Проблема черноморских проливов в отношениях России и Турции: история и современность
- Авторы: Поспелов Н.В.1
-
Учреждения:
- Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия
- Выпуск: № 2 (855) (2024)
- Страницы: 63-67
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2500-347X/article/view/297046
- ID: 297046
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется проблема Черноморских проливов в отношениях России и Турции. Рассматриваются особенности внешнеполитического курса двух стран в историческом контексте и на современном этапе. Определены последствия нарушения баланса сил в случае возникновения нового конфликта Москвы и Анкары. Использованы исторический и аналитический методы исследования, которые позволили изучить характерные черты взаимодействия двух стран в XX -XXI веках и понять их намерения в обеспечении национальных интересов.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Черноморские проливы играют существенную роль в развитии отношений России и Турции. Рассматриваемая проблема находится в центре внимания руководства двух стран и требует внимательного отслеживания событий в связи со сложной геополитической обстановкой. Стремление Москвы и Анкары обеспечить национальные интересы на данной территории указывает на их сложное и неоднозначное взаимодействие, вследствие чего существует вероятность повторения ошибок прошлого. Основная задача исследования - определение последствий нарушения баланса сил в случае возникновения конфликта России и Турции - сопряжена с насущной необходимостью изучения особенностей внешнеполитического курса в Черноморских проливах. Обращение к истории дает возможность понять значение в поддержании контактов между странами на современном этапе. Если говорить о самой тематике, то проблеме Черноморских проливов в историческом контексте и на современном этапе посвящены как отечественные, так и зарубежные публикации. К ним относятся статьи Э. Д. Эшбы (2014), Э. Татлиоглу (ТайюдШ, 2023), Н. Пензвал-то (PenzvaLto, 2019), Н. Демиреля Рет^е1, 2020), М. Йылдырыма (У^тт, 2023), материалы в сборниках статей Я. Лю (2020), А. А. Правденкова (Правденков, 2021).
Российско-турецкие отношения в черноморских проливах в ХХ веке
После окончания Первой мировой войны 11 ноября 1918 года проблема черноморских проливов встала на повестку дня. Об этом свидетельствует проведение Лозаннской конференции 1922-1923 годов, по итогам которой руководство СССР отказалось от установления контроля на их территории из-за ограничения судоходства и утраты своих позиций на Чёрном море [Борков, Ильин, 2014].
Подобной точки зрения придерживалась и Анкара, вследствие чего возникла необходимость пересмотреть основные положения Лозаннского мирного договора от 24 июля 1923 года. Летом 1936 года СССР и Турция приняли участие в международной конференции в Монтрё, где стороны подписали упомянутую в начале статьи Конвенцию, которая предусматривала свободный проход военных и торговых кораблей в Черноморских проливах [Рогов, Фарапонова, 2019]. Поскольку турецкое руководство получило право контролировать данную зону, то это вызвало разногласия между двумя странами. Проблема режима проливов Босфор и Дарданеллы вышла на первый план в августе 1946 года, когда Москва направила дипломатическую ноту в Анкару для выдвижения требований на их территории: а) обеспечение свободного прохода военных и торговых кораблей; б) определение режима судоходства для черноморских стран; в) осуществление военно-оборонной деятельности [Кайгусуз, 2017].
Турция при поддержке Великобритании и США отказалась идти на уступки СССР. Решение проблемы было найдено в начале 1950-х годов, благодаря отказу Москвы от своих требований по Проливам. Еще одним немаловажным моментом является заключение Соглашения о разграничении континентального шельфа 23 июня 1978 года, в соответствии с которым устанавливалась модифицированная срединная линия дна Чёрного моря [Шангараев, Поспелов, 2021]. Это показало заинтересованность руководства двух стран в установлении границ для обеспечения экономических интересов. В то же время, как утверждает эксперт по евразийским исследованиям И. Камалов, СССР не в полной мере контролировал проливы Босфор и Дарданеллы в связи с противостоянием с Турцией как государством - членом НАТО [Ката1оч 2009].
В 1991 году СССР прекратил свое существование. По-новому стали развиваться отношения двух стран в Черноморских проливах. В июле 1994 года турецкое руководство приняло новые правила судоходства на их территории для повышения гарантий безопасности [Аватков, 2020]. Такой поворот событий вызвал негативную реакцию России в связи с предоставлением Турции возможности обеспечивать национальные интересы в ущерб другим странам. Последующая корректировка данного законодательного акта позволила двум странам достичь компромисса в проведении внешнеполитического курса в Проливах. 6 ноября 1998 года Анкара обнародовала текст Национального регламента после учета замечаний Москвы [Зайцев, Ульченко, 2008]. Как утверждает профессор университета Ба-лыкесир М. Э. Йылмаз, он предусматривал большую свободу прохода военных и торговых кораблей на данной территории 2010]. Это означает, что укрепление своих позиций в Черноморских проливах стало одной из актуальных проблем в конце XX века и предопределило дальнейшее взаимодействие России и Турции.
Российско-турецкие отношения в черноморских проливах в первой четверти XXI века
Начало 2000-х годов ознаменовалось двумя важными событиями в развитии отношений Москвы и Анкары - избранием на пост Президента В. В. Путина и приходом к власти Партии справедливости и развития во главе с Р. Т. Эрдоганом. Их стремление пересмотреть внешнеполитический курс дало возможность найти общие взгляды в недопущении ухудшения геополитической обстановки. Проливы Босфор и Дарданеллы - не исключение из правил. 2 апреля 2001 года Россия и Турция подписали Соглашение о создании группы «Блэксифор», которое предусматривало принятие совместных мер для борьбы с ассиметричными угрозами на Чёрном море [Жильцов, 2019]. Руководство двух стран совместно с Болгарией, Грузией, Румынией и Украиной обнародовали текст Документа о мерах укрепления доверия и безопасности в военно-морской области. В соответствии с ним в рамках инициативы происходит обмен информацией о количестве десантных кораблей и подводных лодок [Губанов, 2014]. Одновременно с этим необходимо отметить, что главным элементом стало проведение встреч офицеров и экспертов соответствующего уровня. В январе 2007 года Россия и Турция продолжили взаимодействие друг с другом в Черноморских проливах в связи с нарастающей динамикой в энергетической сфере [Вартаньян, 2017]. После начала грузино-осетинской войны 8 августа 2008 года Анкара была настроена на прекращение военных действий. Такой поворот событий вызвал положительную реакцию Москвы и способствовал дальнейшему развитию отношений.
До 2014 года руководство двух стран было настроено на укрепление многопланового партнерства и проведение конструктивного диалога по обеспечению национальных интересов в проливах Босфор и Дарданеллы. Как утверждают А. А. Ирхин и Л. П. Нелина, принято выделять следующие этапы их взаимодействия на Чёрном море: а) объединение усилий для противостояния распространению влияния нерегиональных акторов (2002-2014); б) наличие разногласий из-за вхождения Крыма в состав России (2014-2020) [Ирхин, Нелина, 2020].
Это способствовало нарушению баланса сил. По мнению турецкого исследователя М. Динчера, присоединение Крымского полуострова к России оказало негативное влияние на усилия турецкого руководства по сохранению статус-кво в Черноморских проливах ртдег, 2023]. Ухудшение отношений двух стран по причине инцидента с Су-24 в ноябре 2015 года затормозило процесс поиска решений о свободном передвижении военных и торговых кораблей. После восстановления контактов 9 августа 2016 года в Санкт-Петербурге проблема режима Проливов встала на повестку дня. 6 сентября 2018 года Турция объявила о корректировке условий для военного мореплавания по данной территории [Демирель, 2020]. Внимательное наблюдение за ходом событий позволит определить его роль в Черноморских проливах. Одновременно с этим существует вероятность обострения ситуации в сфере безопасности, вследствие чего будет нанесен ущерб российским интересам [Аватков, Гудев, 2021]. Таким образом, авторский вклад заключается в том, что можно выделить третий этап взаимодействия двух стран (начиная с 2020 и заканчивая 2025-2027 годами), который будет охарактеризован как намерение Турции превзойти Россию и добиться господства на Чёрном море.
Российско-турецкие отношения в Черноморских проливах в краткосрочной перспективе
Поставленная в заголовке проблема имеет тесную взаимосвязь с проведением внешнеполитического курса Москвы и Анкары. Об этом свидетельствует их заинтересованность в укреплении своих позиций в проливах Босфор и Дарданеллы. Начало специальной военной операции 24 февраля 2022 года позволило по-новому взглянуть на российско-турецкие отношения в Черноморских проливах. Поскольку воссоединение Крыма с Россией до сих пор является камнем преткновения, то Турция вынуждена искать новых союзников для обеспечения национальных интересов. Такой поворот событий не только не решает проблему, но и продолжает нарушать баланс сил. В то же время нельзя не согласиться с утверждением Б. Эрдила о том, что обеспечение стабильности на Чёрном море является одной из главных задач внешнеполитического курса России и Турции [Е^Н, 2018].
Несмотря на геополитическую обстановку в Черноморских проливах, Москва и Анкара готовы учитывать ошибки прошлого и поддерживать контакты друг с другом. Как указано в газете AydlnLlk, по состоянию на 28 июня 2022 года была достигнута договоренность в объединении усилий для противостояния стран Запада на данной территории1. Нельзя забывать о том, что внимание турецкого руководства направлено и на развитие отношений с Украиной после заключения Соглашения о поставке беспилотных летательных аппаратов национального производства «Ваугакж Т2» в 2019 году.
В связи с этим возникает вопрос, каковы будут последствия в случае возникновения нового конфликта Москвы и Анкары? Такой поворот событий может оказать негативное влияние на укрепление безопасности в Черноморских проливах и вызвать очередное нарушение баланса сил. Если Турция объединится с Украиной ради собственной выгоды, то это нанесет ущерб национальным интересам, прежде всего, России. Самой главной угрозой будет являться вооруженное столкновение Москвы и Анкары при участии государств - членов НАТО.
1National Interest: Rusya ve Türkiye, Karadeniz bölgesini yeniden §ekillendiriyor. URL: https://www.aydinlik.com.tr/haber/national-interest-rusya-ve-turkiye-karadeniz-bolgesini-yeniden-sekillendiriyor-323776 (дата обращения: 21.04.2024).
Заключение
Таким образом, с одной стороны, Россия и Турция заинтересованы в обеспечении стабильности в Черноморских проливах. Защита границ на данной территории позволяет сохранить геополитическую обстановку. С другой - имеющиеся разногласия в связи с последними событиями на Украине указывают на их сложное и неоднозначное взаимодействие. Одновременно с этим Анкара стремится укрепить свое влияние на Чёрном море, что может вызвать очередные разногласия с Москвой. Поскольку влияние двух стран в проливах Босфор и Дарданеллы будет усиливаться в краткосрочной перспективе, необходимо проводить сбалансированный внешнеполитический курс.
Об авторах
Никита Валерьевич Поспелов
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия
Автор, ответственный за переписку.
Email: nikpos96@bk.ru
аспирант Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации
РоссияСписок литературы
- Борков А. В., Ильин А. В. Черноморские проливы и советско-турецкие отношения в 1917-1923 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 3 (31). С. 36-47.
- Рогов И. И., Фарапонова Т. К. Российско-турецкие отношения в ретроспективе: геополитика и энергетика // Ученые записки. 2019. № 3. С. 212-217.
- Кайгусуз Дж. Турецко-советские отношения в контексте международной военно-политической конфронтации (1920-1991): дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2017.
- Шангараев Р. Н., Поспелов Н. В. Россия и Турция: исторические особенности взаимодействия и перспективы сотрудничества // История и современное мировоззрение. 2021. Т. 3. № 4. С. 80-85.
- Kamalov I. Karadeniz BöLgesindeki Bazi Güncel Sorunlar // Karadeniz Araftirmalari. 2009. CiLt 6. № 21. S. 13-21.
- Аватков В. А. Внешнеполитический курс Турецкой Республики в рамках современной системы международных отношений: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2020.
- Зайцев И. В., Ульченко Н. Ю. Турция на рубеже XX-XXI вв. М.: Институт востоковедения Российской академии наук, 2008.
- Yilmaz M. E. Soguk Savaf Sonrasi Dönemde Türk-Rus Ilifkileri // Journal of Management and Economies Research. 2010. Vol. 8. № 13. S. 27-41.
- Жильцов С. С. Политика России в Черноморском регионе: итоги и новые вызовы // Проблемы постсоветского пространства. 2019. Т. 6. № 2. С. 149-164.
- Губанов А. С. Политика безопасности Турции в Чёрном море: военно-морской аспект регионального сотрудничества и конкуренции // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. 2014. Т. 27. № 1-2 (66). С. 308-319.
- Вартаньян Э. Г. Основные тенденции российско-турецкого сотрудничества в бассейне Чёрного моря // Причерноморье. История, политика, культура. 2017. № 21. С. 23-32.
- Ирхин А. А., Нелина Л. П. Россия и Турция в Черноморском регионе: диалектика сотрудничества и конкуренции региональных держав после 2014 года // Причерноморье. История, политика, культура. 2020. № 29. С. 21-27.
- Dinçer M. Montrö Sözlefmesi Baglaminda Karadeniz'de Türkiye-Rusya Ilifkileri // Uluslararasi Ilifkiler ve Politika Dergisi. 2023. Cilt 3. № 1. S. 50-67.
- Демирель Н. Влияние внешней политики Турции в Черноморском регионе на политику глобальных и региональных акторов современного мира // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 2. С. 236-241.
- Аватков В. А., Гудев П. А. Геополитика российско-турецких отношений в Черноморском регионе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23. № 3. С. 348-363.
- Erdil B.Yeni Gûç Savaflarinin Yeni Karadeniz Stratejeleri // Karadeniz Araftirmalari. 2018. Cilt 15. № 59. S. 106-136.
- Баранов А. В. Политика Турции в Черноморском регионе: новые тенденции в контексте Украинского кризиса. Севастополь: Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова, 2022.
Дополнительные файлы
