Разработка скрининговой шкалы для экспресс-диагностики риска расстройств аутистического спектра у детей трёх-четырёх лет
- Авторы: Наследов А.Д.1, Ткачёва Л.О.1, Мирошников С.А.2, Защиринская О.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Общество с ограниченной ответственностью «Лонгитюд»
- Выпуск: № 2(113) (2023)
- Страницы: 120-134
- Раздел: НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ РФФИ: КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6090/article/view/306439
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-113-02-120-134
- ID: 306439
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена детальному описанию процедуры и результатов разработки скрининговой шкалы для экспресс-диагностики риска аутизма у российских детей 3–4 лет. Выборка исследования составила 926 детей, из которых 383 были с клиническим диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра), 200 — с ЗПР (задержка психического развития), 343 — Норма. С использованием методов математического моделирования была выявлена 20-балльная шкала аутизма. Факторная валидность, надёжность и эффективность разработанной шкалы были подтверждены. Точность шкалы составила 88,9% (чувствительность – 92,1%, специфичность – 87,2%). Шкала основана на 40 симптомах аутизма, представляющих четыре вектора его проявления, три из которых соответствуют основным симптомам аутизма по DSM-5: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации», но также было получено ещё одно измерение «Гиперактивность/Расторможенность», являющееся уникальным для моделей РАС. Мультигрупповой конфирматорный факторный анализ структурной и измерительной эквивалентности подтвердил 4-векторную структуру РАС для выборки детей с РАС. Подтверждена её структурная и измерительная инвариантность в отношении детей с РАС, различающихся по полу и возрасту: мальчиков и девочек, детей трёх и четырёх лет. Однако в отношении детей без РАС наличие такой структуры не подтверждается. Поэтому выделенные шкалы отражают специфичные для детей с РАС векторы аутизма, по которым эти дети отличаются от остальных детей в наибольшей степени.
Ключевые слова
Об авторах
А. Д. Наследов
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: andrey.nasledov@gmail.com
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета психологии
Россия, Санкт-ПетербургЛ. О. Ткачёва
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: tkachewa.luba@gmail.com
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии
Россия, Санкт-ПетербургС. А. Мирошников
Общество с ограниченной ответственностью «Лонгитюд»
Email: sergeyamir@gmail.com
кандидат психологических наук, директор
Россия, Санкт-ПетербургО. В. Защиринская
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: zaoks@mail.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Jiang C.C., Lin L.S., Long S., Ke X.Y., Fukunaga K., Lu Y. M., Han F. Signalling pathways in autism spectrum disorder: mechanisms and therapeutic implications. Signal transduction and targeted therapy. 2022. № 7 (1). Рр. 229. https://doi.org/10.1038/s41392-022-01081-0
- Constantino J.N., Gruber C.P., Davis S., Hayes S., Passanante N., Przybeck T. The factor structure of autistic traits. Journal of child psychology and psychiatry, and allied disci-plines, 2004. № 45 (4). Рр. 719–726. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2004.00266.x
- Snow A.V., Lecavalier L., Houts C. The structure of the Autism Diagnostic Interview-Revised: diagnostic and phenotypic implications // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2009. № 50 (6). Рр. 734–742. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2008.02018.x.
- Matson J.L., Boisjoli J.A., Dempsey T. Factor Structure of the Autism Spectrum Dis-orders-Diagnostic for Children (ASD-DC) // Journal of Developmental and Physical Disabili-ties. 2009. № 21. Рр. 195–211. https://doi.org/10.1007/s10882-009-9135-y.
- Hoekstra R.A., Bartels M., Cath D.C., Boomsma D.I. Factor structure, reliability and criterion validity of the Autism-Spectrum Quotient (AQ): a study in Dutch population and patient groups // Journal of autism and developmental disorders. 2008. № 38 (8). Рр. 1555–1566. https://doi.org/10.1007/s10803-008-0538-x.
- Auyeung B., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Allison C. The Autism Spectrum Quo-tient: Children's Version (AQ-Child) // Journal of autism and developmental disorders. 2008. № 38 (7). Рр. 1230–1240. https://doi.org/10.1007/s10803-007-0504-z.
- Kloosterman P., Keefer K., Kelley E., Summerfeldt L., Parker J. Evaluation of the factor structure of the Autism-Spectrum Quotient // Personality and Individual Differences. 2011. № 50 (2). Рр. 310-314. https://doi.org/10.1016/j.paid.2010.10.015.
- Sun F., Dai M., Lin L., Sun X., Murray A.L., Auyeung B., Jing J. Psychometric prop-erties of the chinese version of autism spectrum quotient-children's version: A sex-specific analysis // Autism research: official journal of the International Society for Autism Research. 2019. № 12 (2). Рр. 303–315. https://doi.org/10.1002/aur.2053.
- Frazier T.W., Ratliff K.R., Gruber C., Zhang Y., Law P.A., Constantino J.N. Con-firmatory factor analytic structure and measurement invariance of quantitative autistic traits measured by the social responsiveness scale-2 // Autism: the international journal of research and practice. 2014. № 18 (1). Рр. 31–44. https://doi.org/10.1177/1362361313500382.
- De la Marche W., Noens I., Boets B., Kuppens S., Steyaert J. The underlying symptom structure of autism spectrum disorders: A factor analytic approach using the developmental, dimensional and diagnostic interview // Research in Autism Spectrum Disorders. 2015. № 12. Рр. 40–51. https://doi.org/10.1016/j.rasd.2014.11.002.
- Brierley N.J., McDonnell C.G., Parks K.M.A., Schulz S.E., Dalal T.C., Kelley E., Anagnostou E., Nicolson R., Georgiades S., Crosbie J., Schachar R., Liu X., Stevenson R.A. Factor Structure of Repetitive Behaviors Across Autism Spectrum Disorder and Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder // Journal of autism and developmental disorders. 2021. № 51 (10). Рр. 3391–3400. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04800-0.
- Hiruma L., Pretzel R.E., Tapia A.L., Bodfish J.W., Bradley C., Wiggins L., Hsu M., Lee L.C., Levy S.E., Daniels J. A Distinct Three-Factor Structure of Restricted and Repetitive Behaviors in an Epidemiologically Sound Sample of Preschool-Age Children with Autism Spectrum Disorder // Journal of autism and developmental disorders. 2021. № 51 (10). Рр. 3456–3468. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04776-x
- Наследов А.Д. Мирошников С.А., Ткачёва Л.О., Защиринская О.В. Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста. М.: Мир науки. 2019. Сетевое издание. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/43MNNPM19.pdf.
- Soto T., Giserman Kiss I., Carter A.S. Symptom presentations and classification of autism spectrum disorder in early childhood: Application to the diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood (DC:0-5) // Infant mental health journal. 2016. № 37 (5). Рр. 486–497. https://doi.org/10.1002/imhj.21589.
- He Y., Su Q., Wang L., He W., Tan C., Zhang H., Ng M.L., Yan N., Chen Y. The Characteristics of Intelligence Profile and Eye Gaze in Facial Emotion Recognition in Mild and Moderate Preschoolers With Autism Spectrum Disorder // Frontiers in psychiatry. 2019. № 10. Рр. 402. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00402.
- Giovagnoli G., Postorino V., Fatta L.M., Sanges V., De Peppo L., Vassena L., Rose P.D., Vicari S., Mazzone L. Behavioral and emotional profile and parental stress in preschool children with autism spectrum disorder // Research in developmental disabilities. 2015. № 45–46. Рр. 411–421. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2015.08.006.
- Özçalışkan Ş., Adamson L.B., Dimitrova N. Early deictic but not other gestures predict later vocabulary in both typical development and autism // Autism: the international journal of research and practice. 2016. № 20 (6). Рр. 754–763. https://doi.org/10.1177/1362361315605921.
- Boyd B.A., Baranek G.T., Sideris J., Poe M.D., Watson L.R., Patten E., Miller H. Sensory features and repetitive behaviors in children with autism and developmental delays // Autism research: official journal of the International Society for Autism Research. 2010. № 3(2). Рр. 78–87. https://doi.org/10.1002/aur.124.
- Rong Y., Yang C., Jin Y., Wang Y. Prevalence of attention-deficit/hyperactivity disorder in individuals with autism spectrum disorder: A meta-analysis // Research in Autism Spectrum Disorders. 2021. № 83. Рр. 101759. https://doi.org/10.1016/J.RASD.2021.101759.
- Marotta R., Risoleo M.C., Messina G., Parisi L., Carotenuto M., Vetri L., Roccella M. The Neurochemistry of Autism // Brain sciences. 2020. № 10 (3). Рр. 163. https://doi.org/10.3390/brainsci10030163.
Дополнительные файлы
