E-university as a digital procurement learning platform
- Authors: Bizhoev B.M.1
-
Affiliations:
- Electronic University “Sber A”
- Issue: No 4 (50) (2020)
- Pages: 24-29
- Section: City of the 21st Century. Key Topic: “Digital Economy: New Competencies for City Management”
- URL: https://bakhtiniada.ru/2541-8580/article/view/278030
- ID: 278030
Cite item
Full Text
Abstract
Today, not a single state budgetary enterprise in Russia can do without the use of modern systems of state and municipal procurement. Bidders need specialized professional skills to work with digital instruments. In addition, the systems are constantly being improved, so employees need to regularly update their knowledge and competencies. Various electronic educational platforms allow doing this. They help to quickly and efficiently train employees and establish the work of companies with customers. The use of such tools has acquired particular relevance in the era of digitalization. There are a number of requirements for professional training of specialists in the field of procurement, and following them is a guarantee of personnel’s professionalism. An example of the successful implementation of a digital educational platform is the electronic university “Sber A”, offering up-to-date educational programs and teaching techniques. Particular attention in these programs is paid to the innovative method of immersing students in the information environment of the contract system.
Full Text
Многие российские компании используют электронные платформы для реализации своих бизнес-функций и даже нередко инициируют создание таких платформ для своих нужд. Одно из популярных решений такого рода – электронные университеты, т. е. цифровые образовательные платформы, которые позволяют при необходимости оперативно повышать квалификацию сотрудников и клиентов, применяющих информационные системы в работе.
Методические подходы к созданию образовательных систем многообразны, но нередко основаны на опыте ведущих университетов мира. Информационные базы электронных университетов наполняются материалами в различных форматах – записями вебинаров и лекций, интерактивными заданиями. В некоторых случаях используется дистанционная форма обучения, особо популярная сегодня, в условиях повсеместной цифровизации и на фоне пандемии коронавируса.
Зачастую собственная образовательная платформа повышает конкурентоспособность организации. Компания может в оперативном режиме развивать компетентность своих сотрудников и клиентов, снабжая их новейшими знаниями и передавая актуальную информацию большому количеству пользователей. В свою очередь, слушатели, имеющие доступ к такой форме обучения, могут проходить нужные курсы в любое удобное им время. Еще одно преимущество электронных платформ – возможность добавить функционал, позволяющий оценивать знания сотрудников, формировать список компетенций обучаемого и так называемый цифровой след. Он помогает выявлять связи между студентами, преподавателями и элементами учебного процесса, а на их основе можно строить рекомендации.
Существуют образовательные платформы, специально созданные для повышения квалификации в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Сегодня эти знания весьма востребованы, поскольку все государственные предприятия обязаны приобретать товары и услуги через процедуру, установленную Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о закупках) [1]. Между тем проведение закупки – весьма непростая задача, требующая специальных компетенций. Более того, и обучение и повышение квалификации в сфере государственных закупок должно быть направлено на формирование наиболее современных навыков управления в условиях цифровой экономики [4]. Активная цифровизация бизнес-процессов и широкое использование информационных систем перевели процесс государственных закупок в электронный формат.
В контрактной системе регулярно происходят обновления, называемые некоторыми экспертами «институциональной турбулентностью» [8]. Поэтому необходимо систематически повышать квалификацию менеджеров, занимающихся закупками, и сотрудников договорных отделов организаций. Соответственно, становятся высоко актуальными адаптивные образовательные форматы [5, с. 81].
Анализ статистики обжалования закупок, регистрируемой Федеральной антимонопольной службой, свидетельствует о том, что персонал, работающий с контрактной системой, периодически сталкивается с проблемами. На рисунке 1 показано отношение числа заявок на обжалование закупок к общему количеству проведенных закупок в разрезе уровней власти. На муниципальном уровне можно заметить диспропорцию в соотношении числа закупок и заявок на обжалования. По нашему мнению, муниципальные заказчики не успевают адаптироваться к стремительным изменениям в регламенте процедур государственных закупок. В итоге серьезнейшим образом страдает эффективность их работы.
РИС. 1
Объем закупок и обжалований (в долях от общего количества закупок и жалоб соответственно) в 2019 г. (по данным Министерства финансов Российской Федерации [7])
Необходимо отметить, что хотя 33% подаваемых жалоб приходится на муниципальных заказчиков, сами муниципалитеты инициируют всего 26% от общего количества торгов. В наиболее выигрышной ситуации находятся федеральные и региональные заказчики, у которых оба показателя примерно равны. Можно предположить недостаточную вовлеченность муниципальных заказчиков в образовательные мероприятия и, как следствие, недостаточный уровень их профессиональной квалификации.
Для повышения эффективности закупок на базе электронной торговой площадки «Сбер А» (АО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов») в 2010 г. был создан специальный цифровой образовательный портал – Электронный университет. Портал успешно функционирует, с его помощью реализуются дополнительные профессиональные образовательные программы по организации закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд 1. Программы повышения квалификации и переподготовки университета предназначены для специалистов по управлению и размещению государственных и муниципальных закупок. Занятия проводятся в дистанционной форме, имеют интерактивную составляющую, что позволяет слушателям проходить учебный курс в удобные даты, в комфортном темпе, без отрыва от работы. Благодаря электронному формату обучения возможно оперативно учитывать последние изменения в Федеральном законе о закупках.
В 2020 г. электронный университет стал надежной базой для повышения квалификации заказчиков и поставщиков, и сегодня в нем зарегистрированы 72 993 пользователя. В период самоизоляции и позже, после введения режима повышенной готовности, спрос на такой вид обучения увеличился. Возросло и число новых зарегистрированных пользователей (рис. 2).
РИС. 2
Статистика пользователей Электронного университета «Сбер А» в период самоизоляции на фоне пандемии коронавируса 2020 г.
Электронный университет предлагает обширный перечень образовательных программ – как переподготовки, так и повышения квалификации в сфере закупок. Среди них основные:
- «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг»;
- «Управление корпоративными закупками»;
- «Эффективное продвижение товаров, работ, услуг при участии в торгах».
Программы включают в себя вебинары и видеолекции ведущих специалистов в сфере государственного, муниципального и корпоративного заказа, онлайн-семинары, базы тестовых заданий. Слушатели получают пошаговые инструкции и комментарии к наиболее актуальным вопросам, возникающим на этапе подготовки к размещению заказа, в ходе проведения электронных торгов и на стадии заключения договора. Эти методические материалы помогают научиться безошибочно действовать на практике, решая задачи, стоящие перед государственными и муниципальными учреждениями, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) контрактов.
Интерфейс электронного университета интуитивно понятен. Основные разделы содержания представлены на главной странице (рис. 3). Здесь размещен и вход в личный кабинет – он имеется у каждого пользователя.
РИС. 3
Скриншот главной страницы Электронного университета «Сбер А» (https://univer.sberbank-ast.ru)
Содержание программы состоит из двух блоков – учебного материала и итогового тестирования. Доступ к итоговому тесту открывается только после просмотра всех 12 теоретических блоков (модулей) и прохождения промежуточных тестов в теоретических блоках. В помощь слушателям, желающим изучать курс углубленно, а также для более успешного освоения теоретической части в личном кабинете размещены ссылки на справочные пособия. Промежуточное тестирование (самопроверка и подготовка к итоговому тестированию) включает вопросы из итогового тестирования и вопросы по теме модуля. Оно не имеет ограничения ни по времени прохождения, ни по числу попыток.
После прохождения промежуточного теста пользователь узнает свои результаты. Итоговое тестирование состоит из семи разделов и 67 вопросов. Для ответа на каждый вопрос дается не более двух попыток. Максимальное время прохождения теста – 70 мин. Проходной балл – 50. Количество попыток прохождения теста не ограничено.
Деятельность контрактной системы технически обеспечивают онлайн-платформы, главным образом Единая информационная система в сфере закупок и различные электронные торговые площадки. Чтобы успешно ими пользоваться, специалист должен знать все тонкости работы с интерфейсами и функциями онлайн-платформ, т. е. обладать высоким уровнем цифровых компетенций [3]. Однако овладеть этими умениями возможно исключительно на практике, поэтому для развития практических навыков работы с информационными системами в Электронном университете «Сбер А» создана учебная электронная торговая площадка. Это инновационный модуль, построенный на базе передовых методик обучения работе в экосисистеме государственного заказа. Заказчики и поставщики на учебной площадке проходят полный цикл осуществления закупки в режиме имитации: размещают извещение, прикрепляют документацию о закупке, подают запросы на разъяснение, затем направляют заявку на участие в закупке и, наконец, проводят торги в режиме реального времени. Слушатели отрабатывают заполнение форм протоколов первой и второй частей заявок, процедуру заключения государственного или муниципального контракта.
Такое глубокое погружение в рабочую среду – с реализацией полного цикла закупки – позволяет сформировать необходимые цифровые навыки, способствующие успешному и эффективному размещению государственного заказа [6]. Инновационная методика и учебный модуль электронного университета отмечены наградами на различных методических образовательных конкурсах. Они стали примером успешного применения образовательных инициатив, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, о чем свидетельствует официальное письмо в адрес организации, и по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» [2].
Электронный университет «Сбер А», на наш взгляд, ярко демонстрирует достижения цифровых образовательных платформ. Избранная им практика погружения в рабочий процесс позволяет эффективно обучать сотрудников, клиентов, постоянно повышать их квалификацию, своевременно углублять навыки работы с информационными системами. Электронный университет «Сбер А» можно назвать и мерой поддержки клиентов электронной торговой площадки со стороны одного из лидеров рынка. Его социально-экономический вклад заключается в пополнении кадрового резерва контрактной системы высококвалифицированными специалистами. Это способствует снижению диспропорции в знаниях у специалистов разных уровней власти, что, в свою очередь, повышает эффективность работы государственных организаций столицы и страны в целом.
Торговая площадка «Сбер А» имеет статус федеральной. Здесь проходят электронные торги с целью закупки товаров и услуг для государственных, муниципальных структур и коммерческих компаний.
«Сбер А» автоматически интегрирует все релевантные данные на официальном портале закупок Российской Федерации.
Как универсальная торговая платформа «Сбер А» позволяет организовывать различные виды торгов без ограничения лотов и отраслей. Ее деятельность охватывает также различные формы передачи прав на имущество.
Участники системы одновременно могут быть и участниками торгов, и организаторами.
1 См. также о подготовке специалистов для сферы государственных закупок по программам, разработанным в Университете Правительства Москвы: Жуков В. И., Романова О. В., Сварник Т. А. Дополнительное профессиональное образование: основные тренды в эпоху цифровизации. С. 51–55. – Прим. ред.
About the authors
B. M. Bizhoev
Electronic University “Sber A”
Author for correspondence.
Email: herald@mguu.ru
Head
Russian Federation, MoscowReferences
- Federal Law of 05.04.2013 no. 44-FL “On Contracting System in Procurement of Goods, Works, Services to Cater to State and Municipal Needs”. Available at: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
- VII-th Annual Conference “E-trading Sites in Russia”. RAEX Analytics [website]. Available at: https://raex-a.ru/project/etp/2020/resume (accessed: 02.11.2020). (In Russ.).
- Bizhoev B. M. Basics of Intelligent Procurement Contract System. Journal of Economic Regulation, 2018, vol. 9, no 1, pp. 110-122. (In Russ.).
- Gladilina I. P. Change Management in Digital Economy in Terms of Procurement HR Support. Law and education, 2020, no. 6, pp. 70-77. (In Russ.).
- Bizhoev B. M., Obalyaeva Y. I., Ryzhova N. B., Sklyarova Y. A., Andreev N. Y. Goszakupki. Novyj vektor razvitiya [Procurement. New Development Thrust]: monograph. Moscow: MFEI, 2018. 103 p. (In Russ.).
- Kameneva K. There’s Growing Demand for Procurement Training. Special Project by rg.ru, 18.12.2018. Available at: https://rg.ru/2018/12/18/rastet-spros-kompanij-na-obuchenie-elektronnym-zakupkam.html (accessed: 28.10.2020). (In Russ.).
- Summary Analytic Report of Monitoring Procurement Results of Goods and Services for the State and Municipal Needs under Federal Law of 05.04.2013 No. 44-FL “On Contracting System in Procurement of Goods, Works, Services to Cater to State and Municipal Needs” at 2019 Yearend. Ministry of Finance of the Russian Federation [website]. Available at: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/06/main/Svodnyy_analiticheskiy_otchet_2019.pdf (accessed: 28.10.2020). (In Russ.).
- Tsygankov S. S., Nalivayko S. V., Tsygankova E. N. Institutional Turbulence of Procurement System in Russia. Economic sciences, 2019, no. 181, pp. 79-84. (In Russ.).
Supplementary files
