№ 1 (850) (2024)
- Год: 2024
- Статей: 19
- URL: https://bakhtiniada.ru/2500-3488/issue/view/20398
Педагогические науки
Междисциплинарность как основа построения современного школьного учебника иностранного языка в системе развивающего обучения
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления реализации принципа междисциплинарности в учебнике по иностранному языку. Акцент делается на тематической синхронизации учебника по иностранному языку с учебниками по другим дисциплинам. Перечисляются действия, выполнение которых обеспечивает синхронизацию. Междисциплинарная интеграция позволяет видеть связи и отношения между различными процессами и явлениями, совершенствовать умения творчески применять полученные знания.



Методика обучения иностранным языкам в контексте современных реалий: проблемы и решения
Аннотация
В статье решаются актуальные проблемы отечественной методики обучения иностранным языкам, в том числе неадекватная трактовка компетентностного подхода к обучению иностранным языкам, мифологизация методических постулатов обучения иностранным языкам, недостаточная взаимосвязь методической науки и образовательной практики обучения иностранным языкам. Решаются вопросы влияния на развитие гуманитарных наук на примерах лингводидактики таких явлений, как нарушение научной этики, научная недобросовестность, публикационная активность.



Лингводидактический потенциал проекта «Слово года» для формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов лингвистического вуза
Аннотация
В статье обосновывается актуальность вовлечения студентов лингвистических специальностей в социолингвистический проект «Слово года» с целью повышения уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции, прежде всего, за счет развития лексических навыков как компонента социолингвистической и социокультурной компетенций. Участие в проекте позволит обучающимся более эффективно усваивать единицы с национально-культурным содержанием, что имеет большое значение для речевого общения между представителями разных культур. Такой подход к обучению способствует развитию когнитивно-рефлексивного мышления обучаемых позволяет своевременно собирать информацию об актуальных неологических процессах в изучаемых языках и совершенствовать методы и приемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции.



Учебный предмет «иностранный язык» как объект изучения методики: история и современность
Аннотация
В статье представлены результаты разнофакторного анализа учебного предмета «иностранный язык» как одного из важных исследовательских объектов методики обучения. Показана специфика данной учебной дисциплины в исторической и актуальной проекциях, обоснованы ценностные смыслы иностранного языка, обусловливающие место данной дисциплины в системе образования и его общеобразовательную ценность. Продемонстрирована динамика целевых приоритетов учебного предмета в соотнесении с общественно-историческим и научным контекстом его бытования.



Подготовка будущих преподавателей иностранного языка к работе в условиях обучающей виртуальной среды (на примере учебного пособия)
Аннотация
В статье ставится проблема обучения будущих бакалавров лингвистики - преподавателей иностранного языка, обсуждается работа с современными программными средствами и дистанционными образовательными технологиями в рамках дисциплины «Цифровая трансформация в профессиональной деятельности». Материал исследования составляет совокупность передовых методик, технологий и приемов обучения, из которых в результате были выбраны наиболее подходящие для написания учебного пособия по указанной дисциплине.



Традиции и перспективы развития отечественной методической науки в российской историографии (памяти А. А. Миролюбова) Часть 1. Начало XX века – 60-е годы
Аннотация
В статье рассматривается история развития отечественной методической науки в период с начала ХХ века до конца 60-х годов; этот период определяется как последовательное зарождение и становление российского сознательно-сопоставительного метода обучения иностранному языку; дается характеристика системного подхода на основе преемственности традиций российской науки и культуры; подчеркивается самостоятельный путь развития отечественной методической теории как методологии обучения иностранному языку в мировом контексте.



Лингводидактические основы конструирования профессионально ориентированного языкового портфолио для студентов гуманитарных факультетов
Аннотация
В рамках настоящей статьи автором представлены основы методического конструирования профессионально ориентированного языкового портфолио для студентов, обучающихся в магистратуре на гуманитарных факультетах. Автор подчеркивает необходимость варьирования содержательного наполнения языкового портфолио в зависимости от образовательного контекста, в котором оно будет использоваться. В исследовании акцент сделан на выявлении отличительных особенностей формата языкового портфолио, которое может использоваться со студентами внешней и интегрированной магистратуры.



Профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков к организации учебно-исследовательской деятельности школьников
Аннотация
В статье рассмотрена и актуализирована содержательная компонента профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков к управлению учебными исследованиями. Авторами предложена матрица педагогического проектирования учебно-исследовательской деятельности школьников, обозначены возможности организации профессиональной подготовки в парадигме «обучение - практика - профессия», обобщен опыт непрерывного сопровождения начинающих учителей на рабочем месте.



А. А. Миролюбов и развитие методики преподавания иностранных языков во второй половине XX столетия
Аннотация
Статья посвящена развитию методики преподавания иностранных языков второй половине ХХ столетия. В ней анализируются основные достижения учеников и последователей Л. В. Щербы. В статье также рассматривается вклад академика А. А. Миролюбова в становление методики как науки, создание сознательно-сопоставительного метода, историю зарубежной и отечественной методики, преодоление разрыва между теорией и практикой обучения, подготовку научно-педагогических кадров и учителей иностранных языков.



Подготовка преподавателя иностранных языков к самоуправлению профессиональной деятельностью в многонациональном российском государстве
Аннотация
В статье обоснована идея подготовки преподавателя иностранных языков к самоуправлению профессиональной деятельностью, которое обеспечит их успешное функционирование после окончания образовательного учреждения. Теоретико-эмпирические исследования доказали эффективность поэтапной передачи педагогических функций студентам в университете, учитывая специфику межнациональных коммуникаций. Мониторинг становления умений самоуправления следует проводить при участии представителей работодателей.



Лингводидактические основы обучения переводческой деятельности гуманитариев непереводческих специальностей
Аннотация
К числу малоизученных в дидактике перевода относится проблема переводческого образования студентов-гуманитариев. В статье предлагается система принципов переводческого образования студентов-гуманитариев в контексте аксиологического, проблемного, коммуникативно-деятельностного и социокультурного подходов на основе критического лингводидактического анализа традиций и инноваций в переводческом образовании. Междисциплинарное научно-методическое содружество обеспечивает их успешную реализацию в учебном процессе.



Лингводидактическая многомерность цифрового образовательного пространства в дистанционном обучении иностранным языкам
Аннотация
В статье определяются проблемы дистанционного обучения студентов иностранным языкам; анализируется специфика операционального, личностного и когнитивного измерений цифрового образовательного пространства; дается характеристика семиотически неоднородных цифровых дидактических материалов как основных компонентов технологического измерения; обобщаются особенности компьютерно-опосредованной коммуникации обучающихся в синхронном пространстве коммуникативного измерения.



Реализация современных принципов обучения на занятиях по иностранному языку
Аннотация
В настоящей статье рассматривается теоретико-практический опыт внедрения в учебный процесс важнейших принципов обучения иностранным языкам. Причем особое внимание уделяется современному принципу аутентичности. Целесообразно применять этот принцип не только к учебным материалам, но и к видам работы, организуемым в процессе формирования определенных умений и навыков, а также контроля уровня их сформированности. В статье подчеркивается значение для будущих учителей / преподавателей иностранных языков владения аутентичными формулами классного обихода, принятыми в изучаемой культуре.



Проектная деятельность в иноязычном обучении в социально-политической области
Аннотация
Статья посвящена проектной деятельности в обучении иностранному языку студентов политических специальностей. Авторы обосновывают значимость и подчеркивают эффективность использования проектной деятельности в ходе формирования межкультурной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. В связи с этим рассматриваются виды, задачи и этапы проектной деятельности, цифровые инструменты, используемые в ходе ее осуществления, а также концептуальные основы ее организации.



Психологические науки
Методы сетевого моделирования структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык
Аннотация
Цель настоящей статьи - определение методов сетевого моделирования структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык. Авторами статьи был проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников, посвященных данной проблеме. Результаты теоретического обзора показывают, какие методы сетевого моделирования существуют сегодня и какие из них могут эффективно использоваться в целях исследования структуры семантической памяти у изучающих иностранный язык.



Особенности смысложизненных ориентаций у лиц юношеского возраста с выраженной аутоагрессией
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей смысложизненных ориентаций у лиц юношеского возраста с выраженной аутоагрессией. Эмпирическое исследование проводилось с использованием опросника Е. П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия» и теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Сравнительный анализ позволил вывить статистически значимые различия в показателях смысложизненных ориентаций у юношей и девушек как имеющих, так и не имеющих аутоагрессвные проявления.



Влияние социальной рекламы на отношение к табакокурению у подростков
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление влияния социальной рекламы на отношение к табакокурению у подростков. Во время эксперимента испытуемые знакомились с тремя рекламными плакатами (два с негативными фреймами и один с позитивным фреймом), а затем оценивали явление «курение» по методу семантического дифференциала. Было обнаружено, что социальная реклама приводит к формированию преимущественно негативного отношения к курению у подростков.



Юридические науки
Отдельные вопросы государственного регулирования процедур легитимации правового статуса и деятельности субъектов предпринимательства
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Они связаны с легитимацией правового статуса субъектов предпринимательства и их деятельности. На примерах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся основными субъектами коммерческой деятельности, рассматриваются некоторые юридические процедуры, имеющие место в процессе создания указанных субъектов.



Российская коррупция от Древней Руси до петровских времен
Аннотация
В статье рассматриваются процессы зарождения коррупции со времен Древней Руси. Анализируется коррупция как социальное явление, встроенное в структуру общественного развития, органично присущее ей и имеющее свои негативные и позитивные стороны. Приводятся с развернутыми комментариями основные нормативные акты того времени в аспекте существования антикоррупционных норм и их эффективности. Анализируется роль коррупционных элит в управлении государством.


