CURRENT ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF INITIATIVE BUDGETING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article raises the issue of the practice of involving citizens in the management of local finances – proactive budgeting. This practice is implemented both internationally and on the territory of the Russian Federation, where the studied methodology is used in 81 of 89 subjects. The article discusses various approaches to defining proactive budgeting, emphasizing its essence as a mechanism for interaction between the population and the government in determining priority areas for budget spending. The article highlights the history of the emergence and development of proactive budgeting in the world, starting with the experience of Brazil and the recognition of the United Nations. The article analyzes current trends in the development of proactive budgeting abroad and in Russia, where this process coincided with the democratization of fiscal policy. Based on data from the Ministry of Finance of the Russian Federation, key indicators of the development of initiative budgeting in Russia for 2015-2024 are presented. The current methods of developing initiative budgeting, successfully applied in various regions and municipalities of the country, including the nomination of initiative projects, the involvement of social groups, competitive selection, monitoring of implementation and joint implementation with residents, are highlighted and described. In conclusion, the importance of proactive budgeting as a tool of interaction between the government and the population for the effective formation and spending of the local budget is emphasized.

Толық мәтін

Последние несколько десятилетий в управление местными бюджетами привлекаются жители территорий. В этой связи актуальной и наиболее применяемой процедурой является инициативное бюджетирование. Эффективность данной практики привела к широкому распространению в различных государствах, в том числе в Российской Федерации. По состоянию на 2024 года инициативное бюджетирование реализуется на территории 81 субъекта России. Бурное развитие инициативного бюджетирования привело к активному изучению данного феномена, его многогранность вызывает интерес среди социологов, политологов, психологов, юристов и т.д.

Обращаясь к понятийному аппарату, стоит рассмотреть следующие подходы к определению инициативного бюджетирования:

  1. Инициативное бюджетирование – это совместная деятельность населения, органов местного самоуправления муниципального образования (органов государственной власти субъекта РФ) и организаций по определению приоритетных направлений расходования бюджетных средств, осуществляемая с применением проектного подхода по инициативе населения для решения вопросов местного значения [1].
  2. Инициативное бюджетирование предполагает непосредственное участие граждан в местном самоуправлении и распределении бюджетных средств. Оно также называется партисипаторным бюджетированием [2].
  3. Инициативное бюджетирование (партисипаторное бюджетирование) – форма непосредственного участия населения в реализации местного самоуправления посредством выдвижения предложений по целям и направлениям расходования части средств местного бюджета. Ключевое отличие инициативного бюджетирования от прочих форм вовлечения граждан в управление общественными финансами заключается в том, что право принятия или отклонения отдельно взятых проектов остаётся за членами общества и определяется в рамках процедуры голосования, которое может осуществляться как очно, так и заочно (посредством интернет-голосования, телефонных и СМС-опросов, отправки заполненных бланков по почте и т. п.) [3].

Таким образом, можно выдвинуть следующее определение: инициативное бюджетирование – это многогранный механизм непосредственного взаимодействия населения муниципального образования с представителями местного самоуправления в обсуждении основных целей и направлений, формировании и расходовании местного бюджета муниципального образования.

В специализированной литературе считается, что основы инициативного бюджетирования были заложены в конце 80-х годов ХХ века в Бразилии. Наряду с ним похожая практика начала внедряться и в последствии реализовываться в городах Сантус, Пирасикаба, Санту-Андре, Жуан-Монлевади и т.д., но положительный опыт был получен только в Порту-Алегри. Причиной выбора подобной практики участия граждан в обсуждении расходовании местного бюджета в Бразилии была политика Партии трудящихся, члены которой были избраны мэрами в 36 муниципалитетах. Реализуемая политика партии заключалась, с одной стороны, в стремлении к усилению процессов децентрализации власти и её подотчетности общественным организациям и гражданам страны, с другой – в социальной направленности используемых при реализации политики инструментов, где основными бенефициарами выступали наименее обеспеченные члены общества. Спустя семь лет после реализации инициативного бюджетирования в Порту-Алегри в июне 1996 года в Конференции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) по населенным пунктам (Хабитат II) в Стамбуле, данная практика получила международное признание. В документах, представленных на Конференции, подчеркивается, что ключевыми элементами стратегии реализации глобального плана действий являются стимулирование, открытость и вовлечение широких слоев населения. Эта стратегия предполагает, что правительства сосредоточат свои усилия на формировании правовой, организационной и финансовой базы, способствующей активному участию частного бизнеса, некоммерческих организаций и местных сообществ в обеспечении доступного жилья для всех и устойчивого развития населенных пунктов. Предполагается, что мужчины и женщины будут сотрудничать в своих районах с органами власти различных уровней, совместно определяя свое будущее и приоритеты, находя и распределяя ресурсы, а также создавая партнерства для достижения общих целей. В рамках реализации Повестки дня Хабитат развивающимся государствам была предложена поддержка Всемирного банка, одновременно с этим была выдвинута настоятельная рекомендация о поддержании постоянной коммуникации между Банком и местными органами власти [4, с. 5-8].

Сегодня инициативное бюджетирование используется в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии, Филиппинах, Европейского союза. Основываясь на анализе зарубежного опыта, можно выделить актуальные тенденции развития инициативного бюджетирования [4, с. 11-12]:

  1. Использование интернета как канала связи между властью и гражданами;
  2. Привлечение определенных социальных групп (молодежь, мигранты и т.п.) для разработки и реализации коллективных решений;
  3. Участие некоммерческих организаций в проектах инициативного бюджетирования представлено на данный момент не только в роли реализаторов выбранных идей, но и в роли проектных центров, которые сами инициируют запуск проектов.
  4. Интеграция инициативного бюджетирования в политику бюджетной открытости;
  5. Запуск инновационных практик на базе классического инициативного бюджетирования.

Развитие рассматриваемой практики в России совпало с процессом демократизации бюджетной политики. Начиная с 2005 года отмечаются тенденции к повышению открытости и прозрачности бюджетной информации, ставшими неотъемлемыми чертами всей государственной политики в последние несколько десятилетий. Опыт, накопленный в российских регионах, свидетельствует о том, что внедрение практик инициативного бюджетирования влечет за собой ряд благоприятных экономических и общественно значимых результатов. Среди наиболее важных можно выделить следующие:

- Оптимизация и более рациональное использование бюджетных ассигнований.

- Улучшение условий проживания в муниципальных образованиях благодаря выявлению и разрешению наиболее актуальных проблем социальной сферы.

- Сокращение тенденций пассивного ожидания помощи со стороны населения [4, с. 13].

С 2015 года и по настоящее время Центр инициативного бюджетирования, функционирующий при НИФИ Минфина России, проводит регулярный анализ прогресса в сфере инициативного бюджетирования (ИБ). На основе полученных данных ежегодно формируется Доклад, посвященный передовым методам развития ИБ в регионах и муниципалитетах Российской Федерации. Процесс мониторинга предполагает сбор информации о применении практик инициативного бюджетирования в различных субъектах РФ. В рамках последнего мониторинга осуществлялся сбор и систематизация информации, отражающей результаты деятельности в области инициативного бюджетирования (далее – ИБ), получившей финансовую поддержку в течение 2024 года. Результаты мониторинга показали улучшение ключевых показателей развития ИБ в России: увеличилось число внедренных практик, возросло количество участвующих регионов, расширился перечень реализованных инициатив и общий объем финансирования из государственного бюджета, направленного на их поддержку [5, с. 10].

Информация о внедрении практик ИБ в рассматриваемый период поступила из 81 региона России. В текущем цикле мониторинга не были задействованы Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области. Также не были предоставлены сведения о реализации проектов в сфере ИБ в 2024 году из Еврейской автономной области, Республик Северная Осетия – Алания, Дагестан и Карелия. В 2023 году в мероприятиях по развитию ИБ было задействовано 78 субъектов Российской Федерации. По результатам проведенного анализа следует отметить продолжающееся формирование инфраструктуры ИБ: суммарное количество реализованных практик разного масштаба возросло на 157 по сравнению с 2023 годом и достигло в 2024 году 705. В это число входят 73 практики, внедренные образовательными учреждениями (школами, университетами, колледжами) самостоятель-но [5, с. 10-11].

 

Рис. 1. Динамика ключевых показателей развития инициативного бюджетирования в России за 2015-2024 гг.

 

Исходя из анализа Доклада Министерства финансов Российской Федерации о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях можно выделить следующие актуальные методы развития изучаемого механизма внедрения мнения населения муниципального образования в вопросы формирования и расходования местного бюджета, зарекомендовавшие себя на практике в различных субъектах и муниципалитетах:

  1. Выдвижение инициативных проектов – активное вовлечение граждан в процесс предложения проектов, связанных с благоустройством, вопросами образования, культуры и т.п. (реализуется в Астраханской, Владимирской областях, Карачаево-Черкесской республике);
  2. Вовлечение отдельных заинтересованных в развитии социальных групп (школьники, студенты, представители отдельных профессий) – подобная практика реализуется в Кемеровской области, Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Республике Адыгея;
  3. Конкурсный отбор инициатив – данная методика зарекомендовала себя с положительной стороны в Смоленской области, Республике Хакасия, Ханты-Мансийском автономном округе;
  4. Контроль за реализацией ранее отобранных проектов – участие граждан в контрольной и надзорной деятельности муниципалитета в процессе реализации инициативы: от составления проектной документации до окончания работ. Методика успешно реализуется в Мурманской области, Нижегородской области;
  5. Реализация предложений и инициатив совместно с жителями – реализуется в Псковской области, Калининградской области [5].

Подводя итоги, можно сказать, что инициативное бюджетирование – это процесс взаимодействия органов местного самоуправления с населением, направленное на поощрение инициативных предложений, формирование и целевое расходование местного бюджета. Данная практика прошла большой пусть становления, начиная от точечных внедрений в муниципалитетах Бразилии до международного признания и применения в странах Латинской Америки, Азии, Европы. Российская Федерация достаточно быстро подхватила идею инициативного бюджетирования и начала внедрять ее в своих субъектах. По состоянию на 2024 год изучаемая в рамках научного исследования практика реализуется в 81 субъекте, при этом стоит отметить положительную динамику в сравнении с 2023 годом, когда участниками подобного вида бюджетирования выступали 78 субъектов. При этом, существуют проблемы в реализации методики инициативного бюджетирования на новых территориях – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Для планомерного развития инициативного бюджетирования необходимо обращать внимание перенимать позитивный опыт отдельных регионов России, совершенствовать систему нормативного регулирования, а также методического сопровождения.

×

Авторлар туралы

A. Markina

K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: anastasiaamar17@yandex.ru

Student

Ресей, Russia, Kaluga

A. Gromov

K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University

Email: gromalex2003@yandex.ru

Student

Ресей, Russia, Kaluga

O. Afonina

K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University

Email: anastasiaamar17@yandex.ru

Senior Lecturer

Ресей, Russia, Kaluga

Әдебиет тізімі

  1. Инициативное бюджетирование // Министерство экономики и территориального развития Свердловской области: [сайт]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.midural.ru/activity/2548/.
  2. Что такое инициативное бюджетирование // СБЕР СОВА: [сайт]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sbersova.ru/sections/economy/chto-takoye-initsiativnoye-byudzhetirovaniye.
  3. Инициативное бюджетирование // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/c/initsiativnoe-biudzhetirovanie-4e6c22.
  4. Чумакова Е. А. Актуальные вопросы развития инновационного бюджетирования в Россий-ской Федерации: учебное пособие / Е. А. Чумакова; Волгоградский институт управления – фи-лиал РАНХиГС. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАН-ХиГС, 2022. – 158 с.
  5. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Рос-сийской Федерации и муниципальных образованиях / С.В. Романов, А.П. Кудиев, В.В. Вагин, Н.А. Шаповалова. – Москва: Министерство финансов Российской Федерации, 2025. – 123 c.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».