The Implementation the EU Indo-Pacific Strategy at 2021-2022: the First Political Steps and Results
- 作者: Kitaev R.V.1
-
隶属关系:
- Moscow State Linguistic University
- 期: 编号 1 (854) (2024)
- 页面: 74-80
- 栏目: Исторические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2500-347X/article/view/296930
- ID: 296930
如何引用文章
全文:
详细
The article is dedicated to the matter of implementation of the EU Strategy for Cooperation in the Indo-Pacific within the timeframe of 2021-2022.The article is founded upon the analysis of the EU foreign policy in Asia within the timeframe of 2021-2022. The framework of the analysis is based on strategic documents of the European Union, official statements as well as analytic studies of Russian and European political scientists.
全文:
Введение
Вступление в силу Стратегии Европейского союза по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) от 16 сентября 2021 года окончательно закрепило индо-тихоокеанскую парадигму в качестве основы европейской внешней политики в Азии. Данное событие не только обозначило принятие нарастающей популярности идеи ИТР в западном политическом дискурсе, но также стало очередным подтверждением критической важности отношений с Азией для позиционирования ЕС как полноценного актора мировой политики. Этот вызов был обозначен еще в ходе первичной выработки Брюсселем комплексной стратегии отношений с Азией1. Индо-Тихоокеанская стратегия ЕС была также призвана укрепить самостоятельность ЕС в рамках идеи так называемой стратегической автономии, понимаемой как возможность отстаивания союзом собственных интересов в различных областях без встраивания в орбиту США или Китая2 [Вегтапп, 2021].
1Towards a new Asia strategy Brussels 1994 June 13. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:51994DC0314&fr om=EN
2Heiwig N. EU strategic autonomy a reality check for Europe's global agenda // Finnish institute of international affairs, 2020, October. URL: https://www.fiia.fi/wp-content/uploads/2020/10/wp119_strategic_ autonomy-2.pdf
С началом Специальной военной операции на Украине внимание к индо-тихоокеанской политике Брюсселя снизилось, в том числе и внутри самого союза. Этому способствовал как пересмотр приоритетов из-за ухудшения отношений с Россией, так и усугубившаяся экономическая ситуация внутри ЕС. Вместе с тем европейские политики начали работу по достижению основных приоритетов Стратегии. Исследование их действий приобретает актуальность в условиях нарастающей напряженности в американо-китайских отношениях и все более очевидных рисков эскалации конфликта вокруг Тайваня. Развитие политики ЕС в ИТР также представляет интерес для отечественной науки, исходя из интересов России в Азии как динамично развивающегося региона с нарастающим конфликтогенным потенциалом.
Индо-Тихоокеанская стратегия ЕС 2021 года - основные приоритеты
Индо-Тихоокеанская стратегия ЕС являлась плодом оживленных дискуссий, исходящих из различных взглядов на суть ИТР как концепции регионального развития Азии. Страны - участницы ЕС различались не только в позициях относительно географических рамок Индо-Пацифики, но и во взглядах по вопросам приоритетных направлений политики союза и выбора основных партнеров в регионе и степени скоординированности усилий европейских элит3. Результаты этих дискуссий, отраженные в действующей стратегии, вкратце можно обозначить следующим образом:
1) уточнены географические рамки Индо-Тихоокеанской стратегии ЕС - от восточного побережья Африки до Тихоокеанских островов;
2) обозначены основные партнеры ЕС в рамках Индо-Пацифики - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Япония, Индия, Китай, Великобритания,Австралия;
3) установлены приоритетные направления для развития - поддерживаемое и инклюзивное процветание, переход к зеленой энергетике, лидерство в океане, преобладание и выстраивание партнерств в электронной сфере, региональная связанность, безопасность и оборона, сохранность человека4.
3Graire F., Reuter M. Moving closer: European views of the Indo-Pacific // European Council on Foreign Relations, 2021, September, 13. URL: https://ecfr.eu/special/moving-closer-european-views-of-the-indo-pacific
4The EU strategy for cooperation in the Indo-Pacific // EUROPEAN COMMISSION Brussels, 16.9.2021. URL: https://www.eeas.europa.eu/ eeas/joint-communication-indo-pacific_en
К числу первоочередных шагов, предполагавшихся к реализации в рамках стратегии, европейские политики относили:
1) завершение процессов оформления соглашений о торговле с Австралией, Индонезией и Новой Зеландией, возобновление переговоров о торговле с Индией, оформление Соглашения об экономическом партнерстве с Восточноафриканским сообществом; инициирование переговоров о межрегиональном торговом соглашении с АСЕАН;
2) заключение соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Малайзией и Таиландом; инициирование переговоров о заключении СПС с Мальдивскими островами и завершение переговоров о Соглашении, о партнерстве со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ);
3) усиление морского присутствия ЕС в регионе по линиям систем управления и контроля рыболовства в Индо-Тихоокеанских странах, борьбы с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом рыбы и имплементации Соглашений о партнерстве в области устойчивого рыболовства;
4) расширение сети цифровых партнерств с акторами в Индо-Тихоокеанском регионе путем заключения Соглашений о цифровом партнерстве с Японией, Южной Кореей и Сингапуром;
5) завершение имплементации Соглашений о связанности с Японией и Индией; поддержка партнеров в установлении надлежащей нормативно-правовой базы и содействие привлечению необходимого финансирования для улучшения связанности между Европой и Индо-Тихоокеанским регионом;
6) расширение сотрудничества в области исследований и инноваций в рамках программы «Horizon Europe»1, ведение работы по присоединению к этой программе Австралии, Японии, Республики Корея, Новой Зеландии и Сингапура, развитие совместных исследований в области инфекционных заболеваний и поддержки систем здравоохранения и готовности к пандемии в наименее развитых странах ИТР2.
В вопросах практического воплощения обозначенных целей составители стратегии делали упор на развитие уже сформированных европейских инициатив в ИТР, а также взаимных проектов ЕС и региональных акторов, в формате всеобъемлющих торговых соглашений, «зеленых союзов» по климатическим вопросам, двусторонних диалогов по развитию связанности, сотрудничества с оборонными структурами стран ИТР [Мельникова, 2021].
2021 год: первые шаги в реализации стратегии
Одним из первых шагов, воплощающих новую стратегию, стало проведение Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррелем 28 сентября 2021 года 11-й встречи с министром иностранных дел Китая Ван И в рамках Стратегического диалога ЕС - Китай. Стороны обсудили вопросы защиты окружающей среды и климата, обеспечения развивающихся стран вакцинами, уделили внимание Индо-Тихоокеан-ской стратегии. Вместе с тем подтверждая приверженность Брюсселя принципам единства Китая, Ж. Боррель обратил внимание на заинтересованность государств-участников в развитии сотрудничества с Тайванем в качестве «единомышленника и важного экономического партнера в регионе».
Последующие действия ЕС продолжили линию на развитие отношений с Тайванем. Так, 21 октября 2021 года Европейский парламент рекомендовал
1Horizon Europe - инициатива ЕС, призванная содействовать развитию научно-исследовательских разработок силами стран Союза. Основные направления исследований - развитие стратегической автономности ЕС в ключевых секторах, сохранение экологии и биологического разнообразия ЕС, превращение ЕС в самоподдерживаемую информатизированную экономику, создание устойчивого, инклюзивного демократического общества. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_1122 (дата обращения: 04.09.2023).
2The EU strategy for cooperation in the Indo-Pacific // EUROPEAN COMMISSION Brussels, 16.9.2021. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/joint-communication-indo-pacific_en
Европейской комиссии проработать вопросы сотрудничества со странами - участницами ЕС с целью укрепления политических отношений с Тайванем при условии соблюдения территориальной целостности Китая. Рекомендации депутатов также содержали запрос на проработку возможности заключения двустороннего инвестиционного соглашения с Тайванем. В период с 3 по 5 ноября того же года прошел первый в истории официальный визит в Тай-бей делегации Европарламента. Целью посещения было изучение тайваньского опыта борьбы с иностранным вмешательством во внутреннюю политику и кампаниями по дезинформации со стороны, главным образом, Китая. Упомянутый визит вызвал осуждение со стороны КНР как «серьезное нарушение приверженности Европейского Союза принципу "одного Китая", которое вредит интересам КНР и подрывает здоровое развитие европейско-китай-ских отношений» [Чижевская, 2021а, с. 181].
К числу других конфронтационных шагов ЕС по отношению к КНР можно отнести открытие 18 ноября 2021 года представительства Тайваня в Литве (Lithuanian National Radio and Television. 18.11.2021) и осуждение 21 ноября того же года Европейской внешнеполитической службой действий Китая по отношению к филиппинским рыболовным судам в Южно-Китайском море (European External Action Service. 21.11.2021). Ответным шагом Пекина стал пересмотр отношений с Литвой и исключение страны из списка-государств импортеров, в результате чего Вильнюс утратил доступ к китайскому рынку [Чижевская, 2022а].
Более конструктивно развивались отношения с Японией, позитивно воспринявшей новую стратегию. Поддержка ЕС со стороны Токио была продемонстрирована в ходе военно-морских учений 16 октября в слиянии Аденского залива и Аравийского моря. Учения состоялись с участием европейских моряков, действующих под мандатом операции «Аталанта»3 и Военно-морских сил самообороны Японии. В ходе учений стороны обменивались информацией с Центром военно-морской безопасности Омана. Стороны отрабатывали сценарий освобождения судна, захваченного пиратами, проводили тактические маневры и осуществляли совместное патрулирование в открытом море.
3Операция Аталанта - программа военно-морских сил ЕС (EU NAVFOR) по противодействию пиратству в Аденском заливе, позднее охватившая акватории Аравийского моря и Индийского океана. Включает в себя действия по сопровождению судов, их освобождению в случае захвата, борьбе с наркоперевозками. Проводится с 2008 г. по настоящее время. URL: https://eunavfor.eu/ (дата обращения: 04.09.2023).
Вместе с тем экономическая проблематика по-прежнему во многом определяла отношения Японии и ЕС. Так, 29.09.2021 года Европейский суд общей юрисдикции подтвердил взыскание штрафа в размере 254 млн евро с девяти японских компаний, наложенного еще в 2018 году. Причиной штрафа стал картельный сговор в период с 1998 по 2012 год в отношении европейского рынка электролитических конденсаторов [Чижевская, 20216]. Вместе с тем стороны продолжили конструктивную работу по устранению трений в отношениях. Одним из проявлений этой работы стал 23-й Японско-европейский круглый стол, где обсуждались вопросы сотрудничества стран в сфере экологии, торговли и регулирования. (Круглый стол состоялся 4 ноября 2021 года в Брюсселе.) Рекомендации по итогам заседания содержали пожелания по совместной поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, инвестиций в страны «третьего мира» в ИТР, Африке и других регионах, скоординированности действий ЕС и Японии в рамках реформирования ВТО. Представители ЕС выдвинули предложения относительно упрощения японского законодательства по гармоничному соотношению японских стандартов качества с общемировыми. Также обсуждались вопросы возобновления выдачи виз европейским бизнесменам и использования принципов ретроспективного применения1 к европейским товарам в рамках соглашения об экономическом партнерстве между ЕС и Японией.
В свою очередь, японская сторона призывала к более четкой структуризации стандартов ЕС в вопросах химических полимеров, нанотехно-логий, доработки системы Таксономии ЕС, упрощения системы налогообложения стран-участниц (Recommendations of the EU-Japan Business Round Table to the Leaders of the European Union and Japan. 04.11.2021). Прочная база для подобного диалога подтверждается данными отчета Европейской комиссии о ходе реализации 37 торговых соглашений ЕС от 27 октября 2021 года. В отчете говорится о том,что к 2020 году Европейской комиссии удалось устранить 33 из 462 (малую толику) существующих торговых барьеров в основном в сфере санитарных и фитосанитарных мер. В качестве примера можно привести открытие японского рынка для экспортеров крупного рогатого скота из ЕС и сближение европейских и японских стандартов винного рынка [Чижевская, 2021б].
1 Ретроспективное применение - принцип исполнения договоров, согласно которому их положения исполняются в ситуациях, как если бы они действовали всегда.
Столь же важным для индо-тихоокеанской стратегии ЕС являлось развитие отношений с АСЕАН. Сотрудничество по этой линии во второй половине 2021 года преимущественно сосредотачивалось вокруг проблематики так называемой зеленой экономики, научной дипломатии и региональных вопросов. К числу значимых мероприятий в рамках отношений ЕС - АСЕАН этого периода можно отнести проведение третьего диалога на высшем уровне по вопросам окружающей среды и климатических изменений 16.09.2021 года в Брунее (European External Action Service. 16.09.2021), решение о выделении странам АСЕАН 783 млн евро на развитие «зеленых» инфраструктурных проектов, (European External Action Service. 02.11.2021), проведение Дней исследований и инноваций ЕС в АСЕАН в период c 01.11.2021 по 14.12.2021 (European External Action Service. 16.11.2021).
В сходном ключе развивались отношения ЕС и Индии, при этом приоритеты сместились в сторону экономических вопросов. Проведенные после принятия стратегии мероприятия продолжали линию, обозначенную в дорожной карте, составленной по итогам 16-го саммита ЕС - Индия в мае 2021 года. 19 октября состоялась встреча на высоком уровне, посвященная конкретизации Стратегического партнерства ЕС - Индия, в рамках которой стороны прорабатывали практическую реализацию партнерства по связанности2 ЕС и Индии (European External Action Service. 02.12.2021). В том же ключе прошла встреча ЕС - Индия по энергетике, состоявшаяся 1 декабря. На ней рассматривались вопросы взаимоотношений ЕС и Международного солнечного Альянса, взаимодействия Брюсселя и Нью-Дели в сфере торговли и инвестирования в проекты, связанные с ветровой энергией и «умными» электросетями. Также состоялся форум ЕС - Индия по водородной энергетике (European External Action Service. 02.12.2021).
Таким образом, первые шаги в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии ЕС были направлены скорее на отладку уже ранее сложившихся форматов взаимодействия с основными акторами региона, нежели на строительство новых структур. По-прежнему отдавая предпочтение экономическому сотрудничеству, Европейский союз сфокусировался на расширении взаимоотношений с Индией, Японией и странами АСЕАН. Брюссель продолжил поддерживать отношения с КНР, начав при этом постепенное смещение в сторону Тайваня, тем самым преумножив напряженность в отношениях Китай - ЕС.
Связанность (connectivity) - один из основополагающих элементов современной политики ЕС. Определяется, как многоуровневые связи между людьми и территориями, выстраивающиеся вокруг взаимоотношений в сферах транспорта, энергетики, информатизации и межчеловеческих связей. URL: https://www.eeas.europa.eu/ sites/default/files/eu-asian_connectivity_factsheet_september_2019. pdf_final.pdf (дата обращения: 04.09.2023).
Реализация Индо-Тихоокеанской стратегии ЕС в 2022 году
В 2022 году Евросоюз продолжил работу по дальнейшему совершенствованию Индо-Тихоокеанской стратегии. Особую активность в этом процессе проявила Франция, принявшая председательство в Европейском Совете в начале года. При активном участии Франции был проведен первый Индо-Тихо-океанский министерский форум по сотрудничеству. В рамках форума обсуждались преимущественно вопросы безопасности, связанности и информатизации, а также вопросы сотрудничества в сфере окружающей среды. Мероприятие активно использовалось для презентации инициированной в декабре программы Global Gateway1, в рамках которой значительная роль уделялась сотрудничеству со странами ИТР (European External Action Service. 22.02.2022). Индо-Пацифике также было уделено внимание в основном стратегическом документе, регламентирующим общую политику союза по вопросам обороны - Стратегическом компасе по политике и безопасности2 от 23 марта 2022 года. Связанные с ней положения развивали идеи, высказанные непосредственно в Стратегии, характеризуя нарастание конкуренции в ИТР как главный вызов экономическим и геополитическим интересам ЕС. Вместе с тем составители Компаса отказались от определения КНР как вызова собственным интересам (Council of the European Union. 23.03.2022).
В числе региональных приоритетов ЕС в ИТР взаимоотношения с КНР сохранили свою перво-степенность. Напряженное начало года, осложненное взаимными претензиями из-за ситуации с представительством Тайваня в Литве, не воспрепятствовало продолжению сторонами диалога по актуальным проблемам. Одним из наиболее значимых событий стало проведение 1 апреля 2022 года саммита ЕС - Китай. В фокусе внимания сторон были: реакция на украинский кризис, консультации по ранее произошедшему торговому спору в рамках ВТО, вопросы прав человека и другие проблемные сферы. Несмотря на активные усилия европейских дипломатов, китайская сторона фактически отказалась пойти навстречу почти всем требованиям Брюсселя. Единственной уступкой со стороны КНР стало восстановление деятельности европейско-китайского Диалога по правам человека [Чижевская, 2022б].
1 Инициатива Global Gateway - глобальный инфраструктурный проект ЕС, нацеленный на развитие устойчивых надежных взаимосвязей на благо людей и планеты для преодоления наиболее актуальных глобальных вызовов, начиная с изменения климата и защиты окружающей среды до повышения безопасности здоровья, стимулирования конкурентоспособности и развития глобальных цепочек поставок. Для реализации целей инициативы планируется направить до 300 млрд евро инвестиций в период с 2021 до 2027 год. URL: https://www. eeas.europa.eu/delegations/russia/инициатива-global-gateway-—стра-тегия-ес-по-развитию-устойчивых-связей-во-всем_ru?s=177 (дата обращения: 04.09.2023).
2A Strategic Compass of Security and Defence. URL: https://www.eeas. europa.eu/eeas/strategic-compass-security-and-defence-1_en
Подобная реакция Пекина спровоцировала начало оживленной политической дискуссии внутри ЕС относительно принципов дальнейшего выстраивания взаимоотношений с КНР. Пик обсуждений пришелся на осень 2022 года. Руководство ЕС оказалось перед необходимостью налаживаний отношений, отталкиваясь от признания непосредственной экономической зависимости от Китая. Оживленное обсуждение было развернуто вокруг визита в КНР канцлера ФРГ Олафа Шоль-ца 3-5 ноября 2022 года, посвященного развитию экономических взаимоотношений с КНР. Несмотря на критику со стороны некоторых фракций Евро-парламента, действия Шольца были одобрены Европейской внешнеполитической службой. Чуть менее активно шла дискуссия относительно позиции по отношениям с Тайванем. На фоне сдержанной реакции Еврокомиссии Европарламент недвусмысленно выразил неприятие политики Китайской Народной Республики по отношению к Тайбею и более активному развитию экономического взаимодействия с последним. При этом обе стороны проявили солидарность в вопросах сохранения статуса-кво, признания Тайваня частью Китая и способствованию деэскалации конфликта. 3 ноября 2022 года состоялся визит 10 членов Межпарламентского альянса по Китаю в Тайбэй. В ходе встречи с президентом Цай Инвэнь делегаты заявили о необходимости дальнейшего развития экономического сотрудничества и межпарламентского взаимодействия [Чижевская, 2022в]. Однако к значительным подвижкам в отношениях странучастниц переговоров эти шаги не привели.
В свою очередь, отношения с Японией развивались весьма гармонично. В феврале 2022 года стороны смогли договориться о поставках Японией в страны ЕС сжиженного природного газа с целью облегчения энергетической зависимости ЕС от российских энергоносителей. Еще одной тенденцией к сближению послужило начало Специальной военной операции. С 24 февраля того же года Япония так же, как и Евросоюз, ввела санкции против России, включавшие в себя как заморозку активов, так и отключение от системы SWIFT. Вопросы, связанные с противодействием России, обсуждались и на 28-м саммите ЕС - Япония 12 мая 2022 года в Токио. Однако куда более важным событием в рамках саммита стало инициирование японо-европейского Цифрового партнерства, направленного на развитие взаимоотношений в сферах свободного обмена данными, использования искусственного интеллекта, развития технологий 5G и 6G, разработки механизмов регулирования и технологических стандартов. Стороны также выразили солидарность в своих позициях относительно проблемы ядерных испытаний, проводимых Северной Кореей и действий китайского флота в Южно-Китайском море, которые, по их мнению, представляют угрозу для стабильности ИТР [Чижевская, 2022в].
Вторая половина 2022 года оказалась не менее результативной для японо-европейских отношений. Стороны продолжили диалог по взаимодействию в областях энергетики, экономики и политического взаимодействия. В числе событий, способствовавших развитию в этих областях, стало проведение Диалога на высшем уровне по вопросам экономики в Брюсселе (European External Action Service. 25.10.2023), проведение 40-й сессии Межпарламентского диалога в Токио (European External Action Service. 01.11.2022), подписание Меморандума о сотрудничестве в области водородной энергетики (European External Action Service. 02.12.2022).
В 2022 году ЕС продолжил политику активизации отношений с Индией. Одним из наиболее значимых событий этого периода стал официальный визит главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в Нью-Дели 24-25 апреля того же года. В рамках визита было объявлено о создании Совета ЕС - Индия по торговле и технологиям (ТТС), в задачи которого были включены укрепление сотрудничества в области торговли и существующих в ней взаимных претензий, новых технологий и безопасности. Также стороны подтвердили свое намерение продолжить переговоры о заключении всеобъемлющих торговых и инвестиционных соглашений, аннонсированных еще на саммите Индия - ЕС в 2021 году. В начале мая Нарендра Моди нанес ответные визиты в страны ЕС, в рамках которых обсуждались вопросы торговли и энергетической безопасности, а также «структурирование и укрепление двусторонних партнерских отношений в целом ряде областей». По итогу визитов было подписано Всеобъемлющее соглашение по миграции между Индией и Германией, а также 14 деклараций о намерениях, включая сотрудничество в использовании «зеленого» водорода. Вместе с тем неоднократные попытки глав стран - участниц ЕС заручиться поддержкой Индии в осуждении действий России на Украине не возымели успеха [Грачева, 2022].
Работа по налаживанию отношений продолжилась летом 2022 года. К числу шагов ЕС и Индии отнесем официальное возобновление переговоров сторон 17 июня по заключению Соглашения о свободной торговле, выделение Еврокомиссией субсидии в размере 2 млн евро для поддержки страдающих от наводнений в Индии и Бангладеше (European Civil Protection and Humanitarian Aid Operations. 24.06.2022), а также проведение 15 июля 10-го диалога по правам человека. Позиция Нью-Дели в отношении пересмотра отношений к России осталась неизменной, несмотря на усилия ЕС. На протяжении осени велась работа в сферах экономического и экологического сотрудничества. 27 октября 2022 года в Брюсселе состоялся 6-й Диалог высокого уровня по миграции и мобильности, на котором был затронут широкий круг вопросов, связанных с содействием безопасной, упорядоченной и законной миграции. Стороны обсудили области взаимовыгодного сотрудничества и облегчения мобильности талантливых специалистов, студентов и квалифицированной рабочей силы к взаимной выгоде обоих партнеров. Также разрабатывалась и экологическая повестка в ходе первого форума ЕС - Индия по зеленому водороду, в рамках которого обсуждались вопросы сотрудничества бизнеса двух сторон.
Таким образом, реализация Индо-Тихоокеан-ской стратегии в 2022 году отметилась значительными успехами в вопросах сотрудничества с крупнейшими акторами ИТР по вопросам экономики, информатизации, защиты окружающей среды. Вместе с тем индо-тихоокеанская политика ЕС, допустившая возможность открытого давления на КНР, в том числе по вопросу Тайваня, привела к нарастанию политической напряженности в отношениях с Китаем. Также стоит отметить относительно небольшие подвижки в политических взаимоотношениях с акторами ИТР, яркой демонстрацией которых служит показательная неудача в попытках заручиться их поддержкой в противодействии политике России.
Заключение
Исследование процессов реализации Индо-Тихо-океанской стратегии Европейского союза в 20212022 годов позволяет выделить следующие основные результаты:
1. Курс на стабильное последовательное укрепление отношений с Индией, Японией, странами АСЕАН по вопросам экономического сотрудничества, экологии, высоких технологий.
2. Провал ЕС в стремлениях солидаризи-ровать основные страны ИТР со своей позицией относительно специальной военной операции, за исключением Японии.
3. Сохраняющееся преобладание к продвижению на экономическом и культурном треках при минимальных усилиях по политической линии.
Несмотря на некоторые попытки создания общерегиональных форматов сотрудничества в ИТР, Европейский союз сохранил приверженность к двусторонним механизмам взаимодействия и развития уже запущенных инициатив в ИТР. Таким образом, Индо-Тихоокеанская стратегия ЕС на практике показала свою состоятельность, как цельная система стратегического позиционирования ЕС в ИТР.
作者简介
Roman Kitaev
Moscow State Linguistic University
编辑信件的主要联系方式.
Email: romankita43@gmail.com
Postgraduate Student of the Department of International Relations and Foreign Policy of Russia, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University
参考
- Bermann S. European Strategic Autonomy and the US-China Rivalry: Can the EU "Prefer not to Choose"? // Istituto Affari Internazionali (IAI). 2021, July, 26. URL: https://www.jstor.org/stable/resrep33644
- Мельникова Ю. Ю. Стратегия ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе: внутренние драйверы и фактор КНР // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 12. № 2. С. 31-37.
- Чижевская М. П. ЕС - Китай: новая стратегия ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе // Европейский Союз: факты и комментарии. 2021а. № 106. С. 115-120.
- Чижевская М. П. ЕС - Китай: открытие представительства Тайваня в Вильнюсе привело к торговому конфликту // Европейский Союз: факты и комментарии. 2022а. № 107. С. 104-109.
- Чижевская М. П. ЕС - Япония: сотрудничество в Индо-Тихоокеанском регионе призвано сдержать Китай // Европейский Союз: факты и комментарии. 20216. № 106. С. 112-115.
- Чижевская М. П. ЕС работает над общей стратегией в отношении Китая // Европейский Союз: факты и комментарии. 20226. № 110. С. 102-105.
- Чижевская М. П. ЕС - Япония: украинский кризис стал главной темой Саммита 2022 г. // Европейский Союз: факты и комментарии. 2022в. № 108. С. 129-132.
- Грачева М. Л. Европейский союз-Индия // Европейский Союз: факты и комментарии. 2022. № 108. С. 136-140.
补充文件
