Трансформация сюжета трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в повести Н. Дашевской «День числа Пи»
- Авторы: Жутова С.Ю.1, Сорокина Н.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 9, № 4 (2023)
- Страницы: 845-854
- Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/295782
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-845-854
- ID: 295782
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены пути отражения классических текстов в современной литературе на примере повести «День числа Пи» Н. Дашевской, адресованной читателям-подросткам. Показано, как произведение построено на аллюзии к трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина. Раскрыта специфика нового типа героя, сформированного в контексте традиций с учётом представлений о личности современного подростка. Описано соотнесение сюжета о Моцарте и Сальери с литературным героем нового времени. В образах главных героев-антагонистов повести Н. Дашевской – Льва Иноземцева и Кирилла Комлева – подчёркнуто сочетание положительных и отрицательных черт. Охарактеризованы приёмы создания в произведении образа одарённого подростка, определена специфика художественного воплощения пути его социализации, адаптации в школьном коллективе. Выделен ряд отличий книги современного автора от классического произведения, подчёркнуто стремление писателя создать у молодых читателей потребность в необходимости знакомства с первоисточником. Определены композиционные особенности повести «День числа Пи»: деление на две равные по объёму части, повествование от лица разных героев, фрагментарность дневникового повествования. Обозначена практическая значимость исследования, возможность использования результатов в школьном преподавании литературы как одного из средств повышения читательского интереса старшеклассников к классической русской литературе.
Об авторах
С. Ю. Жутова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: zhutovasu@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-2728-0659
аспирант
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Н. В. Сорокина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: sorok_tam@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-4449-938X
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Борзило О.С. Игра с классикой в культуре постмодерна // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 10-12. https://elibrary.ru/zxnvhp
- Аминева Е.С. Теоретические аспекты проблемы интерпретации классической традиции в постмодернистском тексте (случай Дж. Фаулза) // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2021. № 2 (43). С. 9-24. https://doi.org/10.24412/2227-1384-2021-243-9-24, https://elibrary.ru/jpqczz
- Маркина Е.Е., Костина М.В. Феномен постмодернизма в новейших научных исследованиях // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. https://elibrary.ru/uzjbef
- «Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина. Движение во времени. 1840-е – 1990-е гг.: в 8 т. / сост. В.С. Непомнящий. М., 1997. Т. 3. 944 с. https://elibrary.ru/wbhgjt
- Кузичева М. Пушкин и Моцарт: к вопросу о родстве поэтик // Вопросы литературы. 2014. № 2. C. 272-309. https://elibrary.ru/txtcpv
- Толстогузов П.Н. Трагедия «Моцарт и Сальери»: феноменология и культурология конфликта // Научный диалог. 2018. № 9. С. 192-202. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-9-192-202, https://elibrary.ru/gnxjgz
- Бэлза И.Ф. Моцарт и Сальери: (Об исторической достоверности трагедии Пушкина) // Пушкин: Исследования и материалы: в 15 т. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1962. Т. 4. С. 237-266.
- Непомнящий В.С. Собрание трудов: в 5 т. М.: Изд. центр МГИК, 2019. Т. 5. 592 с.
- Ланин Б.А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 55-60. https://elibrary.ru/ntlzzl
- Кутейникова Н.Е. Одарённые дети в реалиях жизни и художественной литературе ХХI века: Нина Дашевская. «День числа Пи». VII–IX классы // Литература в школе. 2019. № 2. С. 37-40. https://elibrary.ru/cxhufx
- Жутова С.Ю., Сорокина Н.В. Повесть Е. Басовой «Подросток Ашим»: школьник и педагог в современном цифровом мире // Литература в школе. 2023. № 2. С. 118-128. https://doi.org/10.31862/01303414-2023-2-118-128, https://elibrary.ru/gbidrp
Дополнительные файлы
