№ 4 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Совершенствование механизма налогового администрирования льгот по НДС в условиях цифровизации

Балакин М.С.

Аннотация

Статья исследует вопросы совершенствования механизма налогового администрирования льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС) в условиях цифровизации. Цель исследования – разработка усовершенствованной системы контроля за использованием налоговых льгот по НДС, учитывающей цифровизацию процесса консолидации данных о налогоплательщиках, с целью повышения эффективности и прозрачности налогового администрирования. Объектом исследования являются налоговые льготы по НДС, а предметом – механизм налогового администрирования данных льгот в условиях цифровизации. В работе описываются особенности налогообложения НДС, процесс налогового администрирования в Российской Федерации и исторический контекст формирования системы контроля за использованием налоговых льгот по НДС. Основное внимание уделяется существующей системе контроля и предлагаемым усовершенствованиям, включая создание централизованной платформы для сбора и анализа информации о налогоплательщиках, а также автоматизацию процессов подтверждения правомочности применения налоговых льгот. В статье предлагается ряд рекомендаций, включающих унификацию перечня документов, стандартизацию типовых форм документов, изменения в декларации по НДС и урегулирование норм, регламентирующих права налогоплательщиков на отказ от применения налоговой льготы по НДС. Эти меры необходимы для полноценной реализации разработанной системы контроля и могут способствовать повышению эффективности. Предложенная система контроля за использованием налоговых льгот по НДС, включающая цифровизацию процесса консолидации данных о налогоплательщиках, может внести существенные улучшения в налоговое администрирование НДС, переводя его на новый уровень эффективности и прозрачности. Создание централизованной платформы для сбора и анализа информации о налогоплательщиках, а также автоматизация процессов подтверждения правомочности применения налоговых льгот позволит налоговой службе значительно сократить необходимость ручного запроса документации у предприятий, что снизит административное бремя как для налоговой службы, так и для налогоплательщиков. Кроме того, внедрение системы контроля на основе консолидированных данных улучшит взаимодействие между различными органами государственного управления, способствуя цифровизации и оптимизации налоговых процессов. Этот шаг является важным этапом становления налогового администрирования 2.0 и необходим для последующего перехода к более продвинутым формам администрирования, обеспечивающим повышение эффективности, прозрачности и справедливости налоговой системы в целом, что будет способствовать ускорению экономического роста в Российской Федерации.
Налоги и налогообложение. 2024;(4):1-16
pages 1-16 views

К вопросу налогообложения судебной неустойки в условиях санкционного давления

Станковский М.В., Васильев Д.А.

Аннотация

Усиливающееся санкционное давление в отношении отечественной экономики позволило определить цель настоящего исследования: анализ современных тенденций взаимодействия российских организаций с иностранными контрагентами в части гражданского и налогового права. Для достижения поставленной цели потребовалось решение комплекса задач, обеспечивающих всестороннее изучение проблемы как с теоретической, так и с практической точки зрения. В качестве объекта исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия российских организаций с иностранными компаниями. Предметом исследования являются экономические последствия неисполнения договорных обязательств в соответствии с положениями гражданского и налогового законодательства. Центральное место в работе занимает анализ современных тенденций и направлений судебной практики в условиях усиливающегося санкционного давления в части неисполнения иностранными контрагентами договорных обязательств перед российскими организациями. В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, описание. Кроме того, были использованы следующие частно научные методы: графический и табличный метод представления исследуемых данных, метод Дельфи. Новизна исследования состоит в выявлении дискриминационного характера налогообложения отечественных организаций в части применения положений статьи 271 Налогового Кодекса Российской Федерации. Актуальность затрагиваемой темы не вызывает сомнений ввиду того, что значительное санкционное давление стран Запада требует от государства принятия конкретных мер, обеспечивающих защиту интересов российских компаний. Полученные результаты исследования легли в основу разработки предложений в рамках совершенствования механизма признания дохода в форме судебных неустоек. Основные результаты исследования представлены в виде разработанных механизмов совершенствования порядка признания дохода в форме судебных неустоек в соответствии со статьей 271 Налогового кодекса Российской Федерации. Научная работа может представлять интерес для широкого круга пользователей ввиду детального рассмотрения затрагиваемой проблемы через призму гражданского и налогового законодательства.
Налоги и налогообложение. 2024;(4):17-29
pages 17-29 views

Российский опыт применения экологических платежей в контексте фискального регулирования вовлеченности бизнеса в процессы ESG

Адвокатова А.С., Гончаренко Л.И., Заворыкин А.А.

Аннотация

Исследование эволюционного аспекта изменений в составе и структуре фискальных инструментов природоохранной деятельности в России особенно актуально под влиянием международной научной и общественной повестки в области устойчивого развития, факторов ESG. Цель проведения анализа опыта применения платежей и сборов, носящих прямой и опосредованный экологический характер, институциональных форм их мобилизации и применения, а также уровня эффективности их воздействия для достижения поставленных целей – поиск ответа на вопрос о направлениях устранения недостатков и возможных мерах по совершенствованию механизма их использования. В статье исследуется институциональная структура фискальных экологических инструментов, их воздействие на экологические экстерналии. Показана, с одной стороны, тенденция к централизации управления доходами, поскольку целевые государственные внебюджетные фонды были расформированы с переходом на распределение доходов через уровни бюджетов бюджетной системы, с другой стороны, опыт других институциональных форм. Дана оценка структуры экологических платежей, среди которых имеют место как платежи со статусом системного кодифицированного инструмента, администрируемого ФНС России, так и ряд некодифицированных сборов, фискальных платежей и парафискалитетов. Методология исследования основана на общих методах научного познания, анализа теоретического и практического материала, принципах формальной логики. Используются общенаучные принципы познания, методы и приемы логики. В качестве научного инструментария в исследовании применялись частно-научные методы: категориальный; структурный; сравнительных сопоставлений. Делается вывод о сопоставимости практики России с действиями развивающихся стран, а также влиянии на политику в области экологических фискальных платежей ряда трансграничных факторов, в частности ТУН ЕС, оценивается реакция бизнеса на изменение правил в области экологического налогообложения. Приводятся примеры ответственного отношения компаний к проблемам экологического состояния страны и регионов. Вместе с тем, отмечается, что предприниматели стремятся воспользоваться принципами ESG для улучшения условий ведения деятельности и общего снижения официальных требований – этот факт в некоторой степени ставит вопрос о сочетаемости ESG в текущей парадигме и фискальных мер, направленных на коррекцию экстерналий. По результатам исследования сформирована позиция авторов, что Россия проводит активную, но требующую некоторой трансформации в экологическом аспекте бюджетно-налоговой политики.
Налоги и налогообложение. 2024;(4):30-49
pages 30-49 views

Границы общественного финансового контроля в Российской Федерации: к постановке проблемы

Гончаров В.В., Малиновский О.Н., Петренко Е.Г.

Аннотация

Статья посвящена анализу проблематики определения границ общественного финансового контроля в Российской Федерации. Актуальность работы обусловлена необходимостью разрешения исследовательской проблемы определения оптимальных пределов реализации общественного контроля в отношении такой важнейшей отрасли публичного управления, как финансовая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также иных объектов общественного контроля, наделенных законодательством правом реализации отдельных публичных полномочий. Авторы исследуют риски, как связанные с недостаточным и поверхностным осуществлением общественного контроля в данной сфере, так и с чрезмерным воздействием субъектов общественного контроля на деятельность вышеназванных его объектов. Формализованы и проанализированы основные проблемы, препятствующие определению границ общественного финансового контроля: игнорирование данного института Конституцией страны; отсутствие его детализации в финансовом законодательстве; отсутствие закрепления системы общественного контроля, а также понятия «финансовый общественный контроль», в законодательстве об общественном контроле; отсутствие разработки понятие и пределов границ общественного финансового контроля в научной правовой доктрине; слабое использование зарубежного опыта и современных цифровых технологий в данной сфере. В статье использован ряд методов научного исследования: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; финансового анализа; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В настоящей работе разработаны и обоснованы пути решения вышеназванных проблем, связанных с определением границ общественного финансового контроля, в том числе, путем: инкорпорирования института общественного контроля в Конституцию Российской Федерации, а также понятий «система общественного контроля», «общественный финансовый контроль» в действующее законодательство с определением границ его реализации; реализации системы мероприятий по стимулированию данных научно-теоретических разработок в отечественной научной правовой доктрине общественного контроля, посвященных определению границ общественного финансового контроля; принятия Правительством Российской Федерации при содействии Общественной палаты Российской Федерации ряда федеральных программ, посвященных развитию института общественного финансового контроля (с учетом положительного зарубежного опыта, а также современных цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта).
Налоги и налогообложение. 2024;(4):50-63
pages 50-63 views

Анализ налоговой чувствительности отдельных отраслей экономики

Герасимова А.Е.

Аннотация

Статья посвящена количественной оценке налоговой чувствительности отдельных отраслей экономики. Предметом исследования является система показателей, характеризующих сектора экономики на макро- и микроуровнях. Целью исследования является анализ зависимости отраслей экономики от налогового бремени. В работе уделено внимание значимости налогов для экономического роста экономики страны и отраслевых различиях, вызванных уровнем технологического развития, региональных условий, а также от государственного регулирования. Разработан методический подход, позволяющий давать оценку налоговой чувствительности отдельных отраслей, апробированный на наиболее значимых отраслях для бюджета России. В статье проведен анализ налоговой нагрузки и поступлений в консолидированный бюджет, определены отрасли, оказывающие наибольшее влияние на бюджет и для них построены модели, позволяющие давать количественную оценку налоговой чувствительности по совокупности организаций. В качестве методов анализа были использованы современные методы машинного обучения, такие как дерево решений, градиентный бустинг, метод ближайшего соседа, а также классический метод линейной регрессии. Научная новизна исследования заключается в возможности использования разработанного методического подхода для оценки различий в налоговой чувствительности отдельных отраслей экономики для принятия управленческих решений дифференцировано для каждого отдельного сектора. В результате проведенного исследования выявлена высокая налоговая чувствительность отрасли добывающей промышленности, обрабатывающих производств и строительства. Средний уровень налоговой чувствительности характерен для оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов. Низкая налоговая чувствительность выявлена в финансовой и страховой деятельности. По результатам оценки предложены рекомендации по внедрению налоговых инструментов в деятельность отдельных отраслей и сделан вывод о необходимости специализации механизмов налогового стимулирования по отраслям экономики с целью повышения экономического роста и оптимизации налоговых поступлений.
Налоги и налогообложение. 2024;(4):64-79
pages 64-79 views

Совершенствование акцизов на "вредную" продукцию с учетом их эффектов

Тихонова А.В.

Аннотация

Статья посвящена актуальному направлению налоговой науки – усилению эффектов акцизов на алкогольную, табачную продукцию и сахаросодержащие напитки. В частности, статья посвящена фискальным, ценовым, перераспределительным и потребительским эффектам акцизов, что и представляется собой предмет исследования. Тема исследования соответствует современному вектору налоговой политики Российской Федерации. Объект исследования – экономические отношения, складывающиеся в процессе подакцизного налогообложения отдельных товаров в России. В работе автор дает статистическую оценку эффектов акцизов в России по данным ФНС, Росстата, ООН и ВОЗ за период с 2006 по 2023 год. Кроме того, представлены эффекты акцизного обложения «вредной» продукции в отдельных странах: в странах Европейского Союза, Австралии, Бельгии, Китае (Гонконге), Бразилии.  В работе для анализа зарубежного опыта использован метод библиографического анализа. Результаты российской практики оценены с использованием анализа динамических рядов и корреляционного анализа. Научная новизна настоящего исследования состоит в разработке и обосновании предложений по совершенствованию мер налоговой политики в области акцизов на продукты и напитки, нацеленных на усиление их эффектов в современных экономических условиях. Разработаны конкретные практические рекомендации по внедрению акцизов на безалкогольное пиво и напитки, изготавливаемые с применением искусственных сахарозаменителей. На основании открытых данных дана предполагаемая оценка фискального эффекта. Таким образом, результаты статьи могут представлять интерес для Минфина России, Минэкономразвития и ФНС России при доработке мер налоговой политики. Исследование имеет существенное ограничение, так как в нем не представлена оценка прочих экономических, социальных и культурных факторов, влияющих на потребление «вредных» продуктов и напитков.
Налоги и налогообложение. 2024;(4):80-94
pages 80-94 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».