Автоматизированное программное управление механизмами перемещения подъемного крана
- Авторы: Дунаев М.П.1, Саушкин А.А.1
-
Учреждения:
- Иркутский национальный исследовательский технический университет
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 143-160
- Раздел: Программные системы и комплексы
- URL: https://bakhtiniada.ru/2413-0133/article/view/290161
- DOI: https://doi.org/10.25729/ESI.2025.37.1.015
- ID: 290161
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проведен анализ конструкции электрического консольного крана с магнитным захватом. Разработаны циклограммы работы механизма перемещения крана, алгоритм работы программируемого логического контроллера (ПЛК) системы управления механизмом перемещения крана, программа работы ПЛК системы управления механизмом перемещения крана. Предложена техническая реализация способа управления механизмом перемещения подъемного крана. Определена экспериментальная осциллограмма угловой скорости двигателя механизма горизонтального перемещения консольного крана с магнитным захватом, подтверждающая работоспособность разработанных алгоритмов и программ.
Ключевые слова
Полный текст
Введение. Грузоподъёмный кран – машина, предназначенная для подъёма и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа [1]. Рабочий цикл крана состоит из трёх этапов: 1) захват груза; 2) рабочий ход (перемещение груза, разгрузка); 3) холостой ход (возврат грузоподъёмного механизма в исходное положение).
Рабочий и холостой ход на диаграммах движения имеют также три характерных участка: разгон, установившееся движение и торможение. Очень важное значение имеют участки разгона и торможения, так как именно в эти моменты и возникают динамические нагрузки [2-6].
Классификация подъемных кранов может быть проведена по следующим показателям.
- По конструкции: стреловые, мостовые, козловые, консольные.
- По возможности перемещения: стационарные, передвижные.
- По типу привода: ручные, электрические, гидравлические, пневматические, с двигателем внутреннего сгорания.
- По типу грузозахватного органа: крюковые, грейферные, магнитные, клещевые, контейнерные.
В настоящее время весьма актуальной становится автоматизация работы подъемно-транспортного оборудования, что позволяет не только сократить время ручного труда машиниста крана, тем самым облегчив условия его труда, но и улучшить производительность процесса погрузочно-разгрузочных работ.
Целью работы является разработка системы автоматизированного управления механизмом перемещения подъемного крана.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ конструкции объекта управления;
- разработать циклограммы работы механизмов перемещения;
- разработать алгоритм работы ПЛК системы управления;
- разработать программу работы ПЛК системы управления;
- предложить техническую реализацию системы управления;
- определить экспериментальные циклограммы работы.
Анализ объекта управления. На рис. 1 представлен внешний вид электрического консольного крана с магнитным захватом. Основные узлы крана:
Рис. 1. Внешний вид электрического консольного крана с магнитным захватом
А – рама для установки манипулятора,
В – механизм горизонтального перемещения (вдоль оси Х),
С – механизм горизонтального перемещения (вдоль оси Y),
D – механизм вертикального перемещения (вдоль оси Z),
Е – механизма захвата (электромагнит).
На рис. 2 представлена функциональная система управления электрического консольного крана с магнитным захватом, отражающая техническую реализацию системы управления механизмами перемещения крана.
Рис. 2. Функциональная схема системы управления консольного крана с магнитным захватом
Общее управление движением и координация отдельных частей крана производятся посредством программируемого логического контроллера (ПЛК). Команды управления, идущие от ПЛК [7-15] по общей шине управления, поступают на все локальные системы управления механизмами перемещения крана. Механизмы B и С приводятся в движение двумя двигателями переменного тока серии 4А [16] при управлении от двух преобразователей частоты [17] Danfoss FC302 (ПЧ-1 и ПЧ-2). Механизм D приводится в движение двигателем постоянного тока типа ДПМ-35-Н1-ОД при управлении от преобразователя В1. Механизм Е приводится в действие подачей напряжения в катушку электромагнита от преобразователя В2.
Циклограммы работы механизмов перемещения подъемного крана. На рис. 3 представлены циклограммы работы механизмов перемещения электромеханического крана-манипулятора.
Рис. 3. Циклограммы работы перемещения консольного крана с магнитным захватом
Для сокращения общего времени перемещения груза и увеличения производительности работы крана целесообразно проектировать циклограммы работы механизмов перемещения таким образом, чтобы некоторые их участки шли одновременно, т.е. с наложением по времени. Реализация именно такого подхода проиллюстрирована на рис. 3, где обратный ход механизмов В и С максимально совмещен по времени.
Алгоритмы работы системы управления подъемного крана. Функция общей системы управления краном была возложена на ПЛК (см. рис. 2). Для увеличения фунциональных возможностей данный ПЛК был реализован в виде двух частей (ПЛК-1 и ПЛК-2), штатно имеющихся в системах управления ПЧ-1 и ПЧ-2.
На рис. 4 представлены алгоритмы работы системы управления консольного крана с магнитным захватом. Графическое изображение алгоритмов представлено в оригинальном виде, сгенерированном служебной программой Danfoss МСТ10 [18]. С помощью программы Danfoss МСТ10 осуществлялись удаленный доступ к параметрам систем управления ПЧ, а также их программирование и вывод информации, в том числе в графическом виде.
Рис. 4. Алгоритмы работы системы управления консольного крана с магнитным захватом
Программы работы ПЛК системы управления. На рис. 5 представлены программы работы системы управления консольного крана с магнитным захватом. Эти программы соответствуют алгоритмам работы системы управления консольного крана с магнитным захватом, показанным на рис. 4. Табличное изображение программы работы системы управления представлено в оригинальном виде, также сгенерированном служебной программой Danfoss МСТ10.
Рис. 5. Программы работы ПЛК системы управления консольного крана с магнитным захватом
Cтолбец ID включает идентификатор ячейки памяти, в которой хранится команда; столбец Name иллюстрирует текущее состояние ПЛК (SL Controller Event или SL Controller Action); столбец Setup 1 указывает состоявшееся событие (SL Controller Event) или действие (SL Controller Action), производимое ПЛК.
Экспериментальная циклограмма работы механизма перемещения подъемного крана. Экспериментальная проверка работоспособности и согласованности функционирования разработанных алгоритмов и программ проводилась на лабораторном макете консольного крана с магнитным захватом, система управления которого была построена согласно функциональной схеме рис. 2, а программа составлена в соответствии с рис. 5. В ходе экспериментальных исследований была полностью подтверждена работоспособность и согласованность работы механизмов перемещения крана, правильность функционирования разработанных алгоритмов и программ.
На рис. 6 представлена экспериментальная осциллограмма угловой скорости двигателя механизма В перемещения консольного крана с магнитным захватом. Данная экспериментальная осциллограмма угловой скорости соответствует циклограмме работы механизма В (рис. 1), показанной на рис. 3, что подтверждает сделанный выше вывод.
Рис. 6. Экспериментальная циклограмма работы механизма Е перемещения крана
Следует тем не менее отметить, что у применяемых методов программного управления имеются ограничении, поскольку они применимы только для кранового оборудования, работающего на однотипных погрузочно-разгрузочных операциях.
Заключение. Проведен анализ конструкции электрического консольного крана с магнитным захватом. Разработаны циклограммы работы механизма перемещения крана, алгоритм работы ПЛК системы управления механизмом перемещения крана, программа работы ПЛК системы управления механизмом перемещения крана. Предложена техническая реализация способа управления механизмом перемещения подъемного крана. Определена экспериментальная осциллограмма угловой скорости двигателя механизма В (рис. 1) перемещения консольного крана с магнитным захватом, подтверждающая работоспособность разработанных алгоритмов и программ. Сделан вывод об ограничении применяемых методов программного управления, поскольку они применимы только для кранового оборудования, работающего на однотипных погрузочно-разгрузочных операциях.
Об авторах
Михаил Павлович Дунаев
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mdunaev10@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1523-5553
доктор технических наук, профессор
Россия, ул. Лермонтова, 83, Иркутск, 664074Алексей Анатольевич Саушкин
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Email: leha-34714@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-5600-4615
аспирант
Россия, ул. Лермонтова, 83, Иркутск, 664074Список литературы
- Фельдман Ю.И. Состояние и перспективы развития автоматизированных электроприводов с преобразователями частоты для крановых и судовых грузоподъемных механизмов / Ю.И. Фельдман, Л.М. Миронов, А.Д. Машихин и др. // Электротехника, 1995. – № 10. – С. 2-5.
- Виноградов А.Б. Векторное управление электроприводами переменного тока / А.Б. Виноградов. – Иваново: ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», 2008. – 298 с.
- Анучин А.С. Системы управления электроприводов: учеб. для вузов / А.С. Анучин. – М.: Изд. дом МЭИ, 2015. – 373 с.
- Сандлер А.С. Автоматическое частотное управление асинхронными двигателями / А.С. Сандлер, Р.С. Сарбатов. – М.: Энергия, 1974. – 328 с.
- Герман-Галкин С.Г. Цифровые электроприводы с транзисторными преобразователями / С.Г. Герман-Галкин. – Л.: Энергоатомиздат, 1986. – 248 с.
- Сабинин Ю.А. Частотно-регулируемые асинхронные электроприводы / Ю.А. Сабинин, В.Л. Грузов. – Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отделение, 1985. – 240 с.
- Peña J.M., Díaz E.V., Implementation of V/f scalar control for speed regulation of a three-phase induction motor, 2016 IEEE ANDESCON, 2016, pp. 1-4, doi: 10.1109/ANDESCON.2016.7836196.
- Isidori A. Nonlinear control systems (3rd edition). Berlin Springer-Verlag, 1995, 549 p.
- Novotny D.W., Lipo T.A. Vector control and dynamics of AC drives. Oxford: Clarendon press, 1996, 456 p.
- Kohlrusz G., Fodor D. Comparison of scalar and vector control strategies of induction motors. Hungarian journal of industrial chemistry, 2011, pp. 265-270.
- Jisha L.K., Powly Thomas A.A. A comparative study on scalar and vector control of Induction motor drives. 2013 International conference on circuits, controls and communications (CCUBE), 2013, pp. 1-5, doi: 10.1109/CCUBE.2013.6718554.
- Marino R., Tomei P., Verrelli C.M. Induction motor control design. London: Springer, 2010, 351 p.
- Asnil, Husnaini I., Astrit E. Microcontroller based 120°and 180°conduction modes of three-phase inverter for photovoltaic generation. ARPN journal of engineering and applied sciences, 2018, 13, 3579-3586.
- Gulyamov K., Yunusov R., Dovudov S., et al. Study of the DC/DC boost converter physical model. Proceedings of the 2021 Ural-siberian smart energy conference, USSEC 2021, Novosibirsk, 13–15 November 2021, Novosibirsk, 2021, pp. 77-80.
- Gulyamov K., Sharifov B., Dovudov S., et al. Increase in power of DC/DC converters with increased number of conversion channels. Proceedings of the 2020 Ural smart energy conference, USEC 2020, Ekaterinburg, 13–15 November 2020, Ekaterinburg, 2020, pp. 59-62.
- Кравчик А.Э. Асинхронные двигателя серии 4А: Справочник / А.Э. Кравчик, М.М. Шлаф, В.И. Афонин, Е.А. Соболенская. – М.: Энергоиздат, 1982.
- Дунаев М.П. Силовые электронные преобразователи электростанций: Учеб. Пособие / М.П. Дунаев. – Иркутск, Изд-во ИРНИТУ, 2016. – 116 с.
- Руководство по программированию FC-302. – Москва, 2010. – 207 с.
Дополнительные файлы
