Репрезентация фразеологизма «больное место» в современном газетном тексте

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Современный газетный текст является областью активного использования фразеологических единиц. Цель исследования – анализ употребления фразеологизма «больное место» в современном газетном тексте.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили газетные тексты, представленные в Национальном корпусе русского языка газетном подкорпусе. Использованы следующие методы: метод сплошной выборки, контекстный анализ, описательный, количественный анализ.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что фразеологизм «больное место» высокочастотно употребляется в газетных изданиях «Комсомольская правда», «Независимая газета», «Труд», «Известия», рассчитанных на массового читателя. Определено, что употребление в газетных текстах фразеологизма «больное место» зависит от тематики текстов. Преимущественно фразеологизм употребляется журналистами в рубриках, освещающих проблемы политики, общественной жизни, бизнеса, экономики, искусства и культуры, спорта.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В современном газетном тексте фразеологизм «больное место» является ярким средством выразительности, экспрессивности высказывания, употребляется журналистами для усиления внимания к анализируемой проблеме.

Об авторах

А. Н. Моргунова

МАОУ «Самарский медико-технический лицей» городского округа Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: a595282@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5100-2629

кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы

443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Полевая, 74

Список литературы

  1. Хакимова Е.М. Нестандартные графические реализации в современных печатных текстах // Текст. Книга. Книгоиздание. 2022. № 29. С. 131-154. https://doi.org/10.17223/23062061/29/9, https://elibrary.ru/jpalqw
  2. Ertner D.E., Ulyanova O.B. Substandard form as a cultural code: from news-paper discourse to fiction text // Philological Class. 2023. Vol. 28. № 1. P. 210-221. https://doi.org/10.51762/1FK-2023-28-01-19, https://elibrary.ru/mrmrie
  3. Сиротинина О.Б. Заметки о выборе вариантов в современном газетном жанре из возможных в русском языке // Жанры речи. 2024. Т. 19. № 2 (42). С. 156-163. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-2-42-156-163, https://elibrary.ru/hbpvyn
  4. Басовская Е.Н. Советская газетная метафора: жизнь после смерти // Критика и семиотика. 2023. № 1. С. 28-50. https://doi.org/10.25205/2307-1753-2023-1-28-50, https://elibrary.ru/cogucz
  5. Al-Otaibi B.T. Языковая личность автора в газетном тексте // Theoretical & Applied Science. 2021. № 7 (99). С. 26-29. https://doi.org/10.15863/TAS.2021.07.99.7, https://elibrary.ru/hwjjhm
  6. Иссерс О.С., Герасимова А.С. Категория диалогичности в медиажанрах: обзор зарубежных исследований // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22. № 4. С. 148-157. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.4.11, https://elibrary.ru/cdgdwf
  7. Монастырецкая О.В., Морова О.Л., Полякова В.Ю. Компоненты категории экспрессивности и их реализация в газетном тексте // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 3. С. 55-65. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2022.3.5, https://elibrary.ru/bjaesq
  8. Куранова Т.П. Способы трансформации фразеологических единиц в современных газетных заголовках (на материале печатных изданий «Аргументы и факты», «Правда») // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 2 (33). С. 97-105. https://doi.org/10.20323/2499_9679_2023_2_33_97, https://elibrary.ru/adlymo
  9. Генералова Е.В. Медиатекст как отражение динамических хронологических изменений в лексике и фразеологии // Медиалингвистика. 2021. Т. 8. № 2. С. 180-192. https://doi.org/10.21638/spbu22.2021.207, https://elibrary.ru/fnhhvk
  10. Маркова Е.М. Русская фразеология в аспекте учения Н.М. Шанского // Русский язык в школе. 2022. Т. 83. № 6. С. 53-62. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-53-62, https://elibrary.ru/hxxjyo
  11. Золотарёва Л.А., Жэнь Ц. Структурные и семантические реализации фразеосхемы «не + инфинитив + же» в газетном и художественном текстах // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 10. С. 55-69. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-55-69, https://elibrary.ru/hyeiep
  12. Спасибина Е.С. Прецедентные выражения и трансформированные фразеологические единицы в заголовках газетных текстов // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2021. № 14. С. 178-183. https://doi.org/10.36683/2500-249X/2021-14/178-183, https://elibrary.ru/ngwwyl
  13. Беспалова Е.А. Фразеологизмы мифологического происхождения с компонентом-прецедентным именем: особенности строения и употребления (на примере газетных текстов) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 69. С. 29-46. https://doi.org/10.17223/19986645/69/2, https://elibrary.ru/fvddtq
  14. Кензеева Ц.Б., Сарангаева Ж.Н. Понятие «фразеологизм» и «фразеологическое значение» в лингвистике // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 99-2. С. 206-208. https://doi.org/10.18411/trnio-07-2023-125, https://elibrary.ru/ifmxju
  15. Малярчук-Прошина У.О., Стороженко А.А. Стилистическое использование фразеологизмов в газетах // Наука России: Цели и задачи: сб. науч. тр. по материалам XIII Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2019. Ч. 2. С. 16-20. https://doi.org/10.18411/sr-10-02-2019-25, https://elibrary.ru/izdcpe

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».