ANCIENTS ROOTS AND SEMANTICS FIELD OF ETHNONIM KAS/KAŠ
- Авторлар: BGAZHNOKOV B.K.1
-
Мекемелер:
- The Institute for the Humanities Researches – affiliate of The Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»
- Шығарылым: № 3 (2019)
- Беттер: 67-76
- Бөлім: Археология и древняя история
- ##submission.dateSubmitted##: 29.05.2025
- ##submission.datePublished##: 15.12.2019
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-212X/article/view/294352
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-3-67-76
- EDN: https://elibrary.ru/WOIXVR
- ID: 294352
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The use of the root morpheme kas for the name of the ancient and medieval peoples of Eurasia is considered: helmets, Kassites, Caspians, Circassians. A connection is established between this ethnonym and the god of the moon in the Hutt, Cascian, Cassite pantheon – Kasku / Kashshu. It turns out how all this can be correlated with the cult of the moon and the sun in the Caucasus, with the formula of self-identification of the Circassian princes, with the heraldic symbols of the ancient peoples of the Middle East and Egypt, as well as with the self-name of the Kassites – galets. The etymology of the endoethnonym Galtz and the ethnonym Kas is presented, information about the secondary use of the ethnonym Cas for the names of countries, rivers, mountains (Caucasus), the sea (Caspian), cities, etc. It is emphasized that geographically and semantically, the ethnonym Cas is associated with the ancient history of the Circassian people.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
В 1922 г. Н.Я. Марр в статье «Кападокийцы и их двойники» сопоставил племенное название kas/kas-p с «отложившими его в себе» эническими топонимами, гидронимами, оронимами на Кавказе и в Малой Азии. Среди них наименования стран, населенных пунктов, гор, морей: Каппадокия в Малой Азии, Кабарда на Северном Кавказе и г. Каспи в Грузии, ороним Кавказ (Kav-kas), гидроним Каспий (Kasp-ское море) и др. Несмотря на определенные сомнения, которые возникают по отдельным положениям данной статьи, общий вывод представляется нам бесспорным. Н.Я. Марр считает, что имена, содержащие этноним кас/касп, объединяют Каспийский бассейн с Понтийским и в целом это может свидетельствовать о соответственно широком некогда расселении в этом пространстве племен под таким названием [Марр 1922: 336].
Речь идет, одним словом, о черкесах и в таких оценках этнической истории этого народа нет ничего удивительного. Согласно достоверным данным в XVI-XVII вв. территория Черкесии простиралась от Черного до Каспийского морей. В античный период и в период раннего Средневековья на юго-востоке Крымского полуострова и на Северном Кавказе сформировался массив меото-адыгского населения, объединенный похожими или однотипными названиями: кисы, кизы, каси, аккисы, кизики, кавкаси, касаки, кашаки, касконы. В основе своей это потомки носителей майкопской дольменной, кобанской культур. Не зря И.И. Мещанинов, поддерживая и продолжая начатые Н.Я. Марром исследования в данной области, назвал касов племенем, «давшим свое имя целой стране и морю (Кавказ и Каспий)» [Мещанинов 1925: 401].
В первой половине X века к западу от Алании располагалась Страна Каса, о чем сообщает хазарский царь Иосиф. Отвечая на письмо Хасдая ибн Шапрута из Кордовы, он пишет, что на Кавказе существует несколько родственных между собой общностей, «живущих в стране Каса, к западу от алан» [Коковцев 1932: 101] . Сегодня мы точно знаем, что речь идет в данном случае о касских или касожских, черкесских общностях. Соответственно страны и народы, которым эти общности дали свое имя – это, помимо страны Каса царя Иосифа, Сaucasi Певтингеровой карты, Каскуны и Кашаки грузинских летописей, Касахия византийского императора Константина Багрянородного, Касогы древнерусских летописей и др.
Термин кас/касы, таким образом, относится к числу древнейших названий адыгов. После вытеснения из обращения этнонима хатты, он стал активно использоваться для обозначения майкопско-анатолийских племен в горах и предгорьях Кавказа и лег в основу большого числа известных топонимов: Кавказ, Каспий, река Касс (Койсу), города Касак, Каспи и др. Позднее, в период средневековья, на смену этническому имени кас/касаки/касоги/кашаки приходит постепенно и получает всеобщее распространение новое иранское название адыгов сaharkas [Justi 1895: 495], буквально: «четыре (племени) каса». Появляется вследствие этого и новое название страны, населенной джаркасами – Джаркасия/Черкесия. Начиная с XIV века, это название активно применяется к стране адыгов почти всеми историками и бытописателями Кавказа. Что же касается этнического имени каса, то к числу последних его упоминаний можно отнести относящееся к началу XV века сообщение Ибн Тагриберди о происхождении мамлюкского султана Баркука ал-Черкаси, правившего Египтом с 1382 по 1399 гг.: «Он – выходец из страны Черкесов и его род называется Каса» [Буниятов 1985: 79].
Но корни этнонимов с лексемой кас лежат еще глубже и выходят далеко за пределы Кавказа. Мы знаем, что слово kas/кaš легло в основу известного по аккадским источникам названия касситов кашшу, кaššu и одноименного названия бога (Kaššu, Кашшу), которого они почитали как своего главного покровителя и первопредка. По всей вероятности, имя этого бога восходит к хаттскому названию бога луны Kasku/Kašku и прямо связано с названием хаттского племени каска на северо-востоке Хеттской державы [Singer 1981; Singer 2007]. Известно, вместе с тем, что термин каску был заимствован хеттами со значением «луна», «бог луны». Предполагается с учетом сказанного, что используемое в хеттских источниках этническое имя каска означает «почитающий луну народ» [Гиоргадзе 1961: 199].
Большой интерес представляет в данной связи самоназвание касситов – галцу, galču. Похоже, что перед нами композит gal-ču, в основе которого лежит черкесское гъэл-цIу, первый компонент которого гъэл является усеченной формой слова гъэлын – «жечь/сжечь», «опалить /спалить», а второй компонент цIу означает «блеск», «блестящий». Получаем в итоге слово с внутренней формой «очищенный (обожженный пламенем), блестящий (народ)». Это означает, что термины galču и кaššu семантически идентичны, даже тождественны, что предполагает наличие здесь семантического заимствования (возможно, калькирования).
Об этом писал К. Яритц [Jaritz 1957: 871], вопреки мнению К. Балкана, который считал, что имя galču фиксирует лишь обозначение одного из известных касситских царей Kurigalču. Справедливо полагая, что в эндоэтнониме касситов – galču содержится значение, близкое, идентичное тому, что заключено в экзоэтнониме – кaššu, К. Яритц склоняется к тому, что не только название, но и самоназвание касситов семантически связано с главным божеством и первопредком касситских царей – Kaššu, Кашшу.
Однако в основе почти полной синонимичности названия и самоназвания касситов лежат, как сказано выше, другие более веские причины. Дело в том, что этноним/эпоним Кашшу, Кaššu восходит к индийскому kas – «сверкать, сиять», kasih – «солнце, свет, сияние» [Kőnig 1930: 62]. И фактически повторяет значение этнонима galču. Кроме того, эти термины перекликаются с этнонимом хатты, в котором первый элемент хьэ восходит к значению «жизнь», «живое», а второй -т- соотносим с распространенным в индоевропейских языках значением «давать». Одним словом этноним хатты закрепляет в языковом сознании протоабхазо-адыгских племен термин с внутренней формой «дарящий жизнь», «животворящий», «жизнеутверждающий» [Бгажноков 2016: 18], что семантически соотносимо с эпитетами, которые сопровождают во всех языках такие слова как «солнце» и «луна».
Сверх того, мотив внутренней связи этнонима kas/кaš с культом солнца и луны причудливым образом повторяется в культурной истории черкесов. Отметим с самого начала, что элемент кас содержится в имени одного из родоначальников черкесской правящей династии. Различные варианты данного имени Кес, Кису, Кисрай, Серакес приводятся в сочиненниях Эвлия Челеби (1766), Дж. Элиаса (1788), Яна Потоцкого (1829), Шоры Ногмова (1861) и других историков и путешественников. В генеалогических картах черкесских правителей Кеса представляют обычно как прадеда знаменитого князя Инала, правившего Черкесией в конце XIV – начале XV века и положившего начало княжескому дому Иналовичей. Вместе с тем в адыгском обществе сложилась весьма любопытная традиция, согласно которой черкесские князья (Иналиды) для обоснования своего знатного происхождения и права на управление адыгским народом пользовались устойчивым выражением «Мы солнечно-лунного происхождения, из рода Курайш» – Дэ дыгъэ-мазэм дыкъыхэкIащ, дыкъурейшы лъэпкъщ.
Из всего этого следует, что знаменитую формулу самоидентификации или самообозначения черкесских князей (потомков Кеса и его правнука Инала) нельзя представлять лишь как плод их фантазии или фантазии адыгских священнослужителей. Не стоит воспринимать это и как проявление излишнего самомнения Иналидов, их желания приобщиться к истокам мусульманской религии – версия, которая неоднократно предлагалась, начиная с XIX века [Сталь, 1900; Гарданов, 1956]. На самом деле перед нами восходящее к хатто-хеттской традиции словесное отображение титула Иналидов. В самом деле, такое же – «солнечно-лунное» обоснование находит титул и статус хеттских царей на широко известных рельефах Центральной Анатолии, где солнечный диск помещен в центре широко расправленных крыльев могучей птицы, скорее всего, орла с изображением луны и солнца вместо головы (рис. 1).
Рисунок 1. Хеттский рельеф с царским гербом.
Логическим продолжением этой традиции стали, используемые в аналогичных целях титулы ассирийского царя (бога) Ашшура с луком и персидского бога солнца Ахурамазды с венком (рис. 2, 3).
Рисунок 2. Фрагмент ассирийского барельефа с изображением бога-воителя Ашшура
Рисунок 3. Фаравахар – главный символ зороастризма
Мы видим здесь, что Ассур и Ахурамазда буквально вырастают, выходят из летящего солнечного диска. Тем самым они оказываются в самом центре сложной композиции, олицетворяя, заменяя собой, своими собственными глазами и руками сокрушительную силу Бога, его всевидящее око. И все это, как мы убеждаемся, находит словесное отображение в упомянутой выше формуле самоидентификации черкесских князей. Первая ее часть фиксирует солнечно-лунное божественное происхождение или «вырастание» Иналидов, а вторая (через ссылку на курейшитов) указывает на связь самой традиции такого рода самопрезентации с Древним Востоком. Причем исходным для второго компонента формулы было, по-видимому, имя Къураш (местное, индоиранско-черкесское название персидского царя Кира), а не къурайш.
Отсюда и главный (базовый) фамильный знак (герб) черкесских князей (буквально повторяющий внутренний стержень, основу древневосточных гербов) с солнечным диском вверху и двумя змеями внизу (рис. 4), с важным «орлиным» дополнением в виде фамилии хегакских князей, которым принадлежала эта тамга: Бгъэжьынэ – «Глаз могучего орла». На основе элементов этого знака, а именно за счет различных комбинаций солнечного диска и змей построено при ближайшем рассмотрении подавляющее большинство черкесских фамильных знаков.
Рисунок 4. Фамильный знак (тамга) черкесской княжеской фамилии Бгъэжьынэ
Это означает, что и сама идея солнечно-лунного происхождения древних вождей и царей сформировалась в тесном взаимодействии индоевропейцев (прежде всего хеттов) с хатто-каскейцами и, возможно, еще в период их контактов в Юго-Восточной Европе и Предкавказье. Формула самоидентификации черкесских князей отсылает нас, с одной стороны, к культу солнца и луны, который четко прослеживается у черкесов, абхазов и других народов Кавказа. А с другой стороны – к древнейшей истории абхазо-адыгов, к их индоарийскому (протоиндийскому) названию kasgan/kaškon/kasaq/kašak и др.
Не исключено, что аналогичные имена применялись индоариями и к касситам. Об этом, как полагают, свидетельствует название одной из рек на севере Луристана – Kasgan-Rud. В. Ейлерс считает возможным интерпретировать дословное значение этого гидронима как «Касситская река» – Kassiten fluss [Eilers 1982: 37] и рассматривать, таким образом, в качестве этнонимического гидронима. Соответственно топоним Kasgan/Kašgan, распространенный в Иране и Индии, он воспринимает и рассматривает как этнотопоним, использовавшийся в значении «Страна касситов» [Eilers 1957-1958: 135].
Если принять эту точку зрения, можно предположить, что этноним kasgan/kaškon/kasaq/kašak, известный на Кавказе как индоиранское (праиндийское) наименование проточеркесских племен, применялся также и по отношению к касситам Ближнего Востока. И это свидетельствует, в свою очередь, о том, что первая волна индоиранцев, хлынувших в Переднюю Азию и Индию в конце III тысячелетия до н.э. [Cameron 1936: 136] воспринимала касситов как народ, близкий протоабхазо-адыгским племенам, с которыми они тесно и длительное время взаимодействовали в Юго-Восточной Европе и Предкавказье. Но дело не только в этом. По всей вероятности, это была и встреча касситов с проточеркесами, находившимися в составе мигрировавших на Восток индоариев. И она, судя по всему, оказала заметное воздействие на историю, культуру и язык касситов. Отсюда, вне всякого сомнения, наличие в антропонимах, топонимах, теонимах и в других касситских терминах, множества элементов черкесского языка.
Кавказ и Каспийский регион в целом был, насколько мы понимаем, зоной активного культурно-языкового взаимодействия индоариев и хатто-каскейцев, центром, откуда распространялись народы, в наименовании которых содержится элемент kas/kaš/kus/kuš, kis. По мнению Б. Грозного, отсюда в различные концы Евразии (от Малой Азии, Месопатамии и Гиндикуша) распространялось касское население, создавая во взаимодействии с другими народами новые общности и страны [Hrozny 1953: 49].
С этим трудно спорить. Однако, исходным местом обитания древних народов с названиями, содержащими различные модификации корня kas, был не только Юго-Восточный, но также и весь Северный Кавказ, а также, видимо, Северное Причерноморье, западные области Средней Азии.
Географически и семантически корень kas во всех этих случаях отсылает нас, конечно, к Кавказу. Но тем самым и к проточеркесам, а также ко всем другим, так или иначе приобщенным к ним этническим группам и народам. В том числе, славянским (казаки), тюркским (кашкайцы в Туркменистане), иранским (черкесы в современном Иране) и, если верить Б.Грозному, даже к нубийцам, страну которых в долине Нила египтяне называли Каш или Куш.
К сожалению, эти материалы, а также связанные с ними первые выводы и оценки не привлекли серьезного внимания кавказоведов и востоковедов не получили дальнейшего развития. После Н.Я. Марра И.И. Мещанинова, Б.Грозного, И. Алиева проблема внутренней связи и взаимного соответствия различных имен и названий с элементом кас практически не ставилась. В исследованиях по истории, исторической этнонимике и топонимике Передней Азии, Индии, Кавказа ее либо старательно обходили, либо предлагали весьма туманные и уклончивые разъяснения. К примеру, высказывались в том духе, что происхождение этнонимов с корневой морфемой kas невозможно установить, а их связь с черкесами является вторичной, случайной или сомнительной [Абаев 1958; Волкова 1973 и др.].
Выясняется между тем, что слово kas имеет свое вполне определенное происхождение, значение и применение, что под воздействием племенного названия кас/каш в Передней Азии, Индии и особенно на Кавказе сложилось большое число этнонимов, оронимов, гидронимов, множество других имен. Выявление и анализ этого материала, объяснение причин, условий, хронологии, становления, функционирования имен с элементом кас необходимо для лучшего понимания не только истории кавказских черкесов и абхазов, но и для всей восточной ветви хатто-каскейцев, включая касков, касситов и множество других местных «азианических» (яфетических) народов, языков и культур.
Открывается поле для новых исследований, гипотез, открытий. Интригует сам по себе тот факт, что многие названия, в которых представлен или скрыт этноним кас, возникали, сохранялись и сохраняются в Евразии через сотни, тысячи лет после появления на исторической арене касков и господства касситов в Вавилоне.
Авторлар туралы
B. BGAZHNOKOV
The Institute for the Humanities Researches – affiliate of The Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: bbarasbi@yandex.ru
Әдебиет тізімі
- Абаев 1958 – Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. A-K’. – М.; Ленинград: Изд-во АН СССР. Ленингр. отделение, 1958 – 659 с.
- Бгажноков 2016 – Бгажноков Б.Х. Культ собаки и семантема хьэ в языковом сознании черкесов // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований (КБИГИ). – 2016. – № 1 (28). – С. 7-22.
- Буниятов 1985 – Буниятов З.М. К вопросу о происхождении египетского мамлюкского султана Баркука // Доклады Академии наук Азербайджанской ССР. – 1985. – Том XLI. – № 12. – С. 79-81.
- Волкова 1973 – Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. – М.: Наука, 1973. – 208 с.
- Гарданов 1956 – Гарданов В.К. Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX века). – Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1956. – 424 с.
- Гиоргадзе 1961 – Гиоргадзе Г.Г. К вопросу о локализации и языковой структуре каскских этнических и географических названий // Переднеазиатский сборник. Вып. 1. Вопросы хеттологии и хуритологии. – М.: Наука, 1961. – С. 161-210.
- Коковцев 1932 – Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. – Л.: Издательство АН СССР, 1932. – 98 с.
- Марр 1922 – Марр Н.Я. Каппадокийцы и их двойники // Известия Российской Академии истории материальной культуры. – Петербург: Российская Государственная Академическая типография, 1922. – Т. II. – С. 332-336.
- Мещанинов 1925 – Мещанинов И. Каменные статуи рыб – вишапы на Кавказе и в Северной Монголии // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее. – Л.: РАН, ГЛАВНАУКА, ГОСИЗДАТ, 1925. – Т. I. – С. 401-409.
- Сталь 1900 – Сталь К.Ф.. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. – Т. 21. – Отд. 2. – Тифлис, 1900. – С. 53-173.
- Cameron 1936 – Cameron G. History of Early Iran. – Chicago, Illinois: The University of Chicago Press, 1936. – XVI+ 260 p.
- Eilers 1957-1958 – Eilers. W. Rezension auf: Kassitenstudien. 1. Die Sprache der Kassiten. (American Oriental Series, Vol. 37) by Kemal Balkan, R. Kraus // Archiv für Orientforschung. – 1957-1958. – 18. – S. 135-138.
- Eilers 1982 – Eilers. W.G. Geographische Namengeburg in und um Iran. – München: Beck, 1982. – 67 s.
- Hrozny 1953 – Hrozny B. Ancient history of Western Asia, India and Сrete. – New York: Philosphical Library, 1953. – 260 p.
- Jaritz 1957 – Jaritz К. Die Kassitischen Sprachreste // Anthropos. – 1957. – Bd. 52. – S. 850-898.
- Justi 1895 – Justi F. Iranisches Namenbuch. – Marburg: N.G. Elwert’sche Verlagsbuchhandlung, 1895. – 526 s.
- König 1930 – König Fr.W. Der Burgbau zu Susa. Nach dem Bauberichte des Königs Dareiosl. – Leipzig: J.C. Hinrich’sche Buchhandlung, 1930. – 76 s.
- Singer 1981 – Singer I. Hittites and Hattians in Anatolia at the Beginnung of the Second Millennium B.C. // Journal of Indo-European Studies. – 1981. – 9. – P.119-134.
- Singer 2007 – Singer I. Who Were the Kaška? // Phasis. Greek and Roman studies. – 2007. – 10 (1). – P. 166-181.
Қосымша файлдар
