Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки

ISSN (online): 2500-3488

Учредитель:  Московский государственный лингвистический университет

Главный редактор: Коряковцева Наталия Фёдоровна, д-р пед. н., профессор

Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый

Входит в: перечень ВАК, РИНЦ

«Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки» является авторитетным научным журналом в области наук об образовании.

 

В журнале освещаются актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков; языковая подготовка в системе непрерывного образования; психолого-педагогические проблемы развития образования; актуальные вопросы организации обучающей деятельности преподавателя и развития познавательной деятельности учащихся; психолого-педагогические и методические проблемы в области изучения языков и культур; анализ состава гражданских правоотношений; характеристика различных обязательств (купли-продажи, аренды, перевозки, страхования и др.); исследование правовых аспектов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

  • Включает в себя три раздела: педагогические науки, психологические науки июридические науки.
  • Включен в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), а также в составленный Высшей аттестационной комиссией (ВАК) «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов».
  • Статьи публикуются бесплатно. Авторы также не платят за рецензирование, предпечатную подготовку и размещение статей в открытом доступе.
  • Материалы, поступившие в редакцию, проходят обязательное независимое двойное слепое рецензирование членами редакционной коллегии или приглашенными рецензентами. Все рецензенты являются авторитетными специалистами в области рецензируемых материалов и имеют в течение последних трех лет публикации по тематике рецензируемой статьи.

Журнал выходит с периодичностью 4 раза в год.

Текущий выпуск

№ 2(855) (2025)

Педагогические науки

Методологические основания полиперспективной модели-инварианта педагогического взаимодействия
Воронина А.И.
Аннотация

В статье представлены методологические основы модели-инварианта педагогического взаимодействия в образовательном пространстве современного университета. По результатам анализа структурно-функциональных характеристик моделей педагогического взаимодействия были выявлены сильные стороны и возможные ограничения их применения. Обоснованы принципы создания полиперспективной модели, способствующей гармонизации образовательного процесса в вузе.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):9-15
pages 9-15 views
Специализация программного обеспечения лингафонных классов для подготовки переводчиков
Груздев Д.Ю., Макаренко А.С., Шешин В.Г.
Аннотация

В статье рассматриваются способы специализации компьютерных лингафонных классов для подготовки переводчиков. Авторы отмечают ориентированность современных лингафонных решений на экстенсивный путь развития функциональных возможностей для охвата более широкой номенклатуры предметов обучения, в том числе точных. Ввиду отсутствия готового специализированного решения для переводчиков авторы разрабатывают программное обеспечение (ПО). Оно дополняет функционал компьютерных лингафонных классов, способствует выработке методических рекомендаций по подготовке комплексов заданий с использованием решений ИИ (искусственного интеллекта) и современных возможностей по редактированию аудио и видео, а также проведению анализа результатов работы.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):16-24
pages 16-24 views
Методика формирования иноязычной лексической компетенции на основе иллюстративных двуязычных терминологических словарей у студентов-нефилологов
Даминова С.О.
Аннотация

В статье решается вопрос формирования иноязычной лексической компетенции у студентов-нефилологов на основе иллюстративных терминологических словарей. Выявляются лексикографические, лексические и лексико-когнитивные навыки работы с иноязычными терминологическими словарями. Предлагается методика обучения студентов-нефилологов профессиональной лексике с использованием иллюстративного двуязычного словаря терминов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):25-31
pages 25-31 views
Ресурсы индивидуализации при обучении студентов устной иноязычной коммуникации в «ротационной модели смешанного обучения»
Мацалак Т.В., Обдалова О.А.
Аннотация

В статье выявлены особенности модели ротации станций как способа организации учебной деятельности, способствующей ее индивидуализации. Рассмотрены разные форматы смешанного обучения и выявлены их особенности. Выявлена сущность понятия «ротация станций» с точки зрения организационно-деятельностного и событийного методов в русскоязычном педагогическом дискурсе. Описан пилотный эксперимент и его результаты. Определены и систематизированы ресурсы индивидуализации при обучении студентов устной иноязычной коммуникации. Представлен опыт организации индивидуализированного формата обучения иноязычной коммуникации в профессиональной сфере на примере четырех учебных постов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):32-40
pages 32-40 views
Развитие профессиональной иноязычной компетенции: технологии смешанной многоресурсной образовательной среды
Мельникова Е.А., Соболева А.В.
Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования по созданию иноязычной профессионально ориентированной смешанной многоресурсной образовательной среды. Предложены дидактические принципы, учитывающие интеграцию физического и цифрового пространств и их ресурсов при обучении иностранному языку. Анкетирование подтвердило эффективность данного подхода для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, а также их критического мышления, цифровых компетенций и навыков научной коммуникации.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):41-47
pages 41-47 views
Применение мессенджеров в процессе обучения студентов английскому языку
Морозова М.А.
Аннотация

В статье рассматривается применение мессенджеров в обучении студентов английскому языку. Анализ научно-методических публикаций показал, что теоретические обоснования интеграции интернет-ресурсов в образовательный процесс недостаточно представлены в научной литературе. Необходимо обосновать принципы выбора содержания, методов и формата введения ресурсов в обучение. Эффективность использования мессенджеров в образовательной деятельности обоснована на примере интеграции телеграм-канала в образовательный процесс Ульяновского института гражданской авиации.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):48-55
pages 48-55 views
Формирование лексической компетенции при обучении аудированию будущих переводчиков
Руцкая Е.А.
Аннотация

Статья посвящена формированию лексической компетенции студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Перевод и переводоведение». В статье представлен обзор исследований по теме, уточнено понятие лексической компетенции применительно к обучению студентов-переводчиков. Автор рассматривает факторы, определяющие особенности развития лексической компетенции при обучении речевой деятельности аудирования, подробно характеризует этапы формирования компетенции, приводит примеры инструкций к упражнениям.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):56-61
pages 56-61 views
Когнитивная компетенция как ключевая цель профессионально ориентированного обучения иностранным языкам (социально-политические науки)
Харламова Н.С., Иванкина Г.А.
Аннотация

В статье комплексно рассматривается когнитивная компетенция как методическое понятие профессионально ориентированного образования в области социально-политических наук. Авторы дают определение когнитивной компетенции, обосновывают ее важность для будущей профессиональной деятельности, обозначают стратегии и алгоритмы обучения когнитивной компетенции, освещают инновационные методы формирования когнитивной компетенции на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук Московского государственного лингвистического университета.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):62-68
pages 62-68 views
Педагогический дискурс как инструмент моделирования аутентичной ситуации общения на занятии по иностранному языку
Фролова Г.М.
Аннотация

В статье рассматривается роль педагогического дискурса в создании ситуаций реального иноязычного общения, определяются функции и характеристики профессионального педагогического общения, выявляются типичные ошибки, которые допускают будущие и начинающие преподаватели иностранного языка в ходе осуществления педагогического взаимодействия с учащимися.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):69-73
pages 69-73 views
Эмпирические исследования проблем технологично организованного развития интеллектуальных умений студентов-педиатров при обучении иностранным языкам
Христофорова Д.А.
Аннотация

В статье представлены эмпирические исследования технологично организованного развития интеллектуальных умений на занятиях по иностранному языку студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». По результатам анализа эмпирического материала было выявлено, что последовательное применение на занятиях группы методов проблемной постановки и решения задач, разбора / анализа конкретных ситуаций / кейсов в рамках деловой игры повышает качество иноязычной подготовки обучающихся.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):74-82
pages 74-82 views
Стратегии выражения реагирующей функции в речи преподавателей английского языка: сопоставительный аспект
Юдицкая А.В.
Аннотация

В статье исследуются стратегии, которые используют преподаватели английского языка для выражения реагирующей функции во время онлайн-занятий для взрослых. С помощью методов наблюдения, классификации и сопоставления были проанализированы транскрипции записей видеоуроков. В результате были выявлены стратегии, которые помогают преподавателям, представляющим две различные лингвокультуры, выразить реакцию на слова студента.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):83-89
pages 83-89 views
Языковое образование: в течение всей жизни и для жизни?
Ястребова Е.Б., Крячков Д.А.
Аннотация

В статье исследуется потенциал обучения иностранному языку в вузе как подготовки к непрерывному языковому образованию в его гуманистическом понимании. На основе теоретического анализа и изучения лучших практик Московского государственного института международных отношений определены оптимальное сочетание универсальных и специальных умений, а также совокупность условий, обеспечивающих их взаимосвязанное развитие. В работе также рассмотрены возможности искусственного интеллекта, технологически изменяющего среду обучения.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):90-97
pages 90-97 views

Психологические науки

Эгоцентризм и успеваемость студентов лингвистического университета
Пашукова Т.И.
Аннотация

В статье представлены результаты исследования эгоцентризма студентов лингвистического университета, их коммуникативных склонностей и успеваемости. В ходе исследования применялись методы анкетирования, проективный тест эгоцентрических ассоциаций, опросник коммуникативных склонностей и показатели успеваемости. Статистическая обработка данных позволила установить обратную связь величины эгоцентризма с величиной показателей коммуникативных склонностей и показателями успеваемости студентов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):98-104
pages 98-104 views
Взаимосвязь проблемного использования социальных сетей и нарциссических черт личности
Троицкая Е.А.
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление взаимосвязи проблемного использования социальных сетей и нарциссических черт личности у старшеклассников. В исследовании приняли участие 122 школьника 15-18 лет. По результатам исследования сделан вывод о том, что проблемное использование социальных сетей имеет прямую связь с такими нарциссическими чертами личности, как чувство зависти, ожидание особого отношения к себе, поглощенность фантазиями о своей славе, потребность в постоянном внимании и восхищении.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):105-112
pages 105-112 views

Юридические науки

Организация трудовой деятельности осужденных женщин при отбывании ими уголовного наказания в виде лишения свободы
Баранова Е.П.
Аннотация

В статье рассмотрены особенности организации трудовой деятельности осужденных женщин в исправительных учреждениях. Автором обозначены проблемы, с которыми сталкивались осужденные женщины в период становления пенитенциарного законодательства. Использование общенаучных, частнонаучных, а также частноправовых методов исследования позволило отследить изменения статуса женщин как трудовых единиц и сделать вывод о значительном продвижении уголовно-исполнительной политики в направлении гуманизации.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):113-119
pages 113-119 views
Влияние доктрины «права на регулирование» на правосубъектность государств и негосударственных акторов в международном строительном контрактном праве
Дмитрий С.Б.
Аннотация

В статье рассматривается влияние доктрины «права на регулирование» на правосубъектность государств и негосударственных акторов в международном строительном контрактном праве. Рассматриваются вопросы баланса суверенных прав и корпоративных интересов, анализируется судебная практика. По результатам исследования определяются правовые последствия применения права на регулирование в составлении международных контрактов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):120-125
pages 120-125 views
К вопросу о видах решений, принимаемых при создании юридических лиц
Василишин И.И.
Аннотация

В статье рассматриваются доктринальные взгляды и нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений об учреждении юридических лиц. Анализируются положения об означенных решениях в виде протокола, договора или иного документа. Для дискуссии и будущих исследований формулируются некоторые предложения по совершенствованию действующего законодательства.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):126-132
pages 126-132 views
Уголовно-правовой статус нерожденного ребенка в России
Казакова В.А.
Аннотация

В России не определен правовой статус нерожденного ребенка. В связи с этим возникает проблема легитимности искусственного прерывания беременности, уголовно-правовой квалификации преступлений против жизни и здоровья, констатации крайней необходимости или обоснованного риска. На основе сравнительно-правового исследования делается вывод о необходимости утверждения статуса нерожденного ребенка в российском законодательстве с учетом развития современной медицины.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):133-137
pages 133-137 views
Современные возможности судебной психологической экспертизы (на примере расследования преступлений небольшой и средней тяжести, совершенных в отношении несовершеннолетних)
Реуцкая И.Е., Власова В.С.
Аннотация

В статье проанализированы современные возможности судебной психологической экспертизы при расследовании преступлений небольшой и средней тяжести, совершенных в отношении несовершеннолетних. В работе акцентируется внимание на правовых основаниях назначения судебной психологической экспертизы лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести в отношении несовершеннолетних. Актуальность данной темы обусловлена высокой степенью общественной опасности преступлений, совершаемых в отношении данных лиц.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2025;(2(855)):138-145
pages 138-145 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».