ВОЗДЕЙСТВИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ВПО РОССИИ
- Авторы: Вербенская А.В.1
-
Учреждения:
- Уральский государственный экономический университет
- Выпуск: № 8 (2025)
- Страницы: 47-52
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/360342
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-8-47-52
- ID: 360342
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проводится анализ влияния структурных демографических сдвигов на кадровый потенциал системы высшего профессионального образования (ВПО) России. Автор констатирует, что фаза «демографической осени» – старение населения и сокращение доли молодежи – напрямую ведет к сужению пула абитуриентов и кадрового резерва ППС. Ключевыми проблемами являются критическое старение профессорско-преподавательского состава (средний возраст растет, а доля молодых специалистов катастрофически мала) и системный кризис аспирантуры, характеризующийся низкой эффективностью (лишь 10% выпускников защищаются) и высоким отсевом. Эти проблемы усугубляются институциональными барьерами, такими как карьерный «стеклянный потолок» на уровне доцента, что снижает привлекательность академической карьеры. В качестве мер противодействия рассматриваются государственные инициативы (например, Указ №597 о повышении зарплат) и точечные университетские практики (фонды поддержки, наставничество). Однако делается вывод об их недостаточной эффективности и фрагментарности. Автор утверждает, что для устойчивого развития необходима системная политика, включающая выравнивание оплаты труда для снижения региональной дифференциации и реализацию комплексных программ поддержки и закрепления молодых кадров в науке и высшей школе.
Полный текст
К 2025 г., по данным Росстата, демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется устойчивым спадом, выражающимся в сокращении общей численности населения. Согласно классификации ВЦИОМ [3], страна вступила в фазу «демографической осени», основными признаками которой являются прогрессирующее старение населения, увеличение доли лиц старше 65 лет и продолжающееся снижение уровня рождаемости (коэффициент рождаемости упал до 1,41%, при необходимом уровне 2,1%). Одновременно наблюдается сокращение контингента женщин репродуктивного возраста (приблизительно на 30%) и уменьшение доли молодежи, что уменьшает объем потенциальных абитуриентов для вузов и сокращению притока молодых научных кадров. Хотя экспертные прогнозы указывают на возможный рост рождаемости к 2028-2029 годам, данные изменения, вероятно, не приведут к кардинальной трансформации ситуации, поскольку структурные проблемы носят фундаментальный характер.
Указанные демографические тенденции оказывают существенное влияние на систему высшего профессионального образования (ВПО). В частности, процесс старения населения находит прямое отражение в возрастной структуре профессорско-преподаватель-ского состава (ППС): значительная доля преподавателей относится к старшим возрастным группам, при этом средний возраст ППС демонстрирует устойчивую тенденцию к увеличению. На эту проблему обращают внимание многие исследователи [2, 4, 7, 15], подробное сопоставление возрастной и должностной структур преподавателей, анализ распределения ППС по должностям представлено в работе В.Ф. Пугач [12]. Автор констатирует наличие двух разнонаправленных тенденций: неуклонное увеличение доли представителей старшей возрастной группы ППС при одновременном сокращении доли самой молодой возрастной группы. Результатом этого дисбаланса является превышение доли старших преподавателей над долей лиц в возрасте до 30 лет более чем в четыре раза. Помимо этого, автор отмечает существование карьерного барьера («стеклянного потолка») на уровне должности доцента: лишь менее четверти всего ППС преодолевают эту ступень, что формирует фактически двухуровневую карьерную траекторию (старший преподаватель – доцент). Подобная динамика оказывает несомненно негативное воздействие на привлекательность профессии вузовского преподавателя для молодых специалистов [12]. Подобные тенденции, несомненно, негативно влияют на привлекательность профессии преподавателя вуза для молодежи, автор характеризует происходящие изменения в профессиональном статусе преподавателя как прекарные.
На фоне обозначенных демографических тенденций в университетах наблюдается выраженный дефицит молодых преподавательских и исследовательских кадров. Лишь порядка 10% выпускников аспирантуры успешно защищают диссертации и интегрируются в состав профессорско-преподавательского состава, получив ученую степень. Демографический фактор оказывает влияние главным образом через сокращение совокупного студенческого контингента и формируемого им кадрового резерва, что особенно остро проявляется в регионах за пределами крупных университетских центров, усугубляя кадровую нестабильность [6]. По имеющимся данным, в последние годы отмечается негативная динамика контингента аспирантов. Наиболее репрезентативным индикатором данной тенденции является устойчивое сокращение численности выпускников аспирантуры [9].
Несмотря на то, что 2019 год характеризовался минимальными показателями эффективности аспирантуры, текущие данные за 2024 год свидетельствуют о росте общего контингента аспирантов до приблизительно 126 тысяч человек. Данный показатель превышает значение 2019 года в 1,5 раза, что позволяет оценить динамику как позитивную. Однако для корректной интерпретации ситуации целесообразно ориентироваться на показатели выпуска из аспирантуры. Это обусловлено высоким уровнем отсева в процессе обучения: как свидетельствуют экспертные оценки НИУ ВШЭ, порядка 50% поступивших в аспирантуру не завершают обучение в установленные сроки. Учет данного фактора является необходимым условием для корректного анализа состояния системы подготовки научно-педагогических кадров [13, 17].
Как было отмечено выше, демографические диспропорции обусловливают дефицит студенческого контингента и кадровых ресурсов в отдельных регионах, особенно вне крупных городов, способствуя усилению кадровой нестабильности в системе ВПО [6, 15].
В контексте усиления кадрового резерва системы высшего профессионального образования (ВПО) к числу ключевых институциональных мер относится реализация Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Данный нормативный акт предусматривает достижение целевого показателя средней заработной платы профессорско-преподавательского состава (ППС) и научных сотрудников (НС) на уровне 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе [8]. Однако, как следует из официальных разъяснений, указанный параметр представляет собой среднее значение по категории работников, а не гарантированный индивидуальный оклад [5], что существенно ограничивает его воздействие на материальное положение конкретных преподавателей и исследователей. Эмпирические данные последних лет свидетельствуют о значительной региональной и междисциплинарной вариативности в выполнении установленного норматива, в связи с чем проблема обеспечения конкурентоспособного уровня оплаты труда ППС сохраняет свою актуальность.
В научном дискурсе сохраняется дискуссионность отнесения преподавательской деятельности к категории «образовательных услуг», возможно, стоит сместить акцент на социальный статус и миссию преподавателя [6], что потенциально может способствовать повышению социального престижа профессии. В рамках анализа мер по укреплению кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) и молодых ученых, значительный интерес представляют инициативы на уровне отдельных университетов, как это сделали в 2021 году в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ), где был создан специальный Фонд поддержки молодых преподавателей и научных сотрудников НГТУ НЭТИ с целью обеспечения условий содействия академическому развитию молодых научно-педагогических работников на ранних этапах карьеры, привлечению и закреплению в университете молодых специалистов и научно-педагогических коллективов. Подробнее задачи фонда представлены на рисунке.

Рисунок. Задачи мероприятий по поддержке молодых ученых на примере Фонда НГТУ НЭТИ [11]
С позиции обеспечения преемственности, формирования ценностей и корпоративной культуры требуется выстраивание системной работы, которая должна начинаться на уровне отдельных кафедр. Одним из ключевых инструментов является формирование, развитие и укрепление их бренда что позволяет потенциальным абитуриентам осознанно выбирать образовательное направление, представляющее для них наибольший интерес. Этому способствует регулярное информирование о деятельности кафедры и ее образовательных программах посредством современных коммуникационных каналов – официального сайта, социальных сетей, а также за счет расширения сети взаимодействия с коллегами и выпускниками прошлых лет. Такой подход, помимо обеспечения преемственности, решает ряд стратегических задач:
- Привлечение абитуриентов.
- Формирование положительного имиджа кафедры и университета в целом.
- Создание в долгосрочной перспективе пула молодых ученых, мотивированных к развитию в выбранной профессиональной области.
Параллельно в практике отдельных вузов реализуется неформальное наставничество, индивидуальные консультации с более опытными коллегами для ускорения адаптации молодых специалистов на местах [1], включению в научно-педагогическую деятельность, хотя распространение подобных мер носит фрагментарный характер и не является системным. Неформальное наставничество формирует среду доверительной поддержки молодых ученых, при которой взаимодействие с более опытным коллегой выходит за рамки передачи исключительно профессиональных знаний. В процессе такого взаимодействия молодой исследователь осваивает организационные и межличностные компетенции, включая навыки командной работы в коллективе, что может проявляться, в частности, через участие в совместных проектах. Это позволяет снизить уровень стресса от неопределенности и облегчает преодоление возможных трудностей, и в конечном счете повышает качество научно-педагогической деятельности, что связано с ее определенной спецификой. Современный молодой ученый выступает как многопрофильный специалист, чья деятельность охватывает широкий спектр компетенций: от ведения фундаментальных и прикладных научных исследований до выполнения образовательных функций, включающих преподавание и взаимодействие со студентами, а в перспективе – наставничество для нового поколения обучающихся, выбравших путь в науке. Наряду с наставничеством, вовлечение молодых ученых в совместные исследовательские проекты, научные конференции и образовательные программы дает практический опыт, расширяет сеть профессиональных контактов и формирует чувство принадлежности к научному сообществу, что важно для закрепления молодых кадров в вузе.
Указанные меры в комплексе создают поддерживающую образовательную и профессиональную среду, усиливают профессиональную компетентность и мотивацию молодых ученых, что способствует их успешной интеграции и закреплению в системе высшего образования.
Обращаясь к зарубежному опыту, в странах Европы, Азии и Северной Америки, аналогично, реализуются комплексные меры, направленные на закрепление молодых педагогических кадров в системе высшего образования. Данные инициативы преследуют цели повышения социального престижа академической профессии и оптимизации условий труда, включая: повышение заработной платы и создание образовательных программ, которые способствуют успешной адаптации молодых преподавателей и выравниванию возрастного баланса в педагогических коллективах за счет более эффективного привлечения и поддержки молодежи на начальных этапах [10, 17].
В заключение хотелось бы подчеркнуть: несмотря на существование программ поддержки и материального стимулирования научно-педагогических кадров, их масштаб и эффективность остаются недостаточными. Отдельные инициативы требуют существенной актуализации с учетом современных вызовов. Первоочередной задачей является нивелирование региональной дифференциации в регулировании оплаты труда и системный пересмотр действующих мер поддержки, что в совокупности создаст условия для устойчивого укрепления кадрового потенциала университетов.
Об авторах
А. В. Вербенская
Уральский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gonchmn@usue.ru
ассистент, специалист Управления наукометрии, научно-исследовательской работы и рейтингов, младший научный сотрудник
Россия, Россия, г. ЕкатеринбургСписок литературы
- Балезина Е.А. Молодой преподаватель: к вопросу определения понятия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – Вып. 2. – С. 282-293. – doi: 10.17072/2078-7898/2017-2-282-293.
- Бурцева Т.А. Проблема старения человеческого капитала высшего образования России / Т.А. Бурцева, С.Н. Самсонова // Экономика труда. – 2024. – Т. 11, № 11. – С. 1849-1860. – doi: 10.18334/et.11.11.121935.
- ВЦИОМ выделил четыре демографических сценария // Ведомости. – 2025. – 16 мая. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/05/16/1110458-vtsiom-videlil-chetire-demograficheskih-stsenariya.
- Гельман В.Я. О проблеме старения преподавательского состава вузов / В.Я. Гельман // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2024. – № 9. – С. 9-14. – doi: 10.20339/AM.09-24.009. – EDN QYFCDC.
- Горячая линия Министерства науки и высшего образования РФ // Официальный сайт Минобрнауки России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dep/hotline/.
- Иванов Е.Д. Развитие кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Российской Федерации / Е.Д. Иванов // Экономика труда. – 2023. – Т. 10, № 8. – С. 1237-1252. – doi: 10.18334/et.10.8.118918.
- Ильина И.Ю. Возрастная динамика профессорско-преподавательского состава высшей школы: актуальные тенденции и оценка перспектив //Вестник НГУЭУ. – 2022. – № 3. – С. 128-139.
- Минобрнауки России. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/044/044115dd378d6beea37bbcecc7dcb2fc.pdf.
- Наука без молодежи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления / Е.А. Терентьев, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 48 с. – (Современная аналитика образования. № 6 (55)).
- Плутова М.И. Адаптация и закрепление молодых специалистов зарубежом / М.И. Плутова // Human Progress. – 2016. – Т. 2, № 5. – С. 4. – EDN WZEOQX.
- Программы поддержки молодых преподавателей и научных сотрудников. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nstu.ru/employees/young_employees.
- Пугач В.Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii= Higher Education in Russia). – 2023. – Т. 32. – № 3. – С. 118-133.
- Роль интеллектуальных систем в деятельности высших учебных заведений и подготовке кадров в условиях новых вызовов / И.Е. Жуковская, Ш.И. Хашимходжаев, Р.А. Амиров, Н.Э. Норбоева // Цифровые модели и решения. – 2024. – Т. 3, № 3. – С. 68-78. – doi: 10.29141/2949-477X-2024-3-3-5. – EDN NQGPQK.
- Рубцов Ф.С. Проблемы кадрового обеспечения российской системы высшего образования // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2023. – № 3. – С. 70-77.
- Снежко В.Л., Щедрина Е.В. Кластерный анализ возраста профессорско-преподавательского состава вузов в субъектах Российской Федерации // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 2 (139). – С. 44-54.
- Тонких Н.В. Интеграция гибких инструментов корпоративной демографической политики в систему управления персоналом / Н.В. Тонких, М.В. Чудиновских, С.В. Бегичева // Управленец. – 2024. – Т. 15, № 5. – С. 87-102. – doi: 10.29141/2218-5003-2024-15-5-6. – EDN JTOSKK.
- Чудиновских М.В. Управление текучестью кадров на основании данных HR-аналитики / М.В. Чудиновских, А.Н. Ткач, Д.Ю. Корольков // Цифровые модели и решения. – 2024. – Т. 3, № 3. – С. 88-97. – doi: 10.29141/2949-477X-2024-3-3-7. – EDN TEFZKN.
Дополнительные файлы



