№ 2(56) (2022)
Город XXI века. Ключевая тема: «Город для человека»
Городская среда будущего
Аннотация
Городские парки, являясь традиционными местами для спокойного отдыха горожан, для занятий спортом, сегодня приобретают новые функции. Здесь организуются удобные площадки для удаленной работы, проводятся выставки произведений искусства. Парки имеют ключевое значение для качества воздуха в городе, но не менее важно правильно организовывать озеленение улиц и дворов. Нужно обновить подходы к выбору древесно-кустарниковых пород, исключив вредные для местной флоры виды. Растительные сообщества, приближенные к естественным по разнообразию видового состава, оправдывают себя в пределах города, как показали опыты ботанического сада «Аптекарский огород». Зеленые технологии помогают городу приблизиться к состоянию естественных, природных экосистем. Зеленые крыши, системы сбора дождевой воды, солнечные батареи, оборудование, позволяющее охлаждать помещения и одновременно нагревать воду, позволят улучшить качество воздуха и сбалансировать круговорот энергии и воды в городской экосистеме. Управление экономикой с учетом современных экологичных технологий обеспечит комфортную и здоровую жизнь в столичном мегаполисе.



Московская школа: в центре внимания – ученик
Аннотация
Российская система образования в своей традиционной основе нацелена на воспитание в людях творческого начала, на обучение молодежи, которая будет способна менять жизнь к лучшему. У современных учеников более прагматичное отношение к школьным знаниям, чем у прошлых поколений, поэтому сегодня школы должны отыскивать новые способы заинтересовать, вовлечь ребенка в учебный процесс, а задача всей общеобразовательной системы – дать учащемуся возможность полноценного выбора. Десятилетие назад в Москве началась модернизация системы школьного образования. Основная задача периода 2011–2020 гг. – обеспечить всем юным горожанам равный доступ к качественным знаниям. Изменилось финансирование школ, произошло их объединение в образовательные комплексы, чтобы каждое учреждение могло предложить учащимся максимально широкий спектр образовательных возможностей, в частности, организовать предпрофильные классы разной направленности. Сегодня перед системой образования стоит новая задача: привести содержание учебного процесса в соответствие с индивидуальными потребностями каждого ученика, обеспечив переход школьного обучения в формат индивидуальных образовательных траекторий.



Городские проекты для активной жизни старшего поколения москвичей
Аннотация
В Москве проживает около 3,5 млн горожан старшего возраста. Забота о качестве их жизни – один из приоритетов для столичных властей и специалистов комплекса социальной сферы. С 2018 г. реализуется масштабный оздоровительный, образовательный и досуговый проект Мэра Москвы «Московское долголетие». Он ориентирован на создание в городской среде особых условий для стимулирования активного долголетия москвичей. В рамках проекта работает более 30 различных культурно-досуговых и спортивных направлений. Горожане могут выбирать формат своего участия (офлайн или онлайн). Каждому доступна любая из имеющихся площадок на базе учреждений образования, культуры, спорта, социального обслуживания. В 2019 г. запущен новый городской проект – «Центр московского долголетия». Уникальный клубный формат проекта набирает популярность, привлекает все больше горожан к участию в полезных для здоровья и эмоционального состояния занятиях. Московские проекты для старшего поколения горожан обеспечивают их социальное благополучие, повышая качество жизни в столичном мегаполисе.



Библиотеки Москвы: современное культурное пространство мегаполиса
Аннотация
Библиотеки традиционно воспринимаются как хранилища информации, но в современном мире их роль шире – они способствуют распространению знаний, социализации и воспитанию. Для выполнения этой гуманистической миссии библиотекам необходимо создавать новые общественные пространства, привлекательные и удобные для горожан. Одни формируют свои фонды и сетку мероприятий исходя из естественной специализации (научно-технические библиотеки, библиотеки иностранной литературы). Другим требуется больше экспериментировать, отыскивая путь искусственной специализации. Библиотеки российской столицы заметно изменились за последние годы. Активная трансформация началась с краудсорсинг-проекта «Моя библиотека» в 2015 г.: к реализации было принято 80 идей горожан. В 2017 г. началась работа по трансформации небольших районных библиотек в локальные культурные «центры притяжения» местных жителей. Яркие примеры тематических библиотек с искусственной специализацией – районные учреждения Восточного административного округа Москвы. Благодаря неординарным, сильным решениям им удалось привлечь новую аудиторию в свои залы и финансовые средства – в свой бюджет.



Теория и практика управления
Управление жилищным фондом Москвы: оценка результативности
Аннотация
Эффективность работы организации любого уровня напрямую зависит от оптимальности ее структуры. Рациональный подход заключается в том, чтобы структура организации строилась в зависимости от поставленных целей и задач, при этом оставаясь максимально простой. Современный методический подход к оценке эффективности управления жилищным фондом столичного мегаполиса основан на анализе структур, включающих как вертикальные, так и горизонтальные связи. Рейтинг административных округов, составленный методами кластерного анализа с использованием данных о работе управляющих компаний, позволяет сравнивать округа между собой, разрабатывать подходы к оптимизации структуры управления городским жилищным фондом.



Кадровые проекты
Роли как альтернатива компетенциям
Аннотация
В Университете Правительства Москвы разработан новый инструмент для оценки персонала, основанный на идее ролей, исполняемых сотрудниками в организации. Модель «МОИ роли» более гибкая, адаптивная и, главное, понятная руководителям, нежели широко распространенная модель компетенций. Она дает принципиально иную перспективу развития сотрудника. Ориентирует его не на приобретение компетенций как таковых, а на достижение баланса в исполняемых им ролях в процессе трудовой деятельности. Ролевая модель позволяет оценивать не только руководителей разных уровней, но и команды, что существенно для системы Правительства Москвы. Именно кросс-функциональные команды реализуют все крупные городские проекты. Их работа оказывается наиболее эффективной тогда, когда модельные роли представлены в коллективе в сбалансированном соотношении.



Повышение квалификации государственных служащих
VR-технологии в обучении и развитии персонала
Аннотация
Иммерсивные технологии – технологии виртуальной и дополненной реальности – позволяют с помощью компьютера получать опыт, схожий с реальным. В последние годы их применяют в высшем и специальном образовании. В условиях, имитирующих естественные, люди отрабатывают алгоритмы действий в опасных ситуациях без риска для жизни и здоровья, в ситуациях стресса и дискомфорта. Число повторений не ограничено, и процесс можно продолжать, пока не будет получен желаемый результат. Эффективность такого обучения выше, чем с использованием традиционного подхода – лекций, семинаров, практикумов. Иммерсивные технологии применяют в обучении пилотов, работников торговли, шоферов, врачей, операторов машин. Активно развиваются технологии виртуальной реальности в науке – фармакологии, органической химии, медицине. Университет Правительства Москвы разрабатывает VR-тренажеры для формирования и закрепления универсальных и профессиональных компетенций у работников государственного сектора. В будущем вуз планирует создавать оборудование, которое улучшит процедуры тестирования и оценки персонала структур Правительства Москвы.



Наука и инновации
От «Лаборатории квеста» к лаборатории кадров
Аннотация
С 2015 г. в Университете Правительства Москвы существует «Лаборатория квеста», реализующая социально-культурные проекты для города с участием студентов вуза. В 2020 г. она была преобразована в Центр социально-культурного проектирования. Студенты по мере вовлечения в организацию проектов для города приобретают позитивное отношение к работе в структурах Правительства Москвы, к преобразованиям в столичном мегаполисе. Они начинают лучше понимать, каковы возможности их профессионального развития. Участие в проектной деятельности расширяет набор управленческих и надпрофессиональных компетенций студентов. Соучастный принцип в приложении к обучению позволяет развить все стороны личности молодого человека, помогает ему стать самостоятельным и ответственным. Освоение практико-ориентированных знаний превращает студентов в профессионалов, адаптированных к современным условиям. Опыт, получаемый при обучении в вузе, позволяет молодым людям стать высококлассными специалистами, готовыми участвовать в развитии комфортной городской среды в российской столице.



Актуальные тренды в менеджменте
Аннотация
В современном менеджменте можно обозначить несколько важных трендов, которые оказывают влияние на эффективную работу государственного сектора. В России и других странах в государственном управлении применяют принципы бережливого производства, причем с опорой на эти принципы внедряется система управления по результатам. Такой подход ориентирует органы исполнительной власти на преумножение главной ценности в деятельности государства – качества государственных услуг для граждан. Еще один тренд в современном управлении – клиентоцентричность, ориентация на потребности граждан при выстраивании рабочих процессов. В условиях глобальной цифровизации все больше граждан получают сервисы в электронном виде, поэтому одна из актуальных задач властных структур – забота о безопасности в цифровом пространстве и росте цифрового доверия. Внедрение ESG-принципов в управление, в том числе в сферу инвестиций для поддержания экономики мегаполиса, создает новые возможности для устойчивого развития города как центра притяжения людей и ресурсов, источника инноваций, новых управленческих практик и наукоемких технологий.


