ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ: МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено повышению инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, выявлению эффективных инструментов улучшения инвестиционного климата через правовую базу, финансовые стимулы, современную инфраструктуру и цифровизацию. Анализ подтвердил лидерство города среди регионов России благодаря мерам госэкономической политики и разумной налоговой стратегии. Акцент сделан на отраслевом подходе, налоговом администрировании и фискальной политике. Исследованы государственные меры поддержки – инфраструктура, налоговые льготы, субсидии, особые экономические режимы. Важную роль играют механизмы ГЧП, специализированные зоны и поддержка инноваций. Полученные результаты демонстрируют эффективность проведенных мероприятий, рост инвестиций, доверие инвесторов и улучшение благосостояния жителей. Опыт Петербурга рекомендуется другим российским регионам для устойчивого экономического роста и противодействия внешним санкциям.

Полный текст

Инвестиционная привлекательность региона представляет собой интегральную характеристику, определяющую потенциал территории для привлечения капиталовложений. В последние годы, российские регионы активно внедряют новые механизмы поддержки инвесторов, совершенствуют инфраструктуру и реализуют национальные проекты, что способствует росту объемов вложений в основной капитал и диверсификации экономики. Особое  значение приобретают меры по формированию благоприятного делового климата, развитию высокотехнологичных отраслей и созданию комфортной среды для бизнеса, что отражается в национальных и отраслевых рейтингах инвестиционной привлекательности.

Санкт-Петербург традиционно входит в число лидеров по объему привлеченных инвестиций и эффективности реализуемых инструментов поддержки. Город показывает стремительный рост инвестиционной активности, что обеспечивается комплексным подходом к стимулированию инвестиционных проектов, внедрением современных стандартов сопровождения инвесторов и развитием государственно-частного партнерства (ГЧП). На фоне продолжающейся внешнеэкономической турбулентности и санкционного давления особое значение приобретают внутренние ресурсы, инновационные решения и ориентация на партнерство с дружественными странами. В статье рассматриваются основные механизмы стимулирования инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге, анализируя их эффективность и влияние на инвестиционный климат региона.

Санкт-Петербург продемонстрировал выдающиеся результаты в области привлечения инвестиций, заняв почетное шестое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [1; 2] и первое место в стране по динамике реализации проектов ГЧП [3]. За прошлый год Санкт-Петербург установил абсолютный рекорд по привлечению инвестиций в основной капитал – более 1,53 триллиона рублей [1; 3]. Это подтверждает статус города, как одного из наиболее привлекательных регионов в России для инвесторов. Общий объем инвестиций в ключевые направления составил около 69,4 миллиардов рублей, что примерно соответствует одной трети от общего объема инвестиций за 1 квартал 2025 года. На 30 апреля текущего года структура распределения инвестиций по приоритетным секторам экономики Санкт-Петербурга характеризовалась показателями, приведенными детально в таблице 1.

 

Таблица 1. Распределение инвестиций по основным отраслям экономики Санкт-Петербурга в 1 квартале 2025 года

Направление инвестиций

Объем инвестиций, млрд. руб.

Доля общего объема, %

Информация и связь

13,7

6,6

Торговля

13,5

6,5

Образование

12,2

5,9

Профессиональная и научная деятельность

8,8

4,2

Здравоохранение

6,2

3,0

Прочие направления

15,0

7,2

 

Внимание инвесторов привлекают такие сферы как информационные технологии и связь, торговля, образование и научно-профессиональная деятельность. Здравоохранение и прочие направления занимают заметную долю в структуре инвестиций, что указывает на комплексный подход к развитию различных отраслей экономики региона.

В первом полугодии 2025 года общий объем финансирования в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП) Санкт-Петербурга достиг внушительной суммы – 232,2 млрд рублей. Распределение средств по основным направлениям АИП отражает приоритеты государственной политики в области развития инфраструктуры и социальных сфер. Таблица 2 демонстрирует распределение финансирования в рамках АИП наглядно.

 

Таблица 2. Общий объем финансирования в рамках АИП Санкт-Петербурга в первом полугодии 2025 года

Направление АИП

Объем финансирования, млрд. руб.

Доля общего объема АИП, %

Транспортная инфраструктура

111,5

48,0

Развитие образования

27,1

11,7

Развитие здравоохранения

24,8

10,7

Экономическое и социальное развитие территорий

14,5

6,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

14,1

6,1

 

Анализ данных показывает, что ½ часть общего объема финансирования направлена на развитие транспортной инфраструктуры. Это подчеркивает стратегическую важность модернизации и расширения транспортных сетей для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. Значительные средства выделены на развитие образования и здравоохранения, что свидетельствует о государственной ориентации на улучшение социальной инфраструктуры и повышение квалификации кадрового потенциала региона. Экономическое и социальное развитие территорий, жилищно-коммунальное хозяйство получают существенную поддержку, способствующую комплексному развитию городской среды. Рассмотренные показатели отражают приоритеты инвестиционной политики Санкт-Петербурга в 2025 году, направленной на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста и повышения качества жизни жителей города [1-4].

Вовремя ПМЭФ-2025 Санкт-Петербург заключил 67 соглашений на общую сумму 1,028 трлн рублей, среди которых 40 инвестиционных проектов («Соглашения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга») обеспечили приток инвестиций примерно 500 млрд рублей [4]. Санкт-Петербург предлагает комплексную систему поддержки инвесторов, включающую различные механизмы стимулирования. В таблице 3 приведены основные механизмы и преференции, доступные инвесторам города.

 

Таблица 3. Комплексная система поддержки инвесторов Санкт-Петербурга

Механизм

Минимальный объем инвестиций

Основные преференции

Статус стратегического инвестиционного проекта (СИП)

1-2 млрд. руб.

Земельные участки на спецусловиях, льготы [5; 6]

Региональный инвестиционный проект (РИП)

50 млн. руб.

Налоговые льготы при создании производств [5; 6]

Масштабный инвестиционный проект (МАиП)

350 млн. руб.

Земля по 1 руб./кв. м на период строительства [5; 6]

Система защиты и поощрения капиталовложений (СЗПК)

200 млн. руб.

Стабилизационная оговорка, возмещение затрат [5; 6]

 

Анализируя данные, представленные в таблице 3, можно утверждать, что комплексная система поддержки инвесторов Санкт-Петербурга представляет собой многоуровневую структуру механизмов, позволяющих привлечь дополнительные объемы частных инвестиций и способствующих экономическому развитию региона. Каждое направление предполагает различные требования к объему вложений и соответствующие преференции для компаний. Наиболее масштабным механизмом выступает статус стратегического инвестиционного проекта (СИП), предполагающий значительные преимущества при условии осуществления крупных инвестиций объемом до 2 млрд рублей. Такие проекты имеют доступ к земельным участкам на выгодных условиях и могут рассчитывать на существенные налоговые льготы. Региональные инвестиционные проекты (РИП) рассчитаны на предприятия, осуществляющие вложения в объеме от 50 млн рублей. Преференции направлены преимущественно на производителей, обеспечивая налоговые послабления при запуске производственных мощностей. Масштабные инвестиционные проекты (МАиП) предполагают минимальные вложения от 350 млн рублей и предоставляют право приобретения земельных участков по символическим ценам на период строительства объектов. Система защиты и поощрения капиталовложений (СЗПК) обеспечивает стабилизационные гарантии, и возможность возмещения части понесенных расходов компаниями, вложивших минимум 200 млн рублей. Такая дифференцированная структура позволяет привлечь широкий спектр инвесторов разного масштаба, стимулирует региональные инициативы и создает комфортные условия для деятельности в городе. Применение указанных механизмов позволяет значительно увеличить объемы привлеченного капитала и содействовать дальнейшему улучшению деловой среды Санкт-Петербурга.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Санкт-Петербург» функционирует на четырех площадках общей площадью 337 гектаров. В 2024 году объем выручки резидентов ОЭЗ достиг 92,8 млрд рублей, что на 6,3 млрд рублей превышает показатели прошлого периода [7]. В таблице 4 представлены основные льготы для резидентов ОЭЗ.

 

Таблица 4. Основные льготы для резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург»

Вид льготы

Описание

Налог на прибыль

Первые 6 налоговых периодов – 0%,

следующие 4 периода - 5% [8]

Налог на имущество

Освобождение на 10 лет [8]

Налог на землю

Льготы на 5 лет [8]

Свободная таможенная зона

Действует в пределах территории ОЭЗ, упрощенный режим таможенного регулирования [8]

 

Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП), став первым регионом по динамике реализации проектов ГЧП за последний год. В портфеле города порядка 20 проектов ГЧП на общую сумму 850 миллиардов рублей, крупнейшие:

- широтная магистраль скоростного движения (ШМСД)- объем инвестиций 241,3 млрд. руб.;

- аэропорт Пулково (вторая очередь) – объём инвестиций 200 млрд. руб.;

- трамвайная линия «Славянка» – объём инвестиций 30 млрд. руб.;

- западный скоростной диаметр (ЗСД) – объем инвестиций 70 млрд. руб. [3].

Город Санкт-Петербург реализует широкий спектр налоговых преференций и льготных режимов, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм и направлений функционирования.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), вправе самостоятельно избрать наиболее приемлемый режим налогообложения: при выборе объектом налогообложения «доходы» – пониженная ставка налога 1%; при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» – пониженная ставка налога 5% [9].

Дополнительно введены особые меры поддержки организаций сферы информационных технологий (IT). С 2025 по 2030 год данные компании подлежат уплате налога на прибыль по ставке 5% исключительно в Федеральный бюджет. Одновременно установлен твердый тариф страховых взносов для аккредитованных IT-компаний в размере 7,6% [9].

Санкт-Петербург внедрил все ключевые элементы регионального инвестиционного стандарта (РИС). Разработана инвестиционная декларация, определяющая стабильные условия работы предпринимателей. Создана специализированная инфраструктура поддержки инвесторов: Комитет по инвестициям Правительства Санкт-Петербурга и ГБУ «Управление инвестиций». Организован Инвестиционный комитет – Штаб по улучшению делового климата, контролирующий эффективность мер стимулирования. Систематизированы данные о ресурсах и инфраструктуре в виде инвестиционной карты города. Принят комплекс нормативных актов – своды инвестиционных правил, обеспечивающих прозрачность и эффективность взаимодействий между участниками экономики и госорганами [10].

Санкции, введенные западными странами, оказывают серьезное влияние на инвестиционный климат. Таблица 5 иллюстрирует влияние санкций на инвестиционную политику Санкт-Петербурга.

 

Таблица 5. Влияние санкций на инвестиционный климат Санкт-Петербурга

Вызов

Воздействие на инвестиционную политику

Санкционные ограничения

Корректировка стратегий привлечения капитала

Ограничение доступа к западным рынкам капитала

Поиск альтернативных источников финансирования

Снижение притока иностранных инвестиций

Усиление поддержки внутренних инвесторов

Переориентация на страны Востока

Развитие сотрудничества с Китаем, Индией

 

Суммируя данные таблицы, можно утверждать, что санкции западных государств вынуждают российскую экономику адаптироваться, активно развивая внутренние ресурсы и налаживая сотрудничество с новыми международными партнерами. Это создает дополнительные риски, но одновременно открывает возможности для диверсификации экономики и укрепления позиций российских инвесторов [11].

Россия принимает активные меры по снижению зависимости от зарубежных инвестиций. Важнейшими направлениями являются: развитие внутренних рынков капитала; создание национальных финансовых инструментов; поддержка технологического суверенитета; развитие цифровой экономики и технологических старт-апов [11]. Российская экономика стремится снизить риски, связанные с внешними факторами, усиливая внутренний потенциал финансового сектора и стимулируя рост высокотехнологичных отраслей. Эти меры направлены на повышение устойчивости национальной экономики и обеспечения долгосрочного экономического роста в условиях глобальной неопределенности.

Приоритетом становится развитие высокотехнологических производств. В рамках федерального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» планируется сократить сроки строительства промышленных объектов на 40% к 2030 голу, снизить удельные издержки строительства на 20% и увеличить объем инвестиций резидентов ОЭЗ до 0,6 триллионов рублей [12].

Санкт-Петербург последовательно реализует амбициозные инфраструктурные проекты, нацеленные на совершенствование транспортно-коммуникационной системы, активизацию туристических потоков и стимулирование инновационных форм предпринимательской деятельности. Среди приоритетных направлений выделяются мероприятия по модернизации транспортного узла, включающие сооружение высокоскоростного железнодорожного пути между Москвой и Санкт-Петербургом, общей стоимостью свыше 2 триллионов рублей, запуск, которого предусмотрен в 2028 году. Еще одним значимым начинанием выступает проект развития туристического комплекса «Санкт-Петербург Марина», предусматривающий инвестиции в 250 млрд рублей и предполагающий организацию уникального яхт-клуба и общественных зон отдых [13]. Особое место отводится формированию научно-производственной зоны –Технологической долины, расположенной на юге городской агломерации, предназначенной для реализации перспективных промышленных технологий и инновационных разработок [14]. Реализация данных проектов обеспечивает укрепление позиций Санкт-Петербурга, как конкурентоспособной экономической территории, создает условия для стабильного долгосрочного социально-экономического прогресса, повышает привлекательность данного субъекта РФ для проживания населения, ведения бизнеса и организации туристической активности.

Санкт-Петербург демонстрирует выдающиеся результаты в области инвестиционной привлекательности, успешно адаптируясь к современным вызовам. Комплексная система мер поддержки, включающая: налоговые льготы, ОЭЗ, ГЧП и современные механизмы стимулирования, обеспечивает устойчивый поток инвестиций. Обозначим ключевые факторы успеха:

- системный поход к формированию инвестиционной политики;

- эффективное использование механизмов ГЧП для крупных инфраструктурных объектов;

- полное внедрение Регионального инвестиционного стандарта;

- активная работа по привлечению инвестиций через международные площадки.

В перспективе для сохранения достигнутого уровня инвестиционной привлекательности несколько рекомендаций.

  1. Усилить работы по импортозамещению и технологическому суверенитету.
  2. Развивать сотрудничество со странами БРИКС и дружественными государствами.
  3. Создавать новые финансовые инструменты для поддержки инновационных проектов, развивать механизмы стимулирования.
  4. Расширять применение цифровых технологий в управлении инвестиционными процессами, создание инвестиционных порталов, форумов, бизнес-миссий.

Санкт-Петербург формирует благоприятную институционную среду для предпринимательской деятельности посредством комплекса мероприятий правового, финансового и инфраструктурного характера.

На уровне городского законодательства обеспечивается правовая защищенность инвестиций через закрепление стабильности нормативной базы и равноправия экономических субъектов. В рамках финансовой поддержки реализуются механизмы субсидирования наиболее перспективных проектов путем конкурсного распределения бюджетных ресурсов, предоставления гарантий банкам-кредиторам и реализации механизмов отсроченных налоговых обязательств до пяти лет. Для получения указанных преференций обязательным условием является подтверждение экономической устойчивости хозяйствующего субъекта и социальной значимости реализуемого проекта. Осуществляются мероприятия налоговой оптимизации путем дифференцированного подхода к налогообложению приоритетных секторов экономики и полного освобождения от налогообложения вновь созданных производственных мощностей. Институционализирована система государственной поддержки приобретения недвижимости и земельных участков предприятиями малого и среднего бизнеса, предусматривающая льготное предоставление помещений и использование муниципального имущества. Функционирует специализированная инфраструктура сопровождения инвестиционных проектов, включающая подготовку разрешительной документации, консультирование по вопросам градостроительства и представительство интересов инвесторов во взаимодействии с органами исполнительной власти. Активно развивается производственная инфраструктура города: создаются индустриальные парки, расширяются транспортные сети и инженерные коммуникации. Сформированы специализированные структуры, обеспечивающие взаимодействие органов городской администрации и предпринимательского сообщества (инвестиционные площадки, агентства развития предпринимательства, аналитико-информационные центры). Особое внимание уделяется созданию специальных экономических зон, предоставляющим участникам налоговые льготы и упрощенные административные процедуры ведения хозяйственной деятельности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга осуществляется активное международное сотрудничество, направленное на привлечение иностранных капиталовложений и продвижение продукции петербургских предприятий на внешнем рынке. Эффективность предпринимаемых мер регулярно оценивается с учетом мнений представителей деловых кругов и населения города, что позволяет своевременно корректировать стратегию экономического региона. Опыт Санкт-Петербурга может служить эталоном для других регионов России в формировании эффективной системы привлечения и поддержки инвестиций в условиях современной экономики

×

Об авторах

Е. В. Конуркина

Санкт-Петербургский государственный университет авиаприборостроения (ГУАП)

Автор, ответственный за переписку.
Email: veter3374@mail.ru

магистрант

Россия, Россия, г. Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Санкт-Петербург в рейтингах: Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/whyspb/ratings.
  2. Александр Беглов: От договоренностей, достигнутых на ПМЭФ-2025, будет зависеть даль-нейшее повышение инвестиционной привлекательности и темпов развития Петербурга: Телека-нал Санкт-Петербург. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tvspb.ru/news/2025/05/12/aleksandr-beglov-ot-dogovorennostej-dostignutyh-na-pmef-2025-budet-zaviset-dalnejshee-povyshenie-investiczionnoj-privlekatelnosti-i-tempov-razvitiya-peterburga.
  3. Санкт-Петербург занял первое место в стране по динамике реализации проектов ГЧП: Ин-вестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/news/22-05-2025-sankt-peterburg-zanyal-pervoe-mesto-v-strane-po-dinamike-realizacii-proektov-gchp.
  4. Итоги ПМЭФ-2025: Новые инвестиционные проекты – новые горизонты развития Петер-бурга: Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/news/21-06-2025-itogi-pmef-2025-novye-investicionnye-proekty-novye-gorizonty-razvitiya-peterburga.
  5. Инвестиционный инструментарий: какие механизмы в помощь бизнесу предлагает Петер-бург. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsp.ru/38306-investicionnyi-instrumentarii-kakie-mexanizmy-v-pomoshh-biznesu-predlagaet-peterburg.
  6. Механизмы государственной поддержки промышленных предприятий / Союз промышлен-ников и предпринимателей Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spp.spb.ru/ru/node/14667.
  7. Санкт-Петербург ОЭЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Санкт-Петербург_ОЭЗ.
  8. Инвесторам: портал ОЭЗ СПб. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.spbsez.ru/investors/.
  9. Налоговые льготы в Санкт-Петербурге и Ленобласти в 2025 году: как сэкономить на бизне-се? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://офисы-спб.рф/useful/news/nalogovyie-lgotyi-v-sankt-peterburge-i-lenoblasti-v-2025-godu-kak-sekonomit-na-biznese.html.
  10. Региональный инвестиционный стандарт: Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/Investclimate/ris.
  11. Горбатко Е.С. Инвестиционная политика Российской Федерации: влияние санкций / Е.С. Горбатко, А.И. Жаднов // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № s3. – [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: https://esj.today/PDF/24FAVN323.pdf.
  12. Корнеев В. В 2025 году оценивать инвестиционный климат в регионах будут по усовер-шенствованной методике: портал Региональные комментарии. – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://regcomment.ru/analytics/v-2025-godu-otsenivat-investitsionnyj-klimat-v-regionah-budut-po-usovershenstvovannoj-metodike/.
  13. 10 крупных инвестиционных проектов Петербурга, реализация которых продвинулась в 2024 году – 5 января 2025: портал ФОНТАНКА.ру. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2025/01/05/74958917/.
  14. Инвестиционное послание: Инвестиционный портал Санкт-Петербурга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbinvestment.ru/ru/interview.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».