ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ: МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
- Авторы: Конуркина Е.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет авиаприборостроения (ГУАП)
- Выпуск: № 7 (2025)
- Страницы: 80-86
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/360869
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-7-80-86
- ID: 360869
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, выявлению эффективных инструментов улучшения инвестиционного климата через правовую базу, финансовые стимулы, современную инфраструктуру и цифровизацию. Анализ подтвердил лидерство города среди регионов России благодаря мерам госэкономической политики и разумной налоговой стратегии. Акцент сделан на отраслевом подходе, налоговом администрировании и фискальной политике. Исследованы государственные меры поддержки – инфраструктура, налоговые льготы, субсидии, особые экономические режимы. Важную роль играют механизмы ГЧП, специализированные зоны и поддержка инноваций. Полученные результаты демонстрируют эффективность проведенных мероприятий, рост инвестиций, доверие инвесторов и улучшение благосостояния жителей. Опыт Петербурга рекомендуется другим российским регионам для устойчивого экономического роста и противодействия внешним санкциям.
Полный текст
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой интегральную характеристику, определяющую потенциал территории для привлечения капиталовложений. В последние годы, российские регионы активно внедряют новые механизмы поддержки инвесторов, совершенствуют инфраструктуру и реализуют национальные проекты, что способствует росту объемов вложений в основной капитал и диверсификации экономики. Особое значение приобретают меры по формированию благоприятного делового климата, развитию высокотехнологичных отраслей и созданию комфортной среды для бизнеса, что отражается в национальных и отраслевых рейтингах инвестиционной привлекательности.
Санкт-Петербург традиционно входит в число лидеров по объему привлеченных инвестиций и эффективности реализуемых инструментов поддержки. Город показывает стремительный рост инвестиционной активности, что обеспечивается комплексным подходом к стимулированию инвестиционных проектов, внедрением современных стандартов сопровождения инвесторов и развитием государственно-частного партнерства (ГЧП). На фоне продолжающейся внешнеэкономической турбулентности и санкционного давления особое значение приобретают внутренние ресурсы, инновационные решения и ориентация на партнерство с дружественными странами. В статье рассматриваются основные механизмы стимулирования инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге, анализируя их эффективность и влияние на инвестиционный климат региона.
Санкт-Петербург продемонстрировал выдающиеся результаты в области привлечения инвестиций, заняв почетное шестое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [1; 2] и первое место в стране по динамике реализации проектов ГЧП [3]. За прошлый год Санкт-Петербург установил абсолютный рекорд по привлечению инвестиций в основной капитал – более 1,53 триллиона рублей [1; 3]. Это подтверждает статус города, как одного из наиболее привлекательных регионов в России для инвесторов. Общий объем инвестиций в ключевые направления составил около 69,4 миллиардов рублей, что примерно соответствует одной трети от общего объема инвестиций за 1 квартал 2025 года. На 30 апреля текущего года структура распределения инвестиций по приоритетным секторам экономики Санкт-Петербурга характеризовалась показателями, приведенными детально в таблице 1.
Таблица 1. Распределение инвестиций по основным отраслям экономики Санкт-Петербурга в 1 квартале 2025 года
Направление инвестиций | Объем инвестиций, млрд. руб. | Доля общего объема, % |
Информация и связь | 13,7 | 6,6 |
Торговля | 13,5 | 6,5 |
Образование | 12,2 | 5,9 |
Профессиональная и научная деятельность | 8,8 | 4,2 |
Здравоохранение | 6,2 | 3,0 |
Прочие направления | 15,0 | 7,2 |
Внимание инвесторов привлекают такие сферы как информационные технологии и связь, торговля, образование и научно-профессиональная деятельность. Здравоохранение и прочие направления занимают заметную долю в структуре инвестиций, что указывает на комплексный подход к развитию различных отраслей экономики региона.
В первом полугодии 2025 года общий объем финансирования в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП) Санкт-Петербурга достиг внушительной суммы – 232,2 млрд рублей. Распределение средств по основным направлениям АИП отражает приоритеты государственной политики в области развития инфраструктуры и социальных сфер. Таблица 2 демонстрирует распределение финансирования в рамках АИП наглядно.
Таблица 2. Общий объем финансирования в рамках АИП Санкт-Петербурга в первом полугодии 2025 года
Направление АИП | Объем финансирования, млрд. руб. | Доля общего объема АИП, % |
Транспортная инфраструктура | 111,5 | 48,0 |
Развитие образования | 27,1 | 11,7 |
Развитие здравоохранения | 24,8 | 10,7 |
Экономическое и социальное развитие территорий | 14,5 | 6,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 14,1 | 6,1 |
Анализ данных показывает, что ½ часть общего объема финансирования направлена на развитие транспортной инфраструктуры. Это подчеркивает стратегическую важность модернизации и расширения транспортных сетей для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. Значительные средства выделены на развитие образования и здравоохранения, что свидетельствует о государственной ориентации на улучшение социальной инфраструктуры и повышение квалификации кадрового потенциала региона. Экономическое и социальное развитие территорий, жилищно-коммунальное хозяйство получают существенную поддержку, способствующую комплексному развитию городской среды. Рассмотренные показатели отражают приоритеты инвестиционной политики Санкт-Петербурга в 2025 году, направленной на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста и повышения качества жизни жителей города [1-4].
Вовремя ПМЭФ-2025 Санкт-Петербург заключил 67 соглашений на общую сумму 1,028 трлн рублей, среди которых 40 инвестиционных проектов («Соглашения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга») обеспечили приток инвестиций примерно 500 млрд рублей [4]. Санкт-Петербург предлагает комплексную систему поддержки инвесторов, включающую различные механизмы стимулирования. В таблице 3 приведены основные механизмы и преференции, доступные инвесторам города.
Таблица 3. Комплексная система поддержки инвесторов Санкт-Петербурга
Механизм | Минимальный объем инвестиций | Основные преференции |
Статус стратегического инвестиционного проекта (СИП) | 1-2 млрд. руб. | Земельные участки на спецусловиях, льготы [5; 6] |
Региональный инвестиционный проект (РИП) | 50 млн. руб. | Налоговые льготы при создании производств [5; 6] |
Масштабный инвестиционный проект (МАиП) | 350 млн. руб. | Земля по 1 руб./кв. м на период строительства [5; 6] |
Система защиты и поощрения капиталовложений (СЗПК) | 200 млн. руб. | Стабилизационная оговорка, возмещение затрат [5; 6] |
Анализируя данные, представленные в таблице 3, можно утверждать, что комплексная система поддержки инвесторов Санкт-Петербурга представляет собой многоуровневую структуру механизмов, позволяющих привлечь дополнительные объемы частных инвестиций и способствующих экономическому развитию региона. Каждое направление предполагает различные требования к объему вложений и соответствующие преференции для компаний. Наиболее масштабным механизмом выступает статус стратегического инвестиционного проекта (СИП), предполагающий значительные преимущества при условии осуществления крупных инвестиций объемом до 2 млрд рублей. Такие проекты имеют доступ к земельным участкам на выгодных условиях и могут рассчитывать на существенные налоговые льготы. Региональные инвестиционные проекты (РИП) рассчитаны на предприятия, осуществляющие вложения в объеме от 50 млн рублей. Преференции направлены преимущественно на производителей, обеспечивая налоговые послабления при запуске производственных мощностей. Масштабные инвестиционные проекты (МАиП) предполагают минимальные вложения от 350 млн рублей и предоставляют право приобретения земельных участков по символическим ценам на период строительства объектов. Система защиты и поощрения капиталовложений (СЗПК) обеспечивает стабилизационные гарантии, и возможность возмещения части понесенных расходов компаниями, вложивших минимум 200 млн рублей. Такая дифференцированная структура позволяет привлечь широкий спектр инвесторов разного масштаба, стимулирует региональные инициативы и создает комфортные условия для деятельности в городе. Применение указанных механизмов позволяет значительно увеличить объемы привлеченного капитала и содействовать дальнейшему улучшению деловой среды Санкт-Петербурга.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Санкт-Петербург» функционирует на четырех площадках общей площадью 337 гектаров. В 2024 году объем выручки резидентов ОЭЗ достиг 92,8 млрд рублей, что на 6,3 млрд рублей превышает показатели прошлого периода [7]. В таблице 4 представлены основные льготы для резидентов ОЭЗ.
Таблица 4. Основные льготы для резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург»
Вид льготы | Описание |
Налог на прибыль | Первые 6 налоговых периодов – 0%, следующие 4 периода - 5% [8] |
Налог на имущество | Освобождение на 10 лет [8] |
Налог на землю | Льготы на 5 лет [8] |
Свободная таможенная зона | Действует в пределах территории ОЭЗ, упрощенный режим таможенного регулирования [8] |
Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП), став первым регионом по динамике реализации проектов ГЧП за последний год. В портфеле города порядка 20 проектов ГЧП на общую сумму 850 миллиардов рублей, крупнейшие:
- широтная магистраль скоростного движения (ШМСД)- объем инвестиций 241,3 млрд. руб.;
- аэропорт Пулково (вторая очередь) – объём инвестиций 200 млрд. руб.;
- трамвайная линия «Славянка» – объём инвестиций 30 млрд. руб.;
- западный скоростной диаметр (ЗСД) – объем инвестиций 70 млрд. руб. [3].
Город Санкт-Петербург реализует широкий спектр налоговых преференций и льготных режимов, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм и направлений функционирования.
Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), вправе самостоятельно избрать наиболее приемлемый режим налогообложения: при выборе объектом налогообложения «доходы» – пониженная ставка налога 1%; при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» – пониженная ставка налога 5% [9].
Дополнительно введены особые меры поддержки организаций сферы информационных технологий (IT). С 2025 по 2030 год данные компании подлежат уплате налога на прибыль по ставке 5% исключительно в Федеральный бюджет. Одновременно установлен твердый тариф страховых взносов для аккредитованных IT-компаний в размере 7,6% [9].
Санкт-Петербург внедрил все ключевые элементы регионального инвестиционного стандарта (РИС). Разработана инвестиционная декларация, определяющая стабильные условия работы предпринимателей. Создана специализированная инфраструктура поддержки инвесторов: Комитет по инвестициям Правительства Санкт-Петербурга и ГБУ «Управление инвестиций». Организован Инвестиционный комитет – Штаб по улучшению делового климата, контролирующий эффективность мер стимулирования. Систематизированы данные о ресурсах и инфраструктуре в виде инвестиционной карты города. Принят комплекс нормативных актов – своды инвестиционных правил, обеспечивающих прозрачность и эффективность взаимодействий между участниками экономики и госорганами [10].
Санкции, введенные западными странами, оказывают серьезное влияние на инвестиционный климат. Таблица 5 иллюстрирует влияние санкций на инвестиционную политику Санкт-Петербурга.
Таблица 5. Влияние санкций на инвестиционный климат Санкт-Петербурга
Вызов | Воздействие на инвестиционную политику |
Санкционные ограничения | Корректировка стратегий привлечения капитала |
Ограничение доступа к западным рынкам капитала | Поиск альтернативных источников финансирования |
Снижение притока иностранных инвестиций | Усиление поддержки внутренних инвесторов |
Переориентация на страны Востока | Развитие сотрудничества с Китаем, Индией |
Суммируя данные таблицы, можно утверждать, что санкции западных государств вынуждают российскую экономику адаптироваться, активно развивая внутренние ресурсы и налаживая сотрудничество с новыми международными партнерами. Это создает дополнительные риски, но одновременно открывает возможности для диверсификации экономики и укрепления позиций российских инвесторов [11].
Россия принимает активные меры по снижению зависимости от зарубежных инвестиций. Важнейшими направлениями являются: развитие внутренних рынков капитала; создание национальных финансовых инструментов; поддержка технологического суверенитета; развитие цифровой экономики и технологических старт-апов [11]. Российская экономика стремится снизить риски, связанные с внешними факторами, усиливая внутренний потенциал финансового сектора и стимулируя рост высокотехнологичных отраслей. Эти меры направлены на повышение устойчивости национальной экономики и обеспечения долгосрочного экономического роста в условиях глобальной неопределенности.
Приоритетом становится развитие высокотехнологических производств. В рамках федерального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» планируется сократить сроки строительства промышленных объектов на 40% к 2030 голу, снизить удельные издержки строительства на 20% и увеличить объем инвестиций резидентов ОЭЗ до 0,6 триллионов рублей [12].
Санкт-Петербург последовательно реализует амбициозные инфраструктурные проекты, нацеленные на совершенствование транспортно-коммуникационной системы, активизацию туристических потоков и стимулирование инновационных форм предпринимательской деятельности. Среди приоритетных направлений выделяются мероприятия по модернизации транспортного узла, включающие сооружение высокоскоростного железнодорожного пути между Москвой и Санкт-Петербургом, общей стоимостью свыше 2 триллионов рублей, запуск, которого предусмотрен в 2028 году. Еще одним значимым начинанием выступает проект развития туристического комплекса «Санкт-Петербург Марина», предусматривающий инвестиции в 250 млрд рублей и предполагающий организацию уникального яхт-клуба и общественных зон отдых [13]. Особое место отводится формированию научно-производственной зоны –Технологической долины, расположенной на юге городской агломерации, предназначенной для реализации перспективных промышленных технологий и инновационных разработок [14]. Реализация данных проектов обеспечивает укрепление позиций Санкт-Петербурга, как конкурентоспособной экономической территории, создает условия для стабильного долгосрочного социально-экономического прогресса, повышает привлекательность данного субъекта РФ для проживания населения, ведения бизнеса и организации туристической активности.
Санкт-Петербург демонстрирует выдающиеся результаты в области инвестиционной привлекательности, успешно адаптируясь к современным вызовам. Комплексная система мер поддержки, включающая: налоговые льготы, ОЭЗ, ГЧП и современные механизмы стимулирования, обеспечивает устойчивый поток инвестиций. Обозначим ключевые факторы успеха:
- системный поход к формированию инвестиционной политики;
- эффективное использование механизмов ГЧП для крупных инфраструктурных объектов;
- полное внедрение Регионального инвестиционного стандарта;
- активная работа по привлечению инвестиций через международные площадки.
В перспективе для сохранения достигнутого уровня инвестиционной привлекательности несколько рекомендаций.
- Усилить работы по импортозамещению и технологическому суверенитету.
- Развивать сотрудничество со странами БРИКС и дружественными государствами.
- Создавать новые финансовые инструменты для поддержки инновационных проектов, развивать механизмы стимулирования.
- Расширять применение цифровых технологий в управлении инвестиционными процессами, создание инвестиционных порталов, форумов, бизнес-миссий.
Санкт-Петербург формирует благоприятную институционную среду для предпринимательской деятельности посредством комплекса мероприятий правового, финансового и инфраструктурного характера.
На уровне городского законодательства обеспечивается правовая защищенность инвестиций через закрепление стабильности нормативной базы и равноправия экономических субъектов. В рамках финансовой поддержки реализуются механизмы субсидирования наиболее перспективных проектов путем конкурсного распределения бюджетных ресурсов, предоставления гарантий банкам-кредиторам и реализации механизмов отсроченных налоговых обязательств до пяти лет. Для получения указанных преференций обязательным условием является подтверждение экономической устойчивости хозяйствующего субъекта и социальной значимости реализуемого проекта. Осуществляются мероприятия налоговой оптимизации путем дифференцированного подхода к налогообложению приоритетных секторов экономики и полного освобождения от налогообложения вновь созданных производственных мощностей. Институционализирована система государственной поддержки приобретения недвижимости и земельных участков предприятиями малого и среднего бизнеса, предусматривающая льготное предоставление помещений и использование муниципального имущества. Функционирует специализированная инфраструктура сопровождения инвестиционных проектов, включающая подготовку разрешительной документации, консультирование по вопросам градостроительства и представительство интересов инвесторов во взаимодействии с органами исполнительной власти. Активно развивается производственная инфраструктура города: создаются индустриальные парки, расширяются транспортные сети и инженерные коммуникации. Сформированы специализированные структуры, обеспечивающие взаимодействие органов городской администрации и предпринимательского сообщества (инвестиционные площадки, агентства развития предпринимательства, аналитико-информационные центры). Особое внимание уделяется созданию специальных экономических зон, предоставляющим участникам налоговые льготы и упрощенные административные процедуры ведения хозяйственной деятельности.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга осуществляется активное международное сотрудничество, направленное на привлечение иностранных капиталовложений и продвижение продукции петербургских предприятий на внешнем рынке. Эффективность предпринимаемых мер регулярно оценивается с учетом мнений представителей деловых кругов и населения города, что позволяет своевременно корректировать стратегию экономического региона. Опыт Санкт-Петербурга может служить эталоном для других регионов России в формировании эффективной системы привлечения и поддержки инвестиций в условиях современной экономики
Об авторах
Е. В. Конуркина
Санкт-Петербургский государственный университет авиаприборостроения (ГУАП)
Автор, ответственный за переписку.
Email: veter3374@mail.ru
магистрант
Россия, Россия, г. Санкт-ПетербургСписок литературы
- Санкт-Петербург в рейтингах: Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/whyspb/ratings.
- Александр Беглов: От договоренностей, достигнутых на ПМЭФ-2025, будет зависеть даль-нейшее повышение инвестиционной привлекательности и темпов развития Петербурга: Телека-нал Санкт-Петербург. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tvspb.ru/news/2025/05/12/aleksandr-beglov-ot-dogovorennostej-dostignutyh-na-pmef-2025-budet-zaviset-dalnejshee-povyshenie-investiczionnoj-privlekatelnosti-i-tempov-razvitiya-peterburga.
- Санкт-Петербург занял первое место в стране по динамике реализации проектов ГЧП: Ин-вестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/news/22-05-2025-sankt-peterburg-zanyal-pervoe-mesto-v-strane-po-dinamike-realizacii-proektov-gchp.
- Итоги ПМЭФ-2025: Новые инвестиционные проекты – новые горизонты развития Петер-бурга: Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/news/21-06-2025-itogi-pmef-2025-novye-investicionnye-proekty-novye-gorizonty-razvitiya-peterburga.
- Инвестиционный инструментарий: какие механизмы в помощь бизнесу предлагает Петер-бург. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsp.ru/38306-investicionnyi-instrumentarii-kakie-mexanizmy-v-pomoshh-biznesu-predlagaet-peterburg.
- Механизмы государственной поддержки промышленных предприятий / Союз промышлен-ников и предпринимателей Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spp.spb.ru/ru/node/14667.
- Санкт-Петербург ОЭЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Санкт-Петербург_ОЭЗ.
- Инвесторам: портал ОЭЗ СПб. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.spbsez.ru/investors/.
- Налоговые льготы в Санкт-Петербурге и Ленобласти в 2025 году: как сэкономить на бизне-се? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://офисы-спб.рф/useful/news/nalogovyie-lgotyi-v-sankt-peterburge-i-lenoblasti-v-2025-godu-kak-sekonomit-na-biznese.html.
- Региональный инвестиционный стандарт: Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/Investclimate/ris.
- Горбатко Е.С. Инвестиционная политика Российской Федерации: влияние санкций / Е.С. Горбатко, А.И. Жаднов // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № s3. – [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: https://esj.today/PDF/24FAVN323.pdf.
- Корнеев В. В 2025 году оценивать инвестиционный климат в регионах будут по усовер-шенствованной методике: портал Региональные комментарии. – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://regcomment.ru/analytics/v-2025-godu-otsenivat-investitsionnyj-klimat-v-regionah-budut-po-usovershenstvovannoj-metodike/.
- 10 крупных инвестиционных проектов Петербурга, реализация которых продвинулась в 2024 году – 5 января 2025: портал ФОНТАНКА.ру. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2025/01/05/74958917/.
- Инвестиционное послание: Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/interview.
Дополнительные файлы



