Разработка скрининговой шкалы для экспресс-диагностики риска расстройств аутистического спектра у детей трёх-четырёх лет

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена детальному описанию процедуры и результатов разработки скрининговой шкалы для экспресс-диагностики риска аутизма у российских детей 3–4 лет. Выборка исследования составила 926 детей, из которых 383 были с клиническим диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра), 200 — с ЗПР (задержка психического развития), 343 — Норма. С использованием методов математического моделирования была выявлена 20-балльная шкала аутизма. Факторная валидность, надёжность и эффективность разработанной шкалы были подтверждены. Точность шкалы составила 88,9% (чувствительность – 92,1%, специфичность – 87,2%). Шкала основана на 40 симптомах аутизма, представляющих четыре вектора его проявления, три из которых соответствуют основным симптомам аутизма по DSM-5: «Эмоциональные нарушения», «Сенсорные нарушения», «Нарушения коммуникации», но также было получено ещё одно измерение «Гиперактивность/Расторможенность», являющееся уникальным для моделей РАС. Мультигрупповой конфирматорный факторный анализ структурной и измерительной эквивалентности подтвердил 4-векторную структуру РАС для выборки детей с РАС. Подтверждена её структурная и измерительная инвариантность в отношении детей с РАС, различающихся по полу и возрасту: мальчиков и девочек, детей трёх и четырёх лет. Однако в отношении детей без РАС наличие такой структуры не подтверждается. Поэтому выделенные шкалы отражают специфичные для детей с РАС векторы аутизма, по которым эти дети отличаются от остальных детей в наибольшей степени.

Об авторах

А. Д. Наследов

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: andrey.nasledov@gmail.com

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета психологии 

Россия, Санкт-Петербург

Л. О. Ткачёва

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: tkachewa.luba@gmail.com

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии

Россия, Санкт-Петербург

С. А. Мирошников

Общество с ограниченной ответственностью «Лонгитюд»

Email: sergeyamir@gmail.com

кандидат психологических наук, директор 

Россия, Санкт-Петербург

О. В. Защиринская

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: zaoks@mail.ru

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Jiang C.C., Lin L.S., Long S., Ke X.Y., Fukunaga K., Lu Y. M., Han F. Signalling pathways in autism spectrum disorder: mechanisms and therapeutic implications. Signal transduction and targeted therapy. 2022. № 7 (1). Рр. 229. https://doi.org/10.1038/s41392-022-01081-0
  2. Constantino J.N., Gruber C.P., Davis S., Hayes S., Passanante N., Przybeck T. The factor structure of autistic traits. Journal of child psychology and psychiatry, and allied disci-plines, 2004. № 45 (4). Рр. 719–726. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2004.00266.x
  3. Snow A.V., Lecavalier L., Houts C. The structure of the Autism Diagnostic Interview-Revised: diagnostic and phenotypic implications // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2009. № 50 (6). Рр. 734–742. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2008.02018.x.
  4. Matson J.L., Boisjoli J.A., Dempsey T. Factor Structure of the Autism Spectrum Dis-orders-Diagnostic for Children (ASD-DC) // Journal of Developmental and Physical Disabili-ties. 2009. № 21. Рр. 195–211. https://doi.org/10.1007/s10882-009-9135-y.
  5. Hoekstra R.A., Bartels M., Cath D.C., Boomsma D.I. Factor structure, reliability and criterion validity of the Autism-Spectrum Quotient (AQ): a study in Dutch population and patient groups // Journal of autism and developmental disorders. 2008. № 38 (8). Рр. 1555–1566. https://doi.org/10.1007/s10803-008-0538-x.
  6. Auyeung B., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Allison C. The Autism Spectrum Quo-tient: Children's Version (AQ-Child) // Journal of autism and developmental disorders. 2008. № 38 (7). Рр. 1230–1240. https://doi.org/10.1007/s10803-007-0504-z.
  7. Kloosterman P., Keefer K., Kelley E., Summerfeldt L., Parker J. Evaluation of the factor structure of the Autism-Spectrum Quotient // Personality and Individual Differences. 2011. № 50 (2). Рр. 310-314. https://doi.org/10.1016/j.paid.2010.10.015.
  8. Sun F., Dai M., Lin L., Sun X., Murray A.L., Auyeung B., Jing J. Psychometric prop-erties of the chinese version of autism spectrum quotient-children's version: A sex-specific analysis // Autism research: official journal of the International Society for Autism Research. 2019. № 12 (2). Рр. 303–315. https://doi.org/10.1002/aur.2053.
  9. Frazier T.W., Ratliff K.R., Gruber C., Zhang Y., Law P.A., Constantino J.N. Con-firmatory factor analytic structure and measurement invariance of quantitative autistic traits measured by the social responsiveness scale-2 // Autism: the international journal of research and practice. 2014. № 18 (1). Рр. 31–44. https://doi.org/10.1177/1362361313500382.
  10. De la Marche W., Noens I., Boets B., Kuppens S., Steyaert J. The underlying symptom structure of autism spectrum disorders: A factor analytic approach using the developmental, dimensional and diagnostic interview // Research in Autism Spectrum Disorders. 2015. № 12. Рр. 40–51. https://doi.org/10.1016/j.rasd.2014.11.002.
  11. Brierley N.J., McDonnell C.G., Parks K.M.A., Schulz S.E., Dalal T.C., Kelley E., Anagnostou E., Nicolson R., Georgiades S., Crosbie J., Schachar R., Liu X., Stevenson R.A. Factor Structure of Repetitive Behaviors Across Autism Spectrum Disorder and Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder // Journal of autism and developmental disorders. 2021. № 51 (10). Рр. 3391–3400. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04800-0.
  12. Hiruma L., Pretzel R.E., Tapia A.L., Bodfish J.W., Bradley C., Wiggins L., Hsu M., Lee L.C., Levy S.E., Daniels J. A Distinct Three-Factor Structure of Restricted and Repetitive Behaviors in an Epidemiologically Sound Sample of Preschool-Age Children with Autism Spectrum Disorder // Journal of autism and developmental disorders. 2021. № 51 (10). Рр. 3456–3468. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04776-x
  13. Наследов А.Д. Мирошников С.А., Ткачёва Л.О., Защиринская О.В. Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста. М.: Мир науки. 2019. Сетевое издание. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/43MNNPM19.pdf.
  14. Soto T., Giserman Kiss I., Carter A.S. Symptom presentations and classification of autism spectrum disorder in early childhood: Application to the diagnostic classification of mental health and developmental disorders of infancy and early childhood (DC:0-5) // Infant mental health journal. 2016. № 37 (5). Рр. 486–497. https://doi.org/10.1002/imhj.21589.
  15. He Y., Su Q., Wang L., He W., Tan C., Zhang H., Ng M.L., Yan N., Chen Y. The Characteristics of Intelligence Profile and Eye Gaze in Facial Emotion Recognition in Mild and Moderate Preschoolers With Autism Spectrum Disorder // Frontiers in psychiatry. 2019. № 10. Рр. 402. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00402.
  16. Giovagnoli G., Postorino V., Fatta L.M., Sanges V., De Peppo L., Vassena L., Rose P.D., Vicari S., Mazzone L. Behavioral and emotional profile and parental stress in preschool children with autism spectrum disorder // Research in developmental disabilities. 2015. № 45–46. Рр. 411–421. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2015.08.006.
  17. Özçalışkan Ş., Adamson L.B., Dimitrova N. Early deictic but not other gestures predict later vocabulary in both typical development and autism // Autism: the international journal of research and practice. 2016. № 20 (6). Рр. 754–763. https://doi.org/10.1177/1362361315605921.
  18. Boyd B.A., Baranek G.T., Sideris J., Poe M.D., Watson L.R., Patten E., Miller H. Sensory features and repetitive behaviors in children with autism and developmental delays // Autism research: official journal of the International Society for Autism Research. 2010. № 3(2). Рр. 78–87. https://doi.org/10.1002/aur.124.
  19. Rong Y., Yang C., Jin Y., Wang Y. Prevalence of attention-deficit/hyperactivity disorder in individuals with autism spectrum disorder: A meta-analysis // Research in Autism Spectrum Disorders. 2021. № 83. Рр. 101759. https://doi.org/10.1016/J.RASD.2021.101759.
  20. Marotta R., Risoleo M.C., Messina G., Parisi L., Carotenuto M., Vetri L., Roccella M. The Neurochemistry of Autism // Brain sciences. 2020. № 10 (3). Рр. 163. https://doi.org/10.3390/brainsci10030163.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Наследов А.Д., Ткачёва Л.О., Мирошников С.А., Защиринская О.В., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».