Исследование развития субъектности подростков поколения Z в условиях дополнительного образования
- Авторы: Антопольская Т.А.1, Антопольский А.К.1, Логвинова М.И.1, Силаков А.С.1
-
Учреждения:
- Курский государственный университет
- Выпуск: № 3(114) (2023)
- Страницы: 22-34
- Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6090/article/view/306996
- ID: 306996
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития субъектности подростка в условиях дополнительного образования. Представлен теоретический анализ исследований, определяющих субъектные характеристики современных подростков, факторы развития их субъектности. Приводится авторское понимание субъектности подростка как интегрированной характеристики его личности, проявляющейся в его способности к самоорганизации и самореализации, построению эффективных социальных коммуникаций, социального взаимодействия и нравственно- ценностных отношений с другими, направленной на удовлетворение его деятельностной потребности в миросозидании. Представлены результаты лонгитюдного экспериментального исследования, в ходе которого было реализовано комплексное воздействие на личность подростка. Обосновывается применение дополнительной образовательной программы «Социальный полигон», позволяющей совершенствовать те качества подростков, которые повышают уровень их субъектности. Отслеживалось её воздействие на такие характеристики, как общий уровень субъектности, лидерский потенциал и социальная креативность. Подтверждена высокая эффективность социально-обогащённой среды дополнительного образования для формирования субъектности подрастающего поколения Z.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. Антопольская
Курский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: antopolskyaya@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии
Россия, КурскА. К. Антопольский
Курский государственный университет
Email: gambit13477@gmail.com
аспирант кафедры психологии
Россия, КурскМ. И. Логвинова
Курский государственный университет
Email: ewredika67@yandex.ru
ассистент кафедры психологии
Россия, КурскА. С. Силаков
Курский государственный университет
Email: alssil@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Россия, КурскСписок литературы
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государ-ственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061.
- Лапидус Л.В., Хубиев И.Х. Портрет поколения Z как онлайн-потребителя в эпоху цифровой экономики в России / Л.В. Лапидус, А.О. Гостилович, Ш.А. Омарова, К.Э. Кязимов, И.Х. Хубиев // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2020. № 4. C. 260–273.
- Антопольская Т.А., Силаков А.С. Лидерство как фактор развития субъектности подростков поколения Z: результаты исследования // Герценовские чтения: психологи-ческие исследования в образовании. 2021. № 4. С. 38–44.
- Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Во-просы психологии. 2017. № 2. С. 3–17.
- Развитие субъектности подростков поколения Z: теоретическое и эмпирическое исследование / Т.А. Антопольская, О.Л. Балашов, Е.Л. Башманова [и др.]. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2022.
- Антопольская Т.А. Социокультурный контент в дополнительном образовании: модель развития субъектности подростков поколения Z / Антопольская Т.А., Панов В.И., Силаков А.С. // Мир психологии. 2020. № 4. С. 102–114.
- Развитие субъектности подростков в дополнительном образовании: теоретическое и практическое обеспечение: Методическое пособие / Т.А. Антопольская, С.Г. Елиза-ров, М.И. Логвинова, А.С. Силаков; Под общ. ред. Т.А. Антопольской. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2021.
- Когтева У.А. Восприятие медиапространства университета участниками образовательного процесса в разрезе теории поколений / У.А. Когтева, Е.В. Когтева // Социально-гуманитарные технологии. 2019. № 4 (12). С. 44–51.
- Богачева, Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». М.: НИУ ВШЭ, 2019.
- Twenge J.M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebel-lious, More Tolerant, Less Happy — and Completely Unprepared for Adulthood — and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017.
- Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon, 2001. Vol. 9. Issue 5. P. 1–6.
- Seemiller C., Grace M. Generation Z Goes to College. San Francisco: Jossey-Bass, 2015.
- Крамаренко Н.С. Исследование содержательных характеристик субъектности подростков в процессе самоосуществления в интернет-среде // Вестник университета РАО. 2013. № 4. С. 41–46.
- Никитина Е.А. Проблема субъектности в интеллектуальной робототехнике // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2016. № 2 (12). С. 31–38.
- Adolescents of Generation Z: the Development of Personal Agency in the Environment of Additional Education / T.A. Antopolskaya, M.I. Logvinova, A.S. Silakov, V.I. Panov // European Journal of Contemporary Education. 2022. Vol. 11. № 3. P. 686–695.
- Логвинова М.И. Условия развития субъектности подростков поколения Z в си-стеме дополнительного образования // Культура мира и ненасилия подрастающего по-коления: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития : Сборник науч-ных статей Международной научно-практической конференции (Курск, 29–30 октября 2020 г.) / Отв. ред. С.И. Беленцов. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. С. 166–169.
Дополнительные файлы
