№ 2 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Направления совершенствования налогового стимулирования на основании типологизации отраслей экономики по степени влияния санкционных ограничений

Стешенко Ю.А.

Аннотация

В статье рассмотрено влияние санкционных ограничений на экономическое состояние предприятий, осуществляющих деятельность в различных секторах экономики для выявления наиболее затронутых новыми вызовами отраслей, нуждающихся в предоставлении мер налогового стимулирования. Под новыми вызовами в статье понимаются санкционные ограничения. Анализируются индикаторы налоговой безопасности государства, например, темп роста налоговых поступлений от предприятий в 2023 г. по сравнению с 2022 г. и др., а основным инструментарием выступает кластерный анализ в программе Statistica. Объектом исследования является деятельность организаций в условиях санкционных ограничений в 2022–2023 гг. Автором были проанализированы данные о компаниях, осуществляющих деятельности в разрезе 45 видов экономической деятельности. В процессе исследования применялись экономико-статистический, графический, а также методы многомерной статистики, позволившие дифференцировать сектора экономики по уровню воздействия на них санкционных ограничений. Новизна исследования заключается в проведенной типологизации отраслей экономики на основе кластеризации по степени влияния санкционных ограничений при помощи методов многомерной статистики. Выделены и научно обоснованы пять кластеров. Предложены направления совершенствования налогового стимулирования отраслей экономики. Научная новизна исследования заключается в проведенной типологизации отраслей экономики на основе кластеризации по степени влияния санкционных ограничений при помощи методов многомерной статистики. Автором были отобраны и проанализированы индикаторы, позволяющие рассмотреть и оценить экономический, налоговый и инвестиционный потенциал предприятий, осуществляющих деятельность в различных секторах экономики, для определения степени влияния внешнеэкономической и внутренней конъюнктуры на их состояние в условиях новых вызовов налоговой безопасности. Основными выводами исследования являются: а) наличие существенной дифференциации в уровне влияния санкционных ограничений на экономическое положение отраслей экономики; б) несмотря на рост налоговых поступлений в целом, а также увеличение количества прибыльных предприятий в России, ряд отраслей российской экономики существенно отстают по уровню развития, в том числе из-за воздействия санкционных ограничений; в) ряд отраслей экономики нуждаются в дополнительных мерах, направленных на минимизацию влияния угроз налоговой безопасности.
Налоги и налогообложение. 2025;(2):1-22
pages 1-22 views

Финансовый офсайд: выявление налоговых рисков в индустрии спорта

Каплина Е.С.

Аннотация

Современная индустрия спорта представляет собой целую архитектуру субъектов, не только оказывающих услуги в области спорта, но и обслуживающих данную отрасль. В статье рассматриваются актуальные вопросы налоговых рисков, возникающих в индустрии спорта, в контексте явления, обозначаемого как «финансовый офсайд». Рассмотрены основные факторы, которые способствуют появлению налоговых рисков, в том числе несовершенство законодательства и практика минимизации налоговых обязательств спортивными организациями. Особое внимание уделяется различиям в налогообложении некоммерческих и коммерческих организаций, функционирующих в спортивной отрасли. Исследование охватывает теоретические основы налогообложения организаций спортивной индустрии, в том числе представлена структура сферы спорта, изучены и обобщены теоретические и практические особенности налогового учета. Предметом исследования выступают особенности налогообложения организаций, вовлеченных в спортивную индустрию.  Проводится анализ ключевых налоговых аспектов, таких как учет спонсорской помощи, амортизация основных средств, учет управленческих расходов и риски переквалификации отношений с самозанятыми в трудовые. Основными выводами научного исследования является то, что "финансовый офсайд" создает существенные налоговые риски в спортивной индустрии. Анализ выявил пробелы и противоречия в законодательстве, затрудняющие деятельность как некоммерческих, так и коммерческих организаций. Для некоммерческих структур основные риски связаны с некорректным учетом спонсорской помощи, управленческих расходов и амортизации. Коммерческие организации сталкиваются с проблемами незаконной оптимизации, включая неправомерное списание расходов на модернизацию, переквалификацию рекламных затрат и риски пересмотра договоров с самозанятыми тренерами в трудовые отношения. Научная новизна заключается в предложенных рекомендациях по совершенствованию нормативно – правовой базы в части квалификации спонсорской помощи, маркетинговых услуг и управленческих расходов. Также предложены способы документального оформления договоров с самозанятыми тренерами для нивелирования рисков бизнеса.
Налоги и налогообложение. 2025;(2):23-43
pages 23-43 views

Проблемы организации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом: пути их решения

Лексин Е.А.

Аннотация

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие между налогоплательщиком и налоговым органом. В статье рассматриваются актуальные проблемы, касающиеся взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиков. В результате проведенного исследования автором обозначен ряд типичных проблем, с которыми сталкиваются налогоплательщики в процессе взаимодействия с налоговыми органами. Также был проанализирован зарубежный опыт организации взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами с последующим обобщением и выводами относительно заимствования опыта применительно к отечественной практике. На основании выявленных проблем сделан вывод о недостаточной эффективности в отношении ряда принимаемых мер, касающихся принудительного взыскания задолженности, а также организационных аспектов взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. В результате был предложен ряд мер, направленных на совершенствование системы взаимоотношений налогоплательщиков и органов налогового контроля. Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод познания общественных процессов и социально- правовых явлений, теория применения права. Использовались общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.). Кроме того, использовались частно-научные методы: логический, системно-структурный, комплексный, статистический и другие методы. Анализ международного опыта и специфических проблем взаимодействия между налоговыми службами и налогоплательщиками в России позволил сформулировать ряд предложений. Ключевым стало развитие института налогового консультирования и его юридическое оформление. Наряду с этим, предложено законодательно конкретизировать компетенции налоговых органов в процессе проверок. Важным элементом является усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, включающей не только детальную интерпретацию налоговых норм, но и анализ практических ситуаций, выявленных в ходе предыдущих проверок. В целях оптимизации законодательства, регулирующего отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, необходимо подчеркнуть приоритетность исполнения налоговых обязательств, при этом инструменты налогового контроля не должны ограничиваться только фискальной функцией. Целью совершенствования законодательства должно стать формирование позитивного имиджа налоговых органов в деловой среде. Для достижения этой цели необходимо четко определить границы полномочий налоговых органов и закрепить их обязанность по проведению разъяснительной работы.
Налоги и налогообложение. 2025;(2):44-55
pages 44-55 views

Регулирующая функция налога и ее правовое обеспечение

Куркина Н.В.

Аннотация

Предметом настоящего исследования является механизм реализации регулирующей функции налога, исследования указанной функции в системе функций налогов, а также выявление необходимости выделения подфункций регулирующей функции налога, которая призвана оказывать опосредованное воздействие на различные сферы общественных отношений, стимулируя или дестимулируя определенную модель поведения. В науке налогового права долгое время главенствующую позицию занимала фискальная функция налога, так как одной из главных целей налогообложения является пополнение государственного бюджета. В процессе развития общественных отношений и системы налогообложения развитие получила и регулирующая составляющая налогообложения, которая использовалась государством в том числе для развития экономики. Автором делается вывод о том, что фискальная и регулирующая функции налога являются равнозначными. Методологическую базу составляют общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, описание. Наряду с общенаучными методами, автором также использовались специально-юридические методы, такие как формально-юридический (догматический) и сравнительно-правовой методы. Новизна работы обусловлена выделением в рамках полифункционального подхода подфункций регулирующей функции налога. Проведено исследование различных классификаций функций налогов, в связи с чем сделан вывод о полифункциональности налога, а также о необходимости выделения следующих подфункций регулирующей функции налога: стимулирующая, дестимулирующая, поощрительная, вспомогательная. Таким образом, регулирующая функция налога является наиболее важной функцией для создания благоприятного экономического, инвестиционного и социального климата в государстве, а налог, наравне с фискальной функцией, может выполнять дополнительные функции. С ее помощью государство может стимулировать развитие приоритетных направлений предпринимательской деятельности, воздействовать на демографическую политику и на прочие социально важные процессы, а также сдерживать развитие отдельных сфер бизнеса, что влияет и на иные сферы социальной жизни общества.
Налоги и налогообложение. 2025;(2):56-70
pages 56-70 views

Этапы эволюции офшорной деятельности: ретроспектива и современное состояние

Станковский М.В.

Аннотация

Процессы глобализации и экономической интеграции позволили определить цель настоящего исследования: систематизация подходов к эволюции офшорной деятельности с целью разработки предложений в части совершенствования системы регулирования офшорной деятельности на примере Российской Федерации. Для реализации поставленной цели был применен комплексный исследовательский подход, включающий теоретический и эмпирический анализ проблемы. В частности, потребовалось провести этапизацию развития офшорной деятельности, рассмотреть механизмы практического регулирования деятельности офшорных юрисдикций, провести количественный анализ влияния офшорных юрисдикций на мировую экономику в части налоговых поступлений. Многообразие подходов в части выделения этапов эволюции офшорной деятельности легло в основу настоящего исследования. В качестве объекта исследования выступают экономические отношения, складывающиеся между государствами в рамках мировой финансовой системы. Предметом исследования является деятельность офшорных юрисдикций. Центральное место в работе занимает разработка авторского подхода в части периодизации развития офшорной деятельности и совершенствование системы регулирования офшорной деятельности на примере Российской Федерации. В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, описание. Кроме того, были использованы следующие частно научные методы: табличный и графический методы представления исследуемых данных, исторический метод исследования. Новизна исследования состоит в разработке подхода в части периодизации офшорной деятельности и характеристики современного этапа развития офшорной деятельности. Указанный подход детально характеризует четыре основных периода развития офшорной деятельности и акцентирует внимание на факторах, лежащих в основе их выделения. В целях совершенствования системы регулирования офшорной деятельности в Российской Федерации предложен механизм налоговой амнистии капитала для юридических лиц. По результатам проведенного исследования сделан вывод о наличии тесных экономических и политических взаимосвязей офшорных юрисдикций с развитыми странами, что делает невозможной полную ликвидацию офшорных финансовых центров без значительных негативных последствий для глобальной финансовой системы. Полученные результаты и выводы были сопоставлены с существующей литературой по аналогичной тематике в области экономической науки. Представленное исследование характеризуется детальным анализом периодизации развития офшорной деятельности, что обуславливает его научную значимость для широкого круга пользователей.
Налоги и налогообложение. 2025;(2):71-89
pages 71-89 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».