. Выделение данного аспекта обусловлено разными задачами учебного и научного описания языка. Предметом педагогической лингвистики является взаимодействие учителя и ученика в процессе усвоения теоретических и практических основ языка как объекта действительности. Представлено теоретическое обоснование противопоставления языка и речи, рассмотрены основные различия между ними. Проанализирован школьный материал русской фонетики с точки зрения реализации данного противопоставления. Его анализ показывает недостаточность и непоследовательность учёта соотношения языка и речи как взаимосвязанных, но не тождественных явлений в школьном изучении фонетики. Обосновывается концептуальная и практическая необходимость включения в школьный учебник понятия фонемы как языковой единицы в её соотношении с фоном (звуком) как речевой единицей. Языковой и речевой аспекты, будучи не тождественными, предполагают друг друга, обнаруживая единство: речевой аспект позволяет увидеть язык в его функциональном виде, который представлен в общении (речевой деятельности человека). Доказано, что последовательное и системное теоретическое изложение материала о соотношении языка и речи в отношении фонемы и звука позволяет осмыслить более полно и непротиворечиво практику транскрибирования и фонетического разбора слова.

Об авторах

Ю. Н. Денисов

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина»

Email: yudenisov@tsutmb.ru

кандидат филологических наук, доцент, преподаватель кафедры профильной довузовской подготовки

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

А. Л. Шарандин

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: sharandin@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-0296-0473

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. 312 с.
  2. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений Константина Сергеевича Аксакова: в 3 т. Т. 2. Ч. 1. Сочинения филологические. М., 1875. 660 с.
  3. Распопов И.П. О преемственности в преподавании русского языка в школе и вузе // Школьная и научная грамматика. Воронеж: ВГУ, 1977. С. 3-8.
  4. Шарандин А.Л. Проблема редукции научных знаний в школьном изучении русского языка // Грамматика III тысячелетия в контексте современного научного знания: XXVIII Распоповские чтения. Воронеж: ВГУ, 2010. С. 239-244.
  5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык. 5 класс: в 2 ч. / науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2012. Ч. 1. 192 с.; Ч. 2. 176 с.
  6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159 с.
  7. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М.: Высш. шк., 1972. 615 с.
  8. Шарандин А.Л. Интегрирующий характер коммуникации и организующая роль категории лица в контексте антропоцентризма // Неофилология. 2018. Т. 4. № 15. С. 5-16. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2018-4-15-5-16
  9. Русский язык: учеб. для ср. шк. 5 класс / под ред. М.В. Панова. М.: Ин-т рус. яз. РАН, 1994. 268 с.
  10. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. М.: Академ. проект, 2005. 320 с.
  11. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высш. шк., 1979. 256 с.
  12. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Наука, 1967. 528 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».