Функция онейрических миниатюр во внутреннем сюжете романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- Авторы: Иванов Е.Е.1
-
Учреждения:
- АНОВО «Московский международный университет»
- Выпуск: Том 10, № 3 (2024)
- Страницы: 644-653
- Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/295549
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-644-653
- ID: 295549
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрено структурное взаимодействие онейрического компонента поэтики романа «Преступление и наказание» с сюжетикой всего произведения. Цель исследования – определить роль онейрических миниатюр в развитии образа главного героя. Для этой цели серия снов главного героя выделяется в отдельный поэтологический конструкт, в котором прослеживаются композиционные переклички с сильной позицией первого сна.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Комплексное изучение произведения Ф.М. Достоевского базировалось на герменевтико-интерпретационном, структурно-семантическом, феноменологическом методах, методе целостного анализа с использованием приёмов мотивного анализа. Особое внимание уделяется герменевтической оппозиции первого и второго снов в плане биполярного психологизма образа Раскольникова. В концепции двусоставной поэтики текста Ф.М. Достоевского цикл онейрических миниатюр анализируется как основа внутреннего сюжета, выявляющего полный недосказанности дискурс о «новом слове» героя.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ разговора с Разумихиным о «великой грусти» показывает несовпадение в авторефлексии героя понятий «истинно великие люди» и «необыкновенные» (в контексте его статьи). Образ лошади из первого сна аллегорически соотносится с картиной кочевнической жизни, которую герой наблюдает в финале произведения, а также со сном о библейском Египте, символизирующем спасение от духовного рабства и одиночества. Подтекстовый образ пророка Моисея трактуется как образ слияния с народом, приводятся этимологические параллели имени «Родион» с египетским происхождением имени «Моисей». Также даются трактовки фамилии «Раскольников» и имени «Соня» в гностическом ключе об «ошибке» в создании мира и о его несовершенстве.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Экзистенциальная ошибка в умозрительной теории самого Раскольникова выводится из анализа цикла снов героя как проекции внутреннего сюжета во внешний. Данный подход представлен ключом к интерпретации эволюции образа Раскольникова от трагического отчуждения к виталистическому пробуждению.
Об авторах
Е. Е. Иванов
АНОВО «Московский международный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ayaom@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-9937-4357
кандидат филологических наук, научный сотрудник, доцент кафедры гуманитарных наук
125040, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект, 17Список литературы
- Волик Е.Ф. Сновидение как продуктивная форма жизни личности: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литературоведческий сборник. 2006. № 26-27. С. 180-193. https://elibrary.ru/fpavur
- Пумпянский Л.В. Достоевский и античность: (Доклад, чит. в Вольной философск. ассоциации 2-го окт. 1921 г.). Пг.: Замыслы, 1922. 48 с.
- Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. 160 с.
- Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Екатеринбург: ИФИОС «Словесник», 2010. 904 с.
- Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы: Жазушы, 2013. 519 с.
- Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
- Руднев В.П. Реальность как ошибка. М.: Гнозис, 2011. 320 с. https://elibrary.ru/qxbwxj
- Карасёв Л.В. Онтологическая поэтика: автокомментарий // Вопросы философии. 2015. № 1. С. 188-199. https://elibrary.ru/tjrgax
- Иванов Е.Е., Иванова Г.П. Сон в прозе Гайто Газданова как литературная проблема // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 91-101. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-91-101, https://elibrary.ru/kgimyi
- Кроо К. Творческое слово Ф.М. Достоевского – герой, текст, интертекст. СПб.: Академический проект, 2005. 288 с.
- Йонас Г. Гностицизм (Гностическая религия). СПб.: Изд. дом «Лань», 1998. 384 с.
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 989 с. https://elibrary.ru/qofiub
- Акелькина Е.А. Новые подходы к осмыслению аллюзий в творчестве Ф.М. Достоевского (рецензия на монографию В.В. Иванова «Сакральный Достоевский») // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35). С. 42-43. https://elibrary.ru/xifjnc
- Иванов Е.Е. Влияние сюжетики «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского на романы Гайто Газданова // Достоевский и литературный процесс XIX века. Поэтика прозы Достоевского. Материалы Всероссийского симпозиума. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 39-46. https://elibrary.ru/tgaspj
- Касаткина Т.А. Обзор II Международной научной онлайн-конференции «Преступление и наказание»: современное состояние изучения» (Москва, 28 февраля – 2 марта 2023 года)» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 2 (22). С. 241-314. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-2-241-314, https://elibrary.ru/oonkvg
- Юрьева О.Ю. Название «Преступление и наказание» как ключ к целостному анализу романа Ф.М. Достоевского в школе. Статья 2. Наказание. Достоевский и мировая культура // Филологический журнал. 2024. № 1 (25). С. 204-254. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-2-204-254, https://elibrary.ru/orxooo
- Магарил-Ильяева Т.Г. Гностицизм в литературе русского реализма: ранний Достоевский // Русская литература и философия: пути взаимодействия. М.: Водолей, 2018. С. 196-216. https://elibrary.ru/yrabyc
- Касаткина Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с. https://elibrary.ru/zgrrsb
- Карасёв Л.В. Онтологическая поэтика (Краткий очерк) // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда: сб. статей. Т. 1. М.: ИФ РАН, 2005. С. 91-114. https://elibrary.ru/saevub
- Вишняков А.Г. Пролегомены к титрологии художественного текста: постановка проблемы // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2018. № 1. С. 71-76. https://elibrary.ru/xmzstb
- Юрьева О.Ю. Название «Преступление и наказание» как ключ к целостному анализу романа Ф.М. Достоевского в школе. Статья 1. Преступление. Достоевский и мировая культура // Филологический журнал. 2024. № 1. С. 168-197. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-1-168-197, https://elibrary.ru/ydetnp
- Иванов Е.Е. Присутствие «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского в прозе Г. Газданова // Достоевский в смене эпох и поколений: материалы 2 Международной научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Омск, 2021. С. 170-174. https://elibrary.ru/ajzrbg
- Вишняков А.Г. О механическом и органическом в художественном тексте. Практические аспекты // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2019. № 3. С. 54-58. https://elibrary.ru/cykecl
- Кадушина О.И. «Сны преступника с «нежным сердцем»: поэтика пространственной организации сновидений Родиона Раскольникова // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2021. № 4. С. 17-37. https://doi.org/10.26170/2306-7462_2021_04_02, https://elibrary.ru/jvhhrc
- Стайн М. Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания. M.: Когито Центр, 2009. 176 с. https://elibrary.ru/raxvhv
- Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М.: РОССПЭН, 2004. 376 с. https://elibrary.ru/qwgjct
Дополнительные файлы
