Исследование эволюционного аспекта изменений в составе и структуре фискальных инструментов природоохранной деятельности в России особенно актуально под влиянием международной научной и общественной повестки в области устойчивого развития, факторов ESG. Цель проведения анализа опыта применения платежей и сборов, носящих прямой и опосредованный экологический характер, институциональных форм их мобилизации и применения, а также уровня эффективности их воздействия для достижения поставленных целей – поиск ответа на вопрос о направлениях устранения недостатков и возможных мерах по совершенствованию механизма их использования. В статье исследуется институциональная структура фискальных экологических инструментов, их воздействие на экологические экстерналии. Показана, с одной стороны, тенденция к централизации управления доходами, поскольку целевые государственные внебюджетные фонды были расформированы с переходом на распределение доходов через уровни бюджетов бюджетной системы, с другой стороны, опыт других институциональных форм. Дана оценка структуры экологических платежей, среди которых имеют место как платежи со статусом системного кодифицированного инструмента, администрируемого ФНС России, так и ряд некодифицированных сборов, фискальных платежей и парафискалитетов. Методология исследования основана на общих методах научного познания, анализа теоретического и практического материала, принципах формальной логики. Используются общенаучные принципы познания, методы и приемы логики. В качестве научного инструментария в исследовании применялись частно-научные методы: категориальный; структурный; сравнительных сопоставлений. Делается вывод о сопоставимости практики России с действиями развивающихся стран, а также влиянии на политику в области экологических фискальных платежей ряда трансграничных факторов, в частности ТУН ЕС, оценивается реакция бизнеса на изменение правил в области экологического налогообложения. Приводятся примеры ответственного отношения компаний к проблемам экологического состояния страны и регионов. Вместе с тем, отмечается, что предприниматели стремятся воспользоваться принципами ESG для улучшения условий ведения деятельности и общего снижения официальных требований – этот факт в некоторой степени ставит вопрос о сочетаемости ESG в текущей парадигме и фискальных мер, направленных на коррекцию экстерналий. По результатам исследования сформирована позиция авторов, что Россия проводит активную, но требующую некоторой трансформации в экологическом аспекте бюджетно-налоговой политики.