ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СКРЫТЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАРРАТИВЕ: (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Э. ХЕМИНГУЭЯ "A DAY’S WAIT")
- Авторы: Косиченко Е.Ф.1, Вовк М.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»
- Выпуск: № 10(891) (2024)
- Страницы: 82-89
- Раздел: Языкознание
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-2197/article/view/295220
- ID: 295220
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется рассказ Э. Хемингуэя «A Day’s Wait» с целью продемонстрировать, что так называемый в литературоведении «принцип айсберга» с лингвистической точки зрения может быть рассмотрен как текстовая оппозиция, основанная на противопоставлении эксплицированного центрального события и скрытой эмоциональной реакции некоторого персонажа на это событие. Использование методов структурного и нарративного анализа при работе с внутренним монологом рассказчика и метода контекстуального анализа при работе с диалогической речью позволяет реконструировать состояние внутреннего страха, пережитого главным героем в связи с его болезнью. Подчеркивается, что интерпретация произведений, построенных по «принципу айсберга», предполагает движение по «кругу понимания».
Ключевые слова
Об авторах
Елена Федоровна Косиченко
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ekosichenko@gmail.com
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики Национального исследовательского университета «МЭИ»
РоссияМарина Витальевна Вовк
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Email: VovkMV@mpei.ru
старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики Национального исследовательского университета «МЭИ»
РоссияСписок литературы
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Эксмо, 2023.
- Маслов Е. С. Что такое нарратив? Казань: Изд-во Казанского университета, 2020.
- Тюпа В. И. Ю. М. Лотман и современная нарратология // Филологический класс. 2022. Т. 27. № 1. С. 55–62.
- Зинченко В. П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 3–36.
- Оттенс Г. В. «Поток сознания» как повествовательная техника художественного модернистского произведения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. Т. 2. № 19. С. 92–99.
- Евстигнеева Л. В. Синтаксическая структура текстов «потока сознания» как составляющая интерпретационной программы // Studia Linguistica (Санкт-Петербург). 2019. № 28. С. 161–162.
- Кадачиева Х. М., Абдулкадырова Х. М. Текстовые метафоры в рассказе Э. Хемингуэя «Кошка под дождем» // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2 (41). С. 600–604.
- Косиченко Е. Ф. Принцип дополнительности семиотических систем в интерпретации события (на материале рассказа Э. Хемингуэя «Канарейку в подарок») // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 1 (53). С. 105–123.
- Naimanova Ch., Tynchtykbekova A. The Concept of War Through Seasonal Symbolism in Ernest Hemingway's Selected Works // Bulletin of Science and Practice. 2022. Vol. 8. # 12. P. 576–582.
- Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / пер. А. Черноглазова. М.: Гнозис, 1995.
- Гадамер Х. Г. О круге понимания // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С.72–91.
- Акимова Н. В. Роль внутреннего монолога и несобственно-прямой речи в создании образов героев в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 3 (72). С. 104–109.
- Алимова А. Д. Общее определение несобственно-прямой речи с точки зрения гуманитарных наук как предпосылка переводоведческого исследования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 7 (836). С. 11– 21.
Дополнительные файлы
