DEVELOPMENT OF HUMAN AND INTELLECTUAL CAPITAL AS A KEY FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the role of human and intellectual capital as key factors of economic growth in Kyrgyzstan. In the context of globalization and technological changes, the country's economy is faced with the need to improve the quality of education, skills of the workforce and innovation potential. The main attention is paid to the study of the state of human capital in Kyrgyzstan, including the level of education. The existing problems and limitations faced by Kyrgyzstan in the process of developing human and intellectual resources are considered and recommendations for solving these problems are given.

Full Text

Человеческий капитал занимает значимое место в социально экономической жизни людей во все времена. Иными словами, для достижение хорошего уровня жизни человека были важны его силы, способности, которые он совершенствует на протяжении всей жизни, тем самым принося пользу окружающей среде.

С наступлением промышленного переворота в 18-19 веках, материально-техническая база предприятий была совершенствована, что стало толчком для развития производительных способностей работников.  Данное явление привело к тому, что организации многие годы воспринимали человеческий капитал, как удачное соединение рабочей силы и капитала.

Актуальность исследования человеческого и интеллектуального капитала в современном мире тесно связана с закономерностью их формирования через повышение качества образования. Одним из ключевых факторов, влияющих на развитие человеческого капитала, является образование. Именно оно создает основу формирования знаний, навыков и компетенций, которые вытекают в инновационные идеи, патенты, исследования и разработки что является показателем интеллектуального капитала. В условиях цифровой трансформации и глобализации страны, которые активно инвестируют в научные исследования и технологические разработки, могут достичь значительных экономических успехов.

Научная новизна данного исследования заключается в комплексном подходе к анализу человеческого и интеллектуального капитала как взаимосвязанных категорий, влияющих на экономический рост Кыргызстана. В отличие от традиционных исследований, в которых человеческий капитал рассматривается преимущественно через призму трудовых ресурсов. В данной работе рассматриваются качественные аспекты человеческого капитала, включая уровень образования, инновационную активность, творческие способности и научный потенциал.

В рамках исследования уточняется содержание понятий «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал» применительно к условиям развивающейся экономики, выявляются факторы, тормозящие их развитие в Кыргызстане.

Также в работе отмечается, что для успешного развития важно учитывать не только численность и занятость работников, но и такие качества, как уровень образования, профессиональные навыки и способность к инновациям, особенно в условиях цифровой экономики и глобальной конкуренции.

Методы исследования. В рамках данного исследования использован комплекс методов, обеспечивающих как теоретический, так и эмпирический анализ проблемы развития человеческого и интеллектуального капитала в Кыргызской Республике.

Прежде всего, был проведён анализ научной литературы, стратегических документов, государственных программ, нормативно-правовых актов и статистических данных, касающихся сферы образования, науки, инновационного развития и занятости населения. Это позволило выявить основные подходы к понятию и структуре человеческого и интеллектуального капитала, а также определить ключевые направления государственной политики в данной области.

С целью выявления факторов, влияющих на развитие человеческого и интеллектуального капитала, применялся сравнительно-сопоставительный анализ, в ходе которого были изучены международные и региональные практики, а также сравнены ключевые показатели Кыргызстана с показателями других стран с аналогичным уровнем социально-экономического развития.

Для оценки реального состояния человеческого и интеллектуального капитала в стране использовался статистический анализ, основанный на данных Национального статистического комитета, международных организаций (Всемирного банка, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.) и независимых аналитических центров. Данный анализ позволил выявить динамику и проблемные аспекты в развитии кадрового потенциала страны.

Также был применен системный анализ, в рамках которого рассматривались взаимосвязи между образовательной политикой, научно-инновационной деятельностью, трудовым рынком и экономическим развитием страны. Это позволило сформировать целостную картину механизмов, влияющих на формирование и реализацию человеческого и интеллектуального потенциала как ресурса экономического роста.

Термин «человеческий капитал» был введён Теодором Шульцем, лауреатом Нобелевской премии, который рассматривал его как приобретённые человеком ценные качества, усиливаемые инвестициями. Г. Беккер расширил это понятие, определив его как совокупность умений человека на предприятии. Сегодня человеческий капитал понимается как совокупность знаний, навыков и опыта, формируемых в течение жизни и способствующих экономическому росту в условиях глобализации и технологических изменений.

Человеческий капитал является основой для формирования интеллектуального капитала. Квалифицированные и мотивированные люди создают и развивают знания, которые затем превращаются в интеллектуальный капитал. Например, сотрудники, обладая необходимыми знаниями и опытом, могут разрабатывать новые технологии, улучшать процессы или создавать интеллектуальную собственность (патенты, авторские права и т.д.), которые становятся частью интеллектуального капитала организации. Человеческий капитал способствует накоплению интеллектуального капитала через генерацию идей, инновационных решений и научных исследований. Интеллектуальный капитал, в свою очередь, помогает улучшить организационные процессы, внедрить новые технологии и повысить конкурентоспособность, что, в свою очередь, улучшает возможности для развития человеческого капитала (например, через обучение, развитие новых навыков и карьерные возможности). Таким образом человеческий капитал является составной частью интеллектуального капитала, соответственно для определения уровня интеллектуального капитала необходимо рассчитать уровень человеческого капитала во взаимосвязи с такими показателями интеллектуальной деятельности как уровень инновации, уровень IQ и другими.

 

Таблица 1. Рейтинг стран мира по индексу человеческого капитала на 2020 год

Страна

Индекс

2013

2020

1

Сингапур

1,23

0,88

2

Гонконг

-

0,81

3

Япония

0,94

0,80

4

Южная Корея

0,64

0,80

5

Канада

0,98

0,80

6

Финляндия

1,40

0,80

7

Макао

-

0,80

8

Швеция

1,11

0,80

9

Ирландия

0,82

0,79

10

Нидерланды

-

0,79

41

Россия

0,01

0,68

55

Казахстан

0,12

0,63

57

Узбекистан

-

0,62

72

Кыргызстан

-0,44

0,60

 

Человеческий капитал является измеримым показателем и рассчитывается как «Индекс человеческого капитала» раз в 3-5 лет. Индекс человеческого капитала (Human Capital Index) – это комбинированный показатель, характеризующий уровень развития человеческого капитала в странах и регионах мира, который рассчитывается группой Всемирного банка (World Bank Group) и используется в рамках Проекта о развитии человеческого капитала (Human Capital Project) [1].

Как показано на таблице 1, в первую десятку   в рейтинге стран мира по индексу человеческого капитала на 2020 год входят такие страны как Сингапур, Гонконг, Япония, Южная Корея, Канада, Финляндия, Макао, Швеция, Ирландия, Нидерланды. Кыргызстан же занимает в данном рейтинге 72 место из 174 стран. Соседние страны такие как Казахстана и Узбекистана расположились выше по рейтингу, на 55 и 57 местах. Стоит отметить, что некоторые страны в рейтинге, проведенном в 2013 году, имели индекс значительно ниже, чем в 2020 году. К примеру, у Россия показатель индекса увеличился с 0,01 до 0,68, Казахстан так же укрепил свои позиции в данном рейтинге увеличив индекс с 0,12 до 0,63. Кыргызстан же в рейтинге 2013 года имел минусовой индекс -0,44, в 2020 году данный индекс у Кыргызстана был равен 0,60 что свидетельствует о хороших достижениях страны.

Стоит отметить, что в формировании человеческого капитала важную роль играет государство оказывая воздействие на множество факторов, которые способствуют развитию знаний, навыков и здоровья граждан. К наиболее значимым факторам можно отнести образование, здравоохранение, инвестиции в научные исследования и разработки, создание условий для трудовой занятости, миграция трудоспособного населения, поддержка культурного и научного развития и другие. Лишь рассмотрев ключевые факторы, воздействующие на человеческий капитал, можно сделать выводы о его уровне в стране.

Образование является одним из ключевых компонентов индекса человеческого капитала. Высокий уровень образования способствует повышению квалификации рабочей силы, что, в свою очередь, увеличивает производительность и экономический рост.

В формировании рейтинга стран мира по индексу уровня образования на 2024 год рассматривались данные 193 стран. Кыргызстан занимает 42 место поднявшись вперед на 13 позиций с 2021 года. Также Кыргызстан опередил такие соседние страны как Узбекистан и Таджикистан. В сравнении с 2021 годом Россия продвинулась на 2 позиции вперед заняв 34 место. Соседний Казахстан показал большой отрыв заняв 33 место. В рейтинге 2021 года Казахстан занимал 62 место.

 

Таблица 2. Рейтинг стран мира по индексу уровня образования на 2024 год [2]

Страна

Средняя продолжительность обучения (в годах)

Ожидаемая продолжительность обучения (в годах)

1

Германия

14,3

17,3

2

Швейцария

13,9

16,6

3

Канада

13,9

16,0

4

Исландия

13,8

19,1

5

Соединенные Штаты Америки

13,6

16,4

6

Эстония

13,5

15,9

7

Литва

13,5

16,4

8

Израиль

13,4

15,0

9

Великобритания

13,4

17,6

10

Латвия

13,3

16,6

33

Казахстан

12,4

14,8

34

Россия

12,4

15,7

42

Кыргызстан

12,0

13,0

44

Узбекистан

11,9

12,0

59

Таджикистан

11,3

10,9

 

Большую роль в определении уровня образования играют вложения в научные исследования и инновации. В сфере образования значительную роль играет уровень инноваций в стране, поскольку именно от этого зависит эффективность образовательных процессов, внедрение новых технологий и методов обучения. Важно рассматривать данный уровень инноваций в динамике, учитывая как текущие достижения, так и тенденции развития. Для оценки данного фактора рассмотрим динамику глобального индекса инноваций Кыргызской Республики.

 

Рис. 1. Динамика глобального индекса инноваций Кыргызской Республики в 2012-2024 гг. [3]

 

В 2024 году вклад в научно-исследователь-скую деятельность в Кыргызстане продолжает оставаться важным элементом развития национальной экономики и инновационной инфраструктуры. Однако стоит отметить, что общий уровень инвестиций в НИОКР в стране всё ещё относительно невысок по сравнению с более развитыми странами, что отражается в рейтинге стран мира по глобальному индексу инноваций.

В 2024 году согласно данным рейтинга в Центральной и Южной Азии продолжает лидировать Индия (39-е место), поднявшаяся на одну позицию. На втором месте – Исламская Республика Иран (64-е место, снижение на две позиции), за ней следует Казахстан (78-е место). Узбекистан (83-е место) сохраняет свою 4-ю позицию в регионе [4]. Кыргызстан же в данном рейтинге укрепил свои позиции и занял 99 место сохраняя статус страны с экономикой развивающих инновации.

Исходя из предыдущих показателей можно сделать вывод что, за последние годы Кыргызстан значительно преуспел в сфере образования, что подтверждается улучшением позиций в международных рейтингах. Страна активно развивает образовательную инфраструктуру, улучшает качество образовательного процесса и внедряет новые технологии, что способствует повышению уровня образования. Эти достижения, в свою очередь, отражаются в росте образовательных показателей и признании на мировом уровне.

Достижения в образовании в стране может влиять на средний уровень IQ населения, хотя это влияние не является прямым и однонаправленным. IQ (коэффициент интеллекта) в определенной степени зависит от образования, поскольку более высокий уровень образования может улучшить когнитивные способности, такие как логическое мышление, внимание, способность к анализу и решению проблем. Рассмотрим взаимосвязь уровня образования и уровня IQ в странах мира.

 

Таблица 3. Средний IQ по странам на 2024 год [5]

Место в рейтинге

Страна

Уровень IQ

1

Япония

106,48

2

Тайвань

106,47

3

Сингапур

105,89

4

Гонконг

105,37

5

Китай

104,1

10

Германия

100,74

12

Эстония

100,72

16

Канада

99.52

19

Швейцария

9924

20

Великобритания

99,12

26

Исландия

98,26

29

Соединенные Штаты Америки

97,43

35

Россия

96,29

49

Израиль

92,43

62

Узбекистан

89,01

63

Казахстан

88,89

71

Таджикистан

87,71

123

Кыргызстан

79,09

 

Как видно из таблицы 3, страны, входящие в первую десятку по индексу уровня образования (табл. 2), в рейтинге стран по уровню IQ расположились значительно ниже. Самый высокий уровень IQ у жителей Японии, далее идут жители Тайваня, Сингапура, Гонконга и Китая. Россия заняла в данном рейтинге 35 место, в рейтинге стран по уровню образования Россия заняла 34 место. Узбекистан и Казахстан по показателю среднего уровня IQ заняли позиции ниже, чем в рейтинге стран по индексу уровня образования, 62 и 63 места. Кыргызстан рейтинге стран по уровню IQ занял 123 место что является средним показателем по миру среди 193 стран.

В условиях нестабильности отечественного рынка труда, которая формирует устойчивый процесс роста конкуренции среди работодателей за профессиональные, квалифицированные и конкурентоспособные человеческие ресурсы, которые зависят от множества факторов, одним из которых является – уровень развития образования [6].

 Уровень образования напрямую влияет на человеческий капитал, поскольку качественное образование помогает развивать у людей необходимые знания, навыки и компетенции. В свою очередь, высокий уровень образования способствует накоплению интеллектуального капитала, который выражается в инновациях, технологиях, научных открытиях и других нематериальных активах, которые создают ценность для экономики и компаний.

За последние годы Кыргызстан предпринял меры по улучшению образовательной сферы. Внедрена реформа школьного образования, включая переход на 12-летнюю систему и модернизацию учебных программ. Инвестиции в строительство и обновление школ, расширены возможности высшего образования за счёт новых стандартов и программ. Активно развивается цифровизация: появились онлайн-курсы, электронные ресурсы и платформа «Абитуриент online». Страна участвует в международных проектах и образовательных обменах, что способствует повышению качества образования. Именно благодаря таким изменениям образовательная система Кыргызской Республики показала положительную динамику.

Ещё одним показателем положительных изменений в образовательной среде является акцент не столько на количественный рост, сколько на мобилизацию существующих образовательных организаций, особенно высшего профессионального образования, и повышение качества предоставляемого ими обучения.

С 2018 по 2022 год количество вузов в Кыргызстане выросло на 27 ед., в основном за счёт увеличения числа частных учреждений. При этом число государственных вузов сократилось с 34 до 28. В 2024 году количество образовательных организаций высшего профессионального образования сократилось до 57 единиц. Такое сокращение произошло за счёт объединения и мобилизации государственных и закрытия частных образовательных организаций. Данный показатель связан с мерами в рамках Концепции развития образования на 2021-2030 гг.

 

Таблица 4. Количество образовательных организаций высшего профессионального образования за 2018-2024 гг. [7]

 

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Всего образовательные организации высшего профессионального образования

51

55

57

60

78

63

57

Из них:

Государственные организации образования

34

38

40

42

28

28

20

Частные организации высшего профессионального образования

17

17

17

18

50

35

37

 

В системе образования Кыргызстана существует несколько проблем, которые затрудняют достижение высокого качества образования и его доступности для широких слоев населения. Вот некоторые из основных проблем, с которыми сталкивается образование в Кыргызстане:

- недостаточное финансирование образования проявляется в нехватке учебников, устаревшем оборудовании;

- низкой оплатой и как следствие низкой мотивацией учителей;

- образовательные учреждения страдают от слабой цифровой инфраструктуры и рутинных методов преподавания, что снижает качество обучения и препятствует развитию критического мышления;

- нехватка практико-ориентированных программ, особенно в сферах IT, инженерии и предпринимательства.

Предложения по решению выявленных проблем.

Образовательная система Кыргызстана сталкивается с рядом серьезных проблем. Однако решая эти проблемы, страна может значительно улучшить систему образования и обеспечить более высокий уровень подготовки своих граждан для будущих вызовов и развития экономики. Решением имеющихся проблем могут стать такие мероприятия как:

- разработка и внедрение программы повышения финансирования образовательных учреждений с акцентом на школы и образовательные учреждения в регионах, например, через создание региональных образовательных фондов;

- проведение семинаров и тренингов для учителей с привлечением международных экспертов для обучения новым методикам и технологиям преподавания;

- разработка и внедрение единой образовательной онлайн-платформы для всех образовательных учреждений, где обучающиеся смогут пройти курсы и тренинги с использованием интернет-ресурсов;

- разработка и внедрение программы для всех образовательных учреждений по оснащению компьютерными и созданию высокоскоростного интернета;

- открытие новых образовательных программ, по актуальным специальностям, таким как программирование, робототехника, электротехника на бюджетной основе.

Заключение.

Таким образом, высококачественное образование является катализатором как для роста человеческого капитала, так и для увеличения интеллектуального капитала страны. Организации и страны, инвестируя в образование, создают основу для накопления знаний, инноваций и интеллектуальных активов, которые становятся ключевыми факторами роста и устойчивого их развития.

Решение проблем системы образования в Кыргызстане потребует комплексных и системных усилий. Важно не только внедрять новые подходы и реформы, но и обеспечивать их долгосрочную устойчивость через эффективное управление, постоянное совершенствование педагогического состава, а также развитие инфраструктуры и технологий. Такие меры могут привести к увеличению как человеческого капитала, так и для интеллектуального.

Человеческий и интеллектуальный капитал являются основными двигателями прогресса в современной экономике. Качество образования играет ключевую роль в формировании этих капиталов, способствуя росту инновационности, производительности и конкурентоспособности. Инвестиции в образование и научные исследования становятся залогом устойчивого развития и процветания как отдельных организаций, так и целых стран в условиях глобальных изменений.

×

About the authors

M. V. Khalilova

International University of the Kyrgyz Republic

Author for correspondence.
Email: anarbekova123@mail.ru

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Kyrgyzstan, Kyrgyzstan, Bishkek

A. A. Kurmanbekova

International University of the Kyrgyz Republic

Email: anarbekova123@mail.ru

Doctoral Student PhD

Kyrgyzstan, Kyrgyzstan, Bishkek

J. T. Bekbergenova

Esenov University

Email: anarbekova123@mail.ru

Professor

Kazakhstan, Kazakhstan, Aktau

Askarbek kyzy Kanykey

International University of the Kyrgyz Republic

Email: anarbekova123@mail.ru

Doctor PhD in Economics, Acting Associate Professor

Kyrgyzstan, Kyrgyzstan, Bishkek

References

  1. Данные Всемирного банка //Рейтинг стран мира по индексу человеческого капитала на 2020 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/human-capital-index.
  2. Данные ООН// Рейтинг стран мира по индексу уровня образования на 2024 год. – [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/education-index.
  3. Данным ООН// Глобальный инновационный индекс на 2024 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wipo.int/ru/web/global-innovation-index.
  4. Данные Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO – World Intellectual Property Organization), специализированного агентства Организации Объединённых Наций (ООН). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2024/article_0013.html.
  5. Данные Всемирного банка// Рейтинг стран мира по индексу человеческого капитала. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/human-capital-index.
  6. Халилова М.В., Аскарбек кызы К., Курманбекова А.А. Проблемы и перспективы системы образования в условиях реиндустриализации/ М.В. Халилова, К. Аскарбек кызы, А.А. Курманбекова // Вестник Международного университета Кыргызстана. – 2023. – № 1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muk.iuk.kg/wp-content/uploads/2023/07/Vestnik-MUK-1492023.pdf.
  7. Данные МОиН КР // Список высших учебных заведений Кыргызской Республики. – [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://erasmusplus.kg/wp-content/uploads/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%92%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2.pdf.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».