Automated program control of crane travel mechanisms
- Authors: Dunaev M.P.1, Saushkin A.A.1
-
Affiliations:
- Irkutsk National Research Technical University
- Issue: No 1 (2025)
- Pages: 143-160
- Section: Software systems and complexes
- URL: https://bakhtiniada.ru/2413-0133/article/view/290161
- DOI: https://doi.org/10.25729/ESI.2025.37.1.015
- ID: 290161
Cite item
Full Text
Abstract
The article analyzes the design of an electric jib crane with a magnetic gripper. Cyclograms of the crane movement mechanism operation have been developed. An algorithm for the operation of the PLC of the crane travel mechanism control system has been developed. The work program of the PLC of the crane travel mechanism control system has been developed. A technical implementation of the method of controlling the mechanism of movement of a crane is proposed. An experimental oscillogram of the angular velocity motor of the movement mechanism В of a jib crane with a magnetic gripper is determined, confirming the operability of the developed algorithms and programs.
Keywords
Full Text
Введение. Грузоподъёмный кран – машина, предназначенная для подъёма и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа [1]. Рабочий цикл крана состоит из трёх этапов: 1) захват груза; 2) рабочий ход (перемещение груза, разгрузка); 3) холостой ход (возврат грузоподъёмного механизма в исходное положение).
Рабочий и холостой ход на диаграммах движения имеют также три характерных участка: разгон, установившееся движение и торможение. Очень важное значение имеют участки разгона и торможения, так как именно в эти моменты и возникают динамические нагрузки [2-6].
Классификация подъемных кранов может быть проведена по следующим показателям.
- По конструкции: стреловые, мостовые, козловые, консольные.
- По возможности перемещения: стационарные, передвижные.
- По типу привода: ручные, электрические, гидравлические, пневматические, с двигателем внутреннего сгорания.
- По типу грузозахватного органа: крюковые, грейферные, магнитные, клещевые, контейнерные.
В настоящее время весьма актуальной становится автоматизация работы подъемно-транспортного оборудования, что позволяет не только сократить время ручного труда машиниста крана, тем самым облегчив условия его труда, но и улучшить производительность процесса погрузочно-разгрузочных работ.
Целью работы является разработка системы автоматизированного управления механизмом перемещения подъемного крана.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ конструкции объекта управления;
- разработать циклограммы работы механизмов перемещения;
- разработать алгоритм работы ПЛК системы управления;
- разработать программу работы ПЛК системы управления;
- предложить техническую реализацию системы управления;
- определить экспериментальные циклограммы работы.
Анализ объекта управления. На рис. 1 представлен внешний вид электрического консольного крана с магнитным захватом. Основные узлы крана:
Рис. 1. Внешний вид электрического консольного крана с магнитным захватом
А – рама для установки манипулятора,
В – механизм горизонтального перемещения (вдоль оси Х),
С – механизм горизонтального перемещения (вдоль оси Y),
D – механизм вертикального перемещения (вдоль оси Z),
Е – механизма захвата (электромагнит).
На рис. 2 представлена функциональная система управления электрического консольного крана с магнитным захватом, отражающая техническую реализацию системы управления механизмами перемещения крана.
Рис. 2. Функциональная схема системы управления консольного крана с магнитным захватом
Общее управление движением и координация отдельных частей крана производятся посредством программируемого логического контроллера (ПЛК). Команды управления, идущие от ПЛК [7-15] по общей шине управления, поступают на все локальные системы управления механизмами перемещения крана. Механизмы B и С приводятся в движение двумя двигателями переменного тока серии 4А [16] при управлении от двух преобразователей частоты [17] Danfoss FC302 (ПЧ-1 и ПЧ-2). Механизм D приводится в движение двигателем постоянного тока типа ДПМ-35-Н1-ОД при управлении от преобразователя В1. Механизм Е приводится в действие подачей напряжения в катушку электромагнита от преобразователя В2.
Циклограммы работы механизмов перемещения подъемного крана. На рис. 3 представлены циклограммы работы механизмов перемещения электромеханического крана-манипулятора.
Рис. 3. Циклограммы работы перемещения консольного крана с магнитным захватом
Для сокращения общего времени перемещения груза и увеличения производительности работы крана целесообразно проектировать циклограммы работы механизмов перемещения таким образом, чтобы некоторые их участки шли одновременно, т.е. с наложением по времени. Реализация именно такого подхода проиллюстрирована на рис. 3, где обратный ход механизмов В и С максимально совмещен по времени.
Алгоритмы работы системы управления подъемного крана. Функция общей системы управления краном была возложена на ПЛК (см. рис. 2). Для увеличения фунциональных возможностей данный ПЛК был реализован в виде двух частей (ПЛК-1 и ПЛК-2), штатно имеющихся в системах управления ПЧ-1 и ПЧ-2.
На рис. 4 представлены алгоритмы работы системы управления консольного крана с магнитным захватом. Графическое изображение алгоритмов представлено в оригинальном виде, сгенерированном служебной программой Danfoss МСТ10 [18]. С помощью программы Danfoss МСТ10 осуществлялись удаленный доступ к параметрам систем управления ПЧ, а также их программирование и вывод информации, в том числе в графическом виде.
Рис. 4. Алгоритмы работы системы управления консольного крана с магнитным захватом
Программы работы ПЛК системы управления. На рис. 5 представлены программы работы системы управления консольного крана с магнитным захватом. Эти программы соответствуют алгоритмам работы системы управления консольного крана с магнитным захватом, показанным на рис. 4. Табличное изображение программы работы системы управления представлено в оригинальном виде, также сгенерированном служебной программой Danfoss МСТ10.
Рис. 5. Программы работы ПЛК системы управления консольного крана с магнитным захватом
Cтолбец ID включает идентификатор ячейки памяти, в которой хранится команда; столбец Name иллюстрирует текущее состояние ПЛК (SL Controller Event или SL Controller Action); столбец Setup 1 указывает состоявшееся событие (SL Controller Event) или действие (SL Controller Action), производимое ПЛК.
Экспериментальная циклограмма работы механизма перемещения подъемного крана. Экспериментальная проверка работоспособности и согласованности функционирования разработанных алгоритмов и программ проводилась на лабораторном макете консольного крана с магнитным захватом, система управления которого была построена согласно функциональной схеме рис. 2, а программа составлена в соответствии с рис. 5. В ходе экспериментальных исследований была полностью подтверждена работоспособность и согласованность работы механизмов перемещения крана, правильность функционирования разработанных алгоритмов и программ.
На рис. 6 представлена экспериментальная осциллограмма угловой скорости двигателя механизма В перемещения консольного крана с магнитным захватом. Данная экспериментальная осциллограмма угловой скорости соответствует циклограмме работы механизма В (рис. 1), показанной на рис. 3, что подтверждает сделанный выше вывод.
Рис. 6. Экспериментальная циклограмма работы механизма Е перемещения крана
Следует тем не менее отметить, что у применяемых методов программного управления имеются ограничении, поскольку они применимы только для кранового оборудования, работающего на однотипных погрузочно-разгрузочных операциях.
Заключение. Проведен анализ конструкции электрического консольного крана с магнитным захватом. Разработаны циклограммы работы механизма перемещения крана, алгоритм работы ПЛК системы управления механизмом перемещения крана, программа работы ПЛК системы управления механизмом перемещения крана. Предложена техническая реализация способа управления механизмом перемещения подъемного крана. Определена экспериментальная осциллограмма угловой скорости двигателя механизма В (рис. 1) перемещения консольного крана с магнитным захватом, подтверждающая работоспособность разработанных алгоритмов и программ. Сделан вывод об ограничении применяемых методов программного управления, поскольку они применимы только для кранового оборудования, работающего на однотипных погрузочно-разгрузочных операциях.
About the authors
Mikhail P. Dunaev
Irkutsk National Research Technical University
Author for correspondence.
Email: mdunaev10@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1523-5553
Doctor of Technical Sciences, Professor
Russian Federation, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074Alexey A. Saushkin
Irkutsk National Research Technical University
Email: leha-34714@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-5600-4615
Postgraduate Student
Russian Federation, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074References
- Feldman U.I., Мironov L.М., Маshihin А.D. et al. Sostoianie i perspektivi razvitia avtomatizirovanih elektroprivodov s preobrazovateliami chastoti dlia kranovih i sudovih gruzopodemnih mehanizmov [Status and development prospects of automated electric drives with frequency converters for crane and marine lifting mechanisms]. Elektrotehnika [Electrical engineering], 1995, no. 10, pp. 2-5.
- Vinogradov А.B. Vektornoe upravlenie elektroprivodami peremenogo toka [Vector control of AC electric drives]. Ivanovo: GОU VPO “Ivanovskii gosudarstvenii energeticheskii universitet imeni V.I. Lenina” [Ivanovo: State educational institution of higher professional education “Ivanovo State power engineering university named after V.I. Lenin”], 2008, 298 p.
- Аnuchin А.S. Sistemi upravlenia elektroprivodov: ucheb. dlia vuzov [Electric drive control systems: textbook for universities]. М.: Izd. dom МEI [Moscow: MPEI Publishing house], 2015, 373 p.
- Sandler А.S., Sarbatov R.S. Аvtomaticheskoe chastotnoe upravlenie аsinhronimi dvigateliami [Automatic frequency control of asynchronous motors]. М.: Energia [M.: Energy], 1974, 328 p.
- German-Galkin, S.G. Cifrovie elektroprivodi s tranzistornimi preobrazovateliami [Digital electric drives with transistor converters]. L.: Energoatomizdat, 1986, 248 p.
- Sabinin U.A., Gruzov V.L. Chastotno-reguliruemie аsinhronie dvigateliami elektroprivodi [Frequency-controlled asynchronous electric drives]. L.: Energoatomizdat. Leningr. Оtdelenie [L.: Energoatomizdat. Leningrad branch], 1985, 240 p.
- Peña J.M., Díaz E.V., Implementation of V/f scalar control for speed regulation of a three-phase induction motor, 2016 IEEE ANDESCON, 2016, pp. 1-4, doi: 10.1109/ANDESCON.2016.7836196.
- Isidori A. Nonlinear control systems (3rd edition). Berlin Springer-Verlag, 1995, 549 p.
- Novotny D.W., Lipo T.A. Vector control and dynamics of AC drives. Oxford: Clarendon press, 1996, 456 p.
- Kohlrusz G., Fodor D. Comparison of scalar and vector control strategies of induction motors. Hungarian journal of industrial chemistry, 2011, pp. 265-270.
- Jisha L.K., Powly Thomas A.A. A comparative study on scalar and vector control of Induction motor drives. 2013 International conference on circuits, controls and communications (CCUBE), 2013, pp. 1-5, doi: 10.1109/CCUBE.2013.6718554.
- Marino R., Tomei P., Verrelli C.M. Induction motor control design. London: Springer, 2010, 351 p.
- Asnil, Husnaini I., Astrit E. Microcontroller based 120°and 180°conduction modes of three-phase inverter for photovoltaic generation. ARPN journal of engineering and applied sciences, 2018, 13, 3579-3586.
- Gulyamov K., Yunusov R., Dovudov S., et al. Study of the DC/DC boost converter physical model. Proceedings of the 2021 Ural-siberian smart energy conference, USSEC 2021, Novosibirsk, 13–15 November 2021, Novosibirsk, 2021, pp. 77-80.
- Gulyamov K., Sharifov B., Dovudov S., et al. Increase in power of DC/DC converters with increased number of conversion channels. Proceedings of the 2020 Ural smart energy conference, USEC 2020, Ekaterinburg, 13–15 November 2020, Ekaterinburg, 2020, pp. 59-62.
- Кravchik А.E., Shlaf М.М., Аfonin V.I., et al. Аsinhronie elektrodvigateli serii 4А: Spravochnik [Asynchronous motors of the 4A series: Handbook]. M.: Energoizdat, 1982.
- Dunaev M.P. Silovie elektronie preobrazovateli elektrostancii: Ucheb. posobie. [Power electronic converters of power plants: Textbook. Manual]. Irkutsk, Izd-vо IRNITU [Irkutsk, Publishing house of IRNITU], 2016, 116 p.
- Rukovodstvo po programirovaniu FC-302 [Programming guide FC-302]. Моskvа [Moscow], 2010, 207 p.
Supplementary files
