Роль алкогольной интоксикации в смертельных дорожно-транспортных происшествиях в Москве
- Авторы: Чижикова И.О.1, Шигеев С.В.1
-
Учреждения:
- Бюро судебно-медицинской экспертизы
- Выпуск: Том 10, № 4 (2024)
- Страницы: 486-497
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-8729/article/view/288318
- DOI: https://doi.org/10.17816/fm16160
- ID: 288318
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 1,19 миллиона человек ежегодно. При вождении под воздействием спиртосодержащих напитков возрастает риск как транспортного происшествия, так и связанного с ним летального исхода, что может быть связано как с тяжестью полученных травм, так и скрытым течением травматической болезни при острой алкогольной интоксикации.
Цель исследования ― оценить влияние острой алкогольной интоксикации на тяжесть травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в Москве, и их исход по судебно-медицинским данным.
Материалы и методы. На первом этапе изучали данные за 2023 год обо всех погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в Москве (329 случаев), на втором ― только о погибших, в отношении которых в распоряжении экспертов была информация о результатах исследования на этанол (247 случаев). Объектом исследования служили заключения судебно-медицинских исследований и экспертиз. Изучали демографический профиль погибших, участие в дорожном движении, время наступления смерти, характер травм, показатели этанолемии. Для оценки тяжести травм впервые в отечественной практике использована шкала FISST (система объективной и количественной оценки тяжести повреждений, выявленных во время вскрытия).
Результаты. За 2023 год на территории Москвы в результате дорожно-транспортных происшествий более половины пострадавших погибли на этапе оказания медицинской помощи. Среди погибших бóльшую часть составляли мужчины (239/329; 72,6%; средний возраст 43,9 [41,8–46] лет). В 32,4% случаев (80/247) у обследованных погибших участников дорожно-транспортных происшествий в Москве (247/329; 75%) определялся этанол. Чаще всего в алкогольном опьянении погибали пешеходы и водители. Наиболее тяжёлые повреждения установлены у погибших с этанолемией выше 3‰, однако в нашем исследовании связь тяжести повреждений с уровнем этанолемии не подтверждена. Наиболее тяжёлые повреждения выявлены у погибших на догоспитальном этапе, при этом наибольший вклад в тяжесть состояния внесли повреждения груди. У погибших на догоспитальном этапе также установлен наивысший средний уровень этанолемии.
Заключение. У каждого третьего погибшего в результате дорожно-транспортных происшествий в Москве определялся этанол. Каждый четвёртый водитель и пешеход в Москве погибли с этанолемией выше 0,3‰. Все нетрезвые водители погибли в течение первых суток после дорожно-транспортного происшествия. Наиболее тяжёлые повреждения выявлены у погибших с этанолемией более 3‰. Частота определения этанола и уровень этанолемии, по нашим данным, не оказали прямого влияния на тяжесть повреждений и продолжительность госпитализации.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Инна Олеговна Чижикова
Бюро судебно-медицинской экспертизы
Автор, ответственный за переписку.
Email: chizhikovaio@zdrav.mos.ru
ORCID iD: 0000-0001-6520-9540
SPIN-код: 5582-1090
Россия, Москва
Сергей Владимирович Шигеев
Бюро судебно-медицинской экспертизы
Email: shigeev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2219-5315
SPIN-код: 3116-2928
д-р мед. наук, профессор
Россия, МоскваСписок литературы
- Черемисина Н.В., Черемисина Т.Н., Гришко Ю.С. Дорожно-транспортные происшествия в России: экономико-статистический анализ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3. С. 113–121. EDN: YRLNIM doi: 10.37493/2307-907X.2020.3.13
- Чепурных О.В. Уголовная ответственность лиц, совершивших дорожно-транспортное преступление в состоянии опьянения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 8. С. 119–124. EDN: YABDJZ doi: 10.23672/SAE.2018.2018.16760
- Фаттахов Т.А. Источники информации о ДТП и учёт дорожно-транспортного травматизма в России // Демографическое обозрение. 2014. Т. 3, № 3. С. 127–143. EDN: TLMUZH
- Ластовецкий А.Г., Айвазян А.Г., Аверьянова Д.А. Многофакторный анализ смертности на примере дорожно-транспортных случаев // Судебная медицина. 2018. № 3. С. 10–16. EDN: SQOQTV doi: 10.19048/2411-8729-2018-4-3-10-16
- Kim D.G., Choi HS., Lee T.H., et al. Postmortem injury evaluation using the Forensic Injury Severity Score Template (FISST): A preliminary study // Forensic Science, Medicine and Pathology. 2023. Vol. 19, N 4. P. 484–498. doi: 10.1007/s12024-023-00583-9
- Seliverstov P.A., Shapkin Y.G. Assessment of severity and prognosis of polytrauma outcome: the current state of the problem (review) // Modern technologies in medicine = Sovremennye tehnologii v medicine. 2017. Vol. 8, N 2. P. 207. EDN: ZDNDMD doi: 10.17691/stm2017.9.2.25
- Максимов А.В., Кучук С.А. Характеристика смертельного дорожно-транспортного травматизма в Московской области // Судебная медицина. 2020. Т. 6, № 3. С. 36–40. EDN: XPVCSF doi: 10.19048/fm322
- Alvarez-Freire I., López-Guarnido O., Cabarcos-Fernández P., et al. Statistical analysis of toxicological data of victims of traffic accidents in Galicia (Spain) // Prevention science. 2023. Vol. 24, N 4. P. 765–773. EDN: WBEJCJ doi: 10.1007/s11121-023-01502-8
- Papalimperi A.H., Athanaselis S.A., Mina A.D., et al. Incidence of fatalities of road traffic accidents associated with alcohol consumption and the use of psychoactive drugs: A 7-year survey (2011–2017) // Experimental and Therapeutic Medicine. 2019. Vol. 18, N 3. P. 2299–2306. doi: 10.3892/etm.2019.7787
- Koval K.J., Cooley M., Cantu R.V., Spratt K.F. The effects of alcohol on in-hospital mortality in drivers admitted after motor vehicle accidents // Bull NYU Hosp Jt Dis. 2008. Vol. 66, N 1. P. 27–34.
- Gonçalves A.C., Bombana H.S., Canonica A.C., et al. Correlation between the severity and blood alcohol level of traffic accidents victims // Acta Ortopedica Brasileira. 2024. Vol. 32 (spe1). P. e271878. EDN: OVOVRB doi: 10.1590/1413-785220243201e271878
- Stübig T., Petri M., Zeckey C., et al. Alcohol intoxication in road traffic accidents leads to higher impact speed difference, higher ISS and MAIS, and higher preclinical mortality // Alcohol. 2012. Vol. 46, N 7. P. 681–686. doi: 10.1016/j.alcohol.2012.07.002
- Phillips D.P., Brewer K.M. The relationship between serious injury and blood alcohol concentration (BAC) in fatal motor vehicle accidents: BAC=0.01% is associated with significantly more dangerous accidents than BAC=0.00% // Addiction. 2011. Vol. 106, N 9. P. 1614–1622. doi: 10.1111/j.1360-0443.2011.03472.x
Дополнительные файлы
