№ 1 (850) (2024)

Обложка

Педагогические науки

Междисциплинарность как основа построения современного школьного учебника иностранного языка в системе развивающего обучения

Ариян М. .

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления реализации принципа междисциплинарности в учебнике по иностранному языку. Акцент делается на тематической синхронизации учебника по иностранному языку с учебниками по другим дисциплинам. Перечисляются действия, выполнение которых обеспечивает синхронизацию. Междисциплинарная интеграция позволяет видеть связи и отношения между различными процессами и явлениями, совершенствовать умения творчески применять полученные знания.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):9-15
pages 9-15 views

Методика обучения иностранным языкам в контексте современных реалий: проблемы и решения

Барышников Н.В.

Аннотация

В статье решаются актуальные проблемы отечественной методики обучения иностранным языкам, в том числе неадекватная трактовка компетентностного подхода к обучению иностранным языкам, мифологизация методических постулатов обучения иностранным языкам, недостаточная взаимосвязь методической науки и образовательной практики обучения иностранным языкам. Решаются вопросы влияния на развитие гуманитарных наук на примерах лингводидактики таких явлений, как нарушение научной этики, научная недобросовестность, публикационная активность.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):16-23
pages 16-23 views

Лингводидактический потенциал проекта «Слово года» для формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов лингвистического вуза

Великолуг Л.В.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность вовлечения студентов лингвистических специальностей в социолингвистический проект «Слово года» с целью повышения уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции, прежде всего, за счет развития лексических навыков как компонента социолингвистической и социокультурной компетенций. Участие в проекте позволит обучающимся более эффективно усваивать единицы с национально-культурным содержанием, что имеет большое значение для речевого общения между представителями разных культур. Такой подход к обучению способствует развитию когнитивно-рефлексивного мышления обучаемых позволяет своевременно собирать информацию об актуальных неологических процессах в изучаемых языках и совершенствовать методы и приемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):24-29
pages 24-29 views

Учебный предмет «иностранный язык» как объект изучения методики: история и современность

Гальскова Н.Д.

Аннотация

В статье представлены результаты разнофакторного анализа учебного предмета «иностранный язык» как одного из важных исследовательских объектов методики обучения. Показана специфика данной учебной дисциплины в исторической и актуальной проекциях, обоснованы ценностные смыслы иностранного языка, обусловливающие место данной дисциплины в системе образования и его общеобразовательную ценность. Продемонстрирована динамика целевых приоритетов учебного предмета в соотнесении с общественно-историческим и научным контекстом его бытования.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):30-37
pages 30-37 views

Подготовка будущих преподавателей иностранного языка к работе в условиях обучающей виртуальной среды (на примере учебного пособия)

Горожанов А.И.

Аннотация

В статье ставится проблема обучения будущих бакалавров лингвистики - преподавателей иностранного языка, обсуждается работа с современными программными средствами и дистанционными образовательными технологиями в рамках дисциплины «Цифровая трансформация в профессиональной деятельности». Материал исследования составляет совокупность передовых методик, технологий и приемов обучения, из которых в результате были выбраны наиболее подходящие для написания учебного пособия по указанной дисциплине.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):38-43
pages 38-43 views

Традиции и перспективы развития отечественной методической науки в российской историографии (памяти А. А. Миролюбова) Часть 1. Начало XX века – 60-е годы

Коряковцева Н.Ф., Демина Д.А.

Аннотация

В статье рассматривается история развития отечественной методической науки в период с начала ХХ века до конца 60-х годов; этот период определяется как последовательное зарождение и становление российского сознательно-сопоставительного метода обучения иностранному языку; дается характеристика системного подхода на основе преемственности традиций российской науки и культуры; подчеркивается самостоятельный путь развития отечественной методической теории как методологии обучения иностранному языку в мировом контексте.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):44-51
pages 44-51 views

Лингводидактические основы конструирования профессионально ориентированного языкового портфолио для студентов гуманитарных факультетов

Пенкина М.В.

Аннотация

В рамках настоящей статьи автором представлены основы методического конструирования профессионально ориентированного языкового портфолио для студентов, обучающихся в магистратуре на гуманитарных факультетах. Автор подчеркивает необходимость варьирования содержательного наполнения языкового портфолио в зависимости от образовательного контекста, в котором оно будет использоваться. В исследовании акцент сделан на выявлении отличительных особенностей формата языкового портфолио, которое может использоваться со студентами внешней и интегрированной магистратуры.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):52-58
pages 52-58 views

Профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков к организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Перевёрткина М.С., Константинова С.И.

Аннотация

В статье рассмотрена и актуализирована содержательная компонента профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков к управлению учебными исследованиями. Авторами предложена матрица педагогического проектирования учебно-исследовательской деятельности школьников, обозначены возможности организации профессиональной подготовки в парадигме «обучение - практика - профессия», обобщен опыт непрерывного сопровождения начинающих учителей на рабочем месте.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):59-65
pages 59-65 views

А. А. Миролюбов и развитие методики преподавания иностранных языков во второй половине XX столетия

Полякова Т.Ю.

Аннотация

Статья посвящена развитию методики преподавания иностранных языков второй половине ХХ столетия. В ней анализируются основные достижения учеников и последователей Л. В. Щербы. В статье также рассматривается вклад академика А. А. Миролюбова в становление методики как науки, создание сознательно-сопоставительного метода, историю зарубежной и отечественной методики, преодоление разрыва между теорией и практикой обучения, подготовку научно-педагогических кадров и учителей иностранных языков.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):66-71
pages 66-71 views

Подготовка преподавателя иностранных языков к самоуправлению профессиональной деятельностью в многонациональном российском государстве

Рыблова А.Н.

Аннотация

В статье обоснована идея подготовки преподавателя иностранных языков к самоуправлению профессиональной деятельностью, которое обеспечит их успешное функционирование после окончания образовательного учреждения. Теоретико-эмпирические исследования доказали эффективность поэтапной передачи педагогических функций студентам в университете, учитывая специфику межнациональных коммуникаций. Мониторинг становления умений самоуправления следует проводить при участии представителей работодателей.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):72-77
pages 72-77 views

Лингводидактические основы обучения переводческой деятельности гуманитариев непереводческих специальностей

Сафонова В.В.

Аннотация

К числу малоизученных в дидактике перевода относится проблема переводческого образования студентов-гуманитариев. В статье предлагается система принципов переводческого образования студентов-гуманитариев в контексте аксиологического, проблемного, коммуникативно-деятельностного и социокультурного подходов на основе критического лингводидактического анализа традиций и инноваций в переводческом образовании. Междисциплинарное научно-методическое содружество обеспечивает их успешную реализацию в учебном процессе.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):78-85
pages 78-85 views

Лингводидактическая многомерность цифрового образовательного пространства в дистанционном обучении иностранным языкам

Соловьёва О.А.

Аннотация

В статье определяются проблемы дистанционного обучения студентов иностранным языкам; анализируется специфика операционального, личностного и когнитивного измерений цифрового образовательного пространства; дается характеристика семиотически неоднородных цифровых дидактических материалов как основных компонентов технологического измерения; обобщаются особенности компьютерно-опосредованной коммуникации обучающихся в синхронном пространстве коммуникативного измерения.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):86-92
pages 86-92 views

Реализация современных принципов обучения на занятиях по иностранному языку

Фролова Г.М.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается теоретико-практический опыт внедрения в учебный процесс важнейших принципов обучения иностранным языкам. Причем особое внимание уделяется современному принципу аутентичности. Целесообразно применять этот принцип не только к учебным материалам, но и к видам работы, организуемым в процессе формирования определенных умений и навыков, а также контроля уровня их сформированности. В статье подчеркивается значение для будущих учителей / преподавателей иностранных языков владения аутентичными формулами классного обихода, принятыми в изучаемой культуре.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):93-97
pages 93-97 views

Проектная деятельность в иноязычном обучении в социально-политической области

Харламова Н.С., Мангова О.Б.

Аннотация

Статья посвящена проектной деятельности в обучении иностранному языку студентов политических специальностей. Авторы обосновывают значимость и подчеркивают эффективность использования проектной деятельности в ходе формирования межкультурной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. В связи с этим рассматриваются виды, задачи и этапы проектной деятельности, цифровые инструменты, используемые в ходе ее осуществления, а также концептуальные основы ее организации.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):98-104
pages 98-104 views

Психологические науки

Методы сетевого моделирования структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык

Бармин А.В., Величковский Б.Б.

Аннотация

Цель настоящей статьи - определение методов сетевого моделирования структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык. Авторами статьи был проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников, посвященных данной проблеме. Результаты теоретического обзора показывают, какие методы сетевого моделирования существуют сегодня и какие из них могут эффективно использоваться в целях исследования структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):105-110
pages 105-110 views

Особенности смысложизненных ориентаций у лиц юношеского возраста с выраженной аутоагрессией

Буслаева Е.Л.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей смысложизненных ориентаций у лиц юношеского возраста с выраженной аутоагрессией. Эмпирическое исследование проводилось с использованием опросника Е. П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия» и теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Сравнительный анализ позволил вывить статистически значимые различия в показателях смысложизненных ориентаций у юношей и девушек как имеющих, так и не имеющих аутоагрессвные проявления.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):111-117
pages 111-117 views

Влияние социальной рекламы на отношение к табакокурению у подростков

Троицкая Е.А.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление влияния социальной рекламы на отношение к табакокурению у подростков. Во время эксперимента испытуемые знакомились с тремя рекламными плакатами (два с негативными фреймами и один с позитивным фреймом), а затем оценивали явление «курение» по методу семантического дифференциала. Было обнаружено, что социальная реклама приводит к формированию преимущественно негативного отношения к курению у подростков.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):118-125
pages 118-125 views

Юридические науки

Отдельные вопросы государственного регулирования процедур легитимации правового статуса и деятельности субъектов предпринимательства

Василишин И.И.

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Они связаны с легитимацией правового статуса субъектов предпринимательства и их деятельности. На примерах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся основными субъектами коммерческой деятельности, рассматриваются некоторые юридические процедуры, имеющие место в процессе создания указанных субъектов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):126-130
pages 126-130 views

Российская коррупция от Древней Руси до петровских времен

Иншаков С.М., Казакова В.А.

Аннотация

В статье рассматриваются процессы зарождения коррупции со времен Древней Руси. Анализируется коррупция как социальное явление, встроенное в структуру общественного развития, органично присущее ей и имеющее свои негативные и позитивные стороны. Приводятся с развернутыми комментариями основные нормативные акты того времени в аспекте существования антикоррупционных норм и их эффективности. Анализируется роль коррупционных элит в управлении государством.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(1 (850)):131-136
pages 131-136 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».