ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
- Авторы: Талгарбеков Б.1
-
Учреждения:
- Кыргызский экономический университет имени М. Рыскулбекова
- Выпуск: № 7 (2025)
- Страницы: 193-197
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/360924
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-7-193-197
- ID: 360924
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обобщены основные положения аграрной теории, состоящие из экономической теории особенностей сельского хозяйства и экономической теории аграрной политики. Дана оценка развитию сельского хозяйства в Кыргызской Республике, в условиях преобладания мелких крестьянских(фермерских) хозяйств. Проведен анализ уровня государственной поддержки аграрного производства за 2020-2024 годы и установлено позитивное увеличение ее по мере роста экономки страны. На примере развитых стран обоснована необходимость государственной поддержки сельского хозяйства и предложены перспективы роста уровня государственной поддержки сельского хозяйства по мере укрепления бюджета страны.
Полный текст
Сельское хозяйство Кыргызской Республики является жизненно важной отраслью экономики, обеспечивающей продовольствием населения с одной стороны, повышением уровня дохода сельского населения – с другой. В Республике 65,1% населения проживает в сельской местности. В структуре занятого персонала отрасль занимает самый большой удельный вес 17,1%, далее торговля – 15,3% и обрабатывающее производство – 10,9%. Благоприятные природно-климатические условия, наличие обширных естественных пастбищ и квалифицированных кадров, не малой поливной пашни в расчете на одного жителя превратило экономику Республики в аграрную. Увеличение продовольственной продукции сельского хозяйства несомненно окажет мультипликативный эффект на развитие перерабатывающей и пищевой промышленности, торговли готовых товаров отрасли.
Сельское хозяйство отличается сезонностью производства, которое обусловлено различиями сроков рабочего периода, периода производства продукции и поступления дохода. Сельское хозяйство имеет объективные особенности развития, которые известны в аграрной экономике.
Для успешного функционирования отрасли сельского хозяйства в рыночных условиях необходимо достичь рационального использования созданного потенциала не только непосредственно в сельском хозяйстве, но и в отраслях, тесно с ним связанных [1].
В растениеводстве, за исключением закрытого грунта, выручка поступает один раз в год. В республике в соответствии с правилами агротехники и с целью рационального использования сельскохозяйственных земель, не менее четверти посевной площади должна быть занята многолетними травами. Для равномерного использования рабочей силы, произведенных кормов и материальных ресурсов, в течении года сельские товаропроизводители занимаются животноводством. Здесь тоже продукция, за исключение молока и яиц, поступает сезонно.
После земельной реформы в сельском хозяйстве появились многочисленные крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, которые по статистике объединены в одну категории, как К(Ф)Х. Они производят 62,1%, личные подсобные хозяйства граждан – 35,8%, коллективные хозяйства – 1,8%, государственные хозяйства – 0,3% валовой продукции сельского хозяйства [8].
В личных подворьях производится около половины молока (49,8%) и мяса (45,2%), 2/3 плодов и ягод (66,6%) 1/3 картофеля, овощей и винограда, а также яиц (32-35%), которые в основном потребляются самими производителями. Таким образом, товарная продукция сельского хозяйства поставляется К(Ф)Х. Однако они экономически не окрепли и одно хозяйство имеет 2,3 га посевных площадей, производя продукции на 465,0 тыс. сомов [9].
С укреплением экономики страны для дальнейшего развития сельского хозяйства используются основные положения аграрной теории, состоящие из экономической теории особенностей сельского хозяйства и экономической теории аграрной политики. Первая часть аграрной теории подробно была освещена в советской науке, которая в рыночных условиях дополнена долгосрочной и краткосрочной фермерской проблемой. Первая проблема объективно вытекает из низкой эластичности спроса сельскохозяйственной продукции, а вторая – из ценовой неэластичности спроса на сельскохозяйственную продукцию, вызванная большой зависимостью производства от природно-климатических условий.
Первая часть аграрной теории обосновала вторую, которую рассматривает сельское хозяйство развитых, так и развивающихся стран, как особую отрасль, подверженную усиленному государственному регулированию. Агропродовольственный сектор по уровню государственного регулирования и поддержки сопоставим с обороной страны.
Правительство КР прекрасно знает экономическое положение основных товаропроизводителей и по мере роста экономики оказывать ему государственную поддержку, используя разнообразные механизмы. Государственная поддержка многогранна направлена не только на увеличение производства, но и на повышение доходности сельского хозяйства.
Большинство К(Ф)Х, остро испытывают недостаток в оборотных средствах, не располагают ликвидным имуществом для осуществления долгосрочных кредитных сделок в коммерческих банках. Поэтому правительство Республики, учитывая опыт зарубежных развитых стран, стало выдавать с 2011 года аграрному сектору льготные кредиты за счет республиканского бюджета по государственной программе «Доступные кредиты фермерам». Эту меру можно назвать началом использования механизма государственной поддержки сельского хозяйства. В 2011 году государством выделен льготный кредит на 1 млрд. сомов, однако были освоены лишь 565 млн. сомов или 56,5% [9].
Начиная с 2013 года по программе «Финансирования сельского хозяйства» (ФСХ 1-12) ежегодно стало выделять около 3-7 млрд. сомов льготных бюджетных кредитов.
Таблица 1. Бюджетные кредиты по проекту «Финансирование сельского хозяйства» за 2013-2024 годы по КР
| Всего, млн. сом | в том числе: | ||
растениеводство | животноводство | переработка и услуги | ||
2013 г. ФСХ-1 | 3120,7 | 292,7 | 2775,7 | 52,3 |
2014 г. ФСХ-2 | 5300 | 404,7 | 4117,2 | 778,1 |
2015 г. ФСХ-3 | 3801,2 | 356,3 | 3052,8 | 392,1 |
2016 г. ФСХ-4 | 4831,9 | 528,7 | 3777,7 | 525,5 |
2017 г. ФСХ-5 | 6656,5 | 1125,8 | 4126,3 | 1404,4 |
2018 г. ФСХ-6 | 5637,1 | 1324,3 | 2868,9 | 1443,9 |
2019 г. ФСХ-7 | 5165,2 | 1166,6 | 2625,4 | 1373,2 |
2020 г. ФСХ-8 | 5415,8 | 460,1 | 4120,9 | 834,8 |
2021 г. ФСХ-9 | 6178,6 | 1002,5 | 3050 | 2126,1 |
2022 г. ФСХ-10 | 4774,7 | 1210,8 | 2438,8 | 1125,1 |
2023 г. ФСХ-11 | 3300,0 | 886,7 | 2413,3 |
|
2024 г. ФСХ-12 | 4862,7 | 481,7 | 4381,0 |
|
Итого ФСХ «1 – 12» | 59044,4 | 8240,5 | 39748,0 | 10055,5 |
В среднем за год | 4920,4 | 686,7 | 3312,0 | 921,7 |
Доля, в % | 100 | 14,0 | 67,3 | 18,7 |
Составлено автором по данным Минсельхоза КР
За истекшие 12 лет по проектам «Финансирование сельского хозяйства» через коммерческие банки выдано бюджетных льготных кредитов на общую сумму 59044,4 млн. сомов. Из них на растениеводство – 14,0 %, животноводство – 67,3%, переработка и услуги сельского хозяйства –18,7% от общей суммы выданного кредита (табл. 1). В ходе аграрной реформы сильно пострадало животноводство, сокращение поголовья скота и птицы, снижением их продуктивности. Неслучайно значительную часть льготных бюджетных кредитов получает на развитие животноводства.
Экономическое развитие сельского хозяйства тесно связано с модернизацией предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Правительство начало выдавать для них льготные кредиты по программе «ФСХ-Кластер». Предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности выдано в 2021 году 362,1 млн, а в 2022 году – 2 705,3 млн сомов, льготных бюджетных кредитов.
Другим механизмом государственной поддержки растениеводства является субсидирование части стоимости семян, закупаемых крестьянами. В 2019 году на эти цели израсходованы 25 млн. сомов., а в 2021 году-36,5 млн. сомов.
В России практикуют выдачу племенного скота в лизинг [2]. В республике по лизингу в 2023 году было куплено 479 голов крупного рогатого скота симментальской и бурой швицской пород на сумму 99,2 млн сомов.
По сравнению, сумма выданных льготных кредитов на обеспечение хозяйств сертифицированными семенами высокой репродуктивности маленькая, но заслуживает одобрения крестьян. Считаем также, целесообразным вести аналогичное субсидирование фермеров при покупке племенного молодняка животных.
Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 6 апреля 2023 года № 173-т предусмотрена выдача льготных кредитов, лизинга для финансирования агропромышленных кластеров: молоко, мясо, сахар, яйца, овощи, фрукты, картофель, растительное масло, крупы, рыба, хлопок, шерсть и кожа, мед, бобовые, орехи (грецкие и другие виды лесной продукции) и органического сельского хозяйства. Стоимость данного Проекта – 17 млрд сомов. По этому проекту, в 2023 году выдано 1902 субъектам льготных кредитов на общую сумму 3720,7 млн. сомов. Заметное увеличение использования кредитов наблюдается в кластерах, связанных с крупными промышленными предприятиями. Им выданы 2269,7 млн сомов. Хозяйствам, входящим в кластеры, выданы 1380 млн сомов на покупку сельскохозяйственной, ирригационной, поливной и специальной техники и фермерского оборудования по лизингу, а также на приобретение высокопродуктивных племенных сельскохозяйственных животных – 71 млн сомов. В 2024 году по этой программе выдано меньше, чем в 2023 году и составило 3524,3 млн сомов.
Срок реализации проекта - без ограничений на револьверной основе в сроки возврата заемщиков кредитов, установленых в распоряжении.
После аграрной реформы также сильно пострадал машино-тракторный парк отрасли. Все сложнее стало проводить полевые работы в оптимальные агротехнические сроки. Маломощным крестьянским (фермерские) хозяйствам без государственной поддержки не возможно решить восполнение машино-тракторного парка. Одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки обеспечения сельского хозяйства техникой является лизинг, как эффективная форма инвестиции. Сельские товаропроизводители по лизингу могут получать технику в рассрочку на несколько лет и на выгодных условиях. Лизинг сельскохозяйственной техники является формой среднесрочного и долгосрочного кредитования, как важная составная часть финансово-кредитной деятельности в приобретении техники арендаторами.
В Республике идет целенаправленная работа по укреплению машинно-тракторного парка сельского хозяйства, выдачи сельскохозяйственной техники по лизингу. Начиная с 2011 года сельскому хозяйству начали выдавать в лизинг различные виды сельскохозяйственной техники на небольшую сумму. Анализ снабжения сельского хозяйства техникой показывает, что в среднем в 2011-2019 годах, за год сельским субъектам выдано в лизинг 133 единиц различной сельскохозяйственной техники на сумму 233,9 млн. сомов. В 2020 году выдано 123 единиц техники на сумму 206,7 млн сомов. Начиная с 2021 года, сумма лизинга значительно возросла и соответственно количество техники, выданы 495 единиц техники на сумму 1268,2 млн сомов. Таким образом в 2022-2024 годы лизинг набрал хорошие обороты (табл. 2).
Средняя цена единицы сельскохозяйственной техники остается высокой относительно дохода К(Ф)Х, которые являются преобладающими хозяйствующими субъектами сельскохозяйственного производства. В 2018-2020 годах средняя цена одной единицы составляла 1680,5 тыс. сомов, в 2024 году – 3855,8 тыс. сомов или увеличилась в 2,3 раза. Рост цены на приобретаемую технику объясняется удорожанием твердой валюты, а также многовековой тенденцией роста стоимости промышленных товаров, поставляемых сельскому хозяйству. Наша цель не в показе цены, а свидетельствование того, что она была непосильна для мелких К(Ф)Х в приобретении их без лизинга.
Таблица 2. Сельскохозяйственная техника, выданная сельскому хозяйству по лизингу, ее количество и цена
Годы | Сельскохозяйственная техника | ||
Количество, единиц | Сумма, млн. сомов | Цена ед. тыс. сомов | |
2020 | 123 | 206,7 | 1680,5 |
2021 | 495 | 1268,2 | 2562,0 |
2022 | 983 | 3000,1 | 3052,0 |
2023 | 1155 | 4300,2 | 3723,1 |
2024 | 1193 | 4600,0 | 3855,8 |
Всего за 5 лет | 3949 | 13375,2 |
|
Составлено автором по данным Минсельхоза КР
Для оценки размера государственной поддержки сельского хозяйства суммировали все выданные бюджетные средства, а также данные ВВП, бюджет страны по расходам и валовой продукции сельского хозяйства за последние пять лет.
Правительство значительно увеличило государственную поддержку за счет бюджетных средств и в 2024 году она достигла высшей точки, как в отношении к валовой продукции отрасли, так и в доли бюджета республики. Позитивная политика Правительства по увеличению размера государственной поддержки очень правильная, но считаем еще недостаточной. Для обоснования этого положения, считаю необходимым привести следующие аргументы.
Таблица 3. Основные макроэкономические показатели (млрд сомах) и уровень государственной поддержки сельского хозяйства в отношении к ним (%), за 2020-2025 годы
| Годы | 2024 г. к 2020 г., в% | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | ||
ВВП | 639,6 | 782,9 | 1020,7 | 1228,9 | 1501,2 | 2,3 раза |
Государственный бюджет, по расходам | 171,9 | 211,7 | 311,1 | 379,5 | 464,5 | 2,7 раза |
Валовая продукция сельского хозяйства | 242,1 | 315,0 | 345,3 | 364,7 | 395,6 | 163,4 |
Государственная поддержка сельского хозяйства | 0,207 | 7,8 | 10,5 | 11,4 | 13,7 | 66,2 раза |
То же в %, к | ||||||
ВВП | 0,03 | 1,0 | 1,03 | 0,93 | 0,91 |
|
Госбюджету | 0,12 | 3,68 | 3,38 | 3,00 | 2,95 |
|
Валовой продукции отрасли | 0,09 | 2,4 8 | 3,04 | 3,13 | 3,46 |
|
Составлен автором на основе данных Нацстаткома КР
Получаемые аграрным сектором Республики льготы и субсидии в год составляли 17,4% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Если уровень господдержки была на уровне союза, то она по данным 2024 года составила бы 68,8 млрд сомов (395,6 млрд сомов валовая продукция отрасли) или 14,8% бюджета по расходам (464,5 млрд сомов республиканский бюджет).
Многие развитые страны оказывают государственную поддержку сельскому хозяйству. Государственная поддержка доходов фермеров в США составляет 30% и в Японии – до 80% [4]. Субсидии в сельском хозяйстве Канады составили 56% от валового его дохода [5].
Государственная поддержка сельских товаропроизводителей США составляет 23% общей стоимости производимой сельхозпродукции [5]. Приведенные авторами размеры поддержки в первом случае показаны 30% от дохода, т.е. выручки, а во втором – 23% произведенной продукции, т.е. валовой продукции. Коммерциализация сельского хозяйства в США достигла высокого уровня и разница между стоимостью валовой и товарной продукции незначительна, но все же имеется.
Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Финляндии – 70%, в России лишь – 3,5% [7].
Правительство впредь должно стремиться к увеличению государственной поддержки аграрному сектору, достичь уровня союзного и развитых стран. Бюджетные средства, выданные на льготное кредитование сельского хозяйства и лизинг сельскохозяйственной техники, возвратные по срокам. Оказываемая поддержка укрепит производственный потенциал сельского хозяйства с одной стороны, суммы частями возвращаются в бюджет, с другой стороны. Она способствует повышению производительности труда, роста отдачи сельскохозяйственных земель, которые направлены на сглаживание диспаритета цен, действующих на сельскохозяйственную продукцию и товары промышленного производства, потребляемые в сельском хозяйстве посредством значительного роста дохода крестьян.
Государственная поддержка аграрного сектора, несомненно, обеспечит повышение эффективности производства и снижения уровня бедности сельского населения
Об авторах
Б. Талгарбеков
Кыргызский экономический университет имени М. Рыскулбекова
Автор, ответственный за переписку.
Email: mabdiev1977@mail.ru
докторант
Киргизия, Кыргызстан, г. БишкекСписок литературы
- Абдиев М.Ж. Совершенствование управления в сельском хозяйстве КР // Экономика и биз-нес: теория и практика. – 2017. – № 2. – С. 4-7.
- Лимаров В.Я. Лизинг техники основа государственной поддержки АПК России // Эконо-мика сельскохозяйственных предприятий. – 2000. – № 12. – С. 12.
- Жумабаев Ж. Актуальные проблемы экономики сельского хозяйства. – Бишкек, 2005. – 4 с.
- Коробейников М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора // АПК: экономика, управление. – 2000. – №6. – С. 30.
- Потапов К.П. Об экономическом механизме регулирования земельного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2000. – № 6. – С. 18.
- Акназарова Р.К. Экономическая эффективность аграрного сектора в условиях формирова-ния рыночной финансовой системы (теория, методология и практика). – Бишкек, 2004. – 231 с.
- Дынкин А. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. – М.: Изд-во Магистр, 2008. – 159 с.
- Сельское хозяйство Кыргызской Республики (годовая публикация). – Бишкек. (за ряд лет).
Дополнительные файлы



