Перформанс идентичности в визуальных образах (живописи, фотографии)
- Авторы: Антонян К.Г.1, Соколова Н.А.2
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Выпуск: № 4(898) (2025)
- Страницы: 127–134
- Раздел: Культурология
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-2197/article/view/292047
- ID: 292047
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель работы – анализ перформативной природы идентичности, получающей свое отражение в визуальных образах. Материал исследования – живопись и фотография, которые отражают идентичность как автора (художника, фотографа), так и самого изображаемого объекта. Методологически исследование опирается на культурологический и перформативный подходы, позволяющие проанализировать проявления идентичности в зависимости от социокультурного и исторического контекста. Исследование способствует пониманию перформанса, исполняемого на «жизненной сцене», как средства проявления идентичности. Визуальные образы фиксируют эти проявления, позволяя расширить представления о культурной эпохе, их породившей, а также средствах и способах «управления впечатлением».
Об авторах
Карина Георгиевна Антонян
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: tursa@list.ru
кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры теории и истории культуры
РоссияНина Александровна Соколова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Email: alonsa@inbox.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук
РоссияСписок литературы
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ., вступ. ст. А. Д. Ковалева. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.
- Митчелл У. Дж. Т. Образ. Текст. Идеология. М.–Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017.
- Schechner R. Performance studies: An introduction. London; New York: Routledge Publ., 2013. 3th ed.
- Eyerman R., McCormick, L. Myth, meaning and performance: Toward a new cultural sociology of the arts. New York: Routledge Publ., 2016.
- Даниэль С. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.
- Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство – СПб, 2005.
- Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1971.
- Alpers S. Interpretation without representation, or, the viewing of Las Meninas // Representations. 1983. Vol. 1. P. 31–42.
- Auslander P. The performativity of performance documentation // PAJ: a Journal of Performance and Art. 2006. Vol. 28. № 3. P. 1–10.
- Shusterman R. Photography as Performative Process // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 2012. Vol. 70, Issue 1. P. 67–77. doi: 10.1111/j.1540-6245.2011.01499.x.
- Taylor A. S. Performance, Photography, Performativity: What performance "does" in the still image. London: University of the Arts and Falmouth University, 2017.
- Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011.
- Мирзоев Н. Как смотреть на мир. М.: Музей «Гараж»; Ад Маргинем Пресс, 2019.
- Антонян К. Г. Перформанс идентичности // Международный журнал исследований культуры. 2021. № 3 (44). С. 91–102. doi: 10.52173/2079-1100_2021_3_91.
Дополнительные файлы
