АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Авторы: Маркина А.А.1, Громов А.О.1, Афонина О.С.1
-
Учреждения:
- Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
- Выпуск: № 11 (2025)
- Страницы: 201-205
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/359721
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-201-205
- ID: 359721
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье поднимается вопрос практики вовлечения граждан в управление местными финансами – инициативное бюджетирование. Данная практика реализуется как на международном уровне, так и на территории Российской Федерации, где изучаемая методика используется в 81 из 89 субъектов. В статье рассматриваются различные подходы к определению инициативного бюджетирования, подчеркивается его суть как механизма взаимодействия населения и власти в определении приоритетных направлений расходования бюджетных средств. Освещается история возникновения и развития инициативного бюджетирования в мире, начиная с опыта Бразилии и признания ООН. Анализируются современные тенденции развития инициативного бюджетирования за рубежом и в России, где данный процесс совпал с демократизацией бюджетной политики. На основе данных Минфина РФ представлены ключевые показатели развития инициативного бюджетирования в России за 2015-2024 годы. Выделены и описаны актуальные методы развития инициативного бюджетирования, успешно применяемые в различных регионах и муниципалитетах страны, включая выдвижение инициативных проектов, вовлечение социальных групп, конкурсный отбор, контроль реализации и совместную реализацию с жителями. В заключение подчеркивается важность инициативного бюджетирования как инструмента взаимодействия власти и населения для эффективного формирования и расходования местного бюджета.
Полный текст
Последние несколько десятилетий в управление местными бюджетами привлекаются жители территорий. В этой связи актуальной и наиболее применяемой процедурой является инициативное бюджетирование. Эффективность данной практики привела к широкому распространению в различных государствах, в том числе в Российской Федерации. По состоянию на 2024 года инициативное бюджетирование реализуется на территории 81 субъекта России. Бурное развитие инициативного бюджетирования привело к активному изучению данного феномена, его многогранность вызывает интерес среди социологов, политологов, психологов, юристов и т.д.
Обращаясь к понятийному аппарату, стоит рассмотреть следующие подходы к определению инициативного бюджетирования:
- Инициативное бюджетирование – это совместная деятельность населения, органов местного самоуправления муниципального образования (органов государственной власти субъекта РФ) и организаций по определению приоритетных направлений расходования бюджетных средств, осуществляемая с применением проектного подхода по инициативе населения для решения вопросов местного значения [1].
- Инициативное бюджетирование предполагает непосредственное участие граждан в местном самоуправлении и распределении бюджетных средств. Оно также называется партисипаторным бюджетированием [2].
- Инициативное бюджетирование (партисипаторное бюджетирование) – форма непосредственного участия населения в реализации местного самоуправления посредством выдвижения предложений по целям и направлениям расходования части средств местного бюджета. Ключевое отличие инициативного бюджетирования от прочих форм вовлечения граждан в управление общественными финансами заключается в том, что право принятия или отклонения отдельно взятых проектов остаётся за членами общества и определяется в рамках процедуры голосования, которое может осуществляться как очно, так и заочно (посредством интернет-голосования, телефонных и СМС-опросов, отправки заполненных бланков по почте и т. п.) [3].
Таким образом, можно выдвинуть следующее определение: инициативное бюджетирование – это многогранный механизм непосредственного взаимодействия населения муниципального образования с представителями местного самоуправления в обсуждении основных целей и направлений, формировании и расходовании местного бюджета муниципального образования.
В специализированной литературе считается, что основы инициативного бюджетирования были заложены в конце 80-х годов ХХ века в Бразилии. Наряду с ним похожая практика начала внедряться и в последствии реализовываться в городах Сантус, Пирасикаба, Санту-Андре, Жуан-Монлевади и т.д., но положительный опыт был получен только в Порту-Алегри. Причиной выбора подобной практики участия граждан в обсуждении расходовании местного бюджета в Бразилии была политика Партии трудящихся, члены которой были избраны мэрами в 36 муниципалитетах. Реализуемая политика партии заключалась, с одной стороны, в стремлении к усилению процессов децентрализации власти и её подотчетности общественным организациям и гражданам страны, с другой – в социальной направленности используемых при реализации политики инструментов, где основными бенефициарами выступали наименее обеспеченные члены общества. Спустя семь лет после реализации инициативного бюджетирования в Порту-Алегри в июне 1996 года в Конференции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) по населенным пунктам (Хабитат II) в Стамбуле, данная практика получила международное признание. В документах, представленных на Конференции, подчеркивается, что ключевыми элементами стратегии реализации глобального плана действий являются стимулирование, открытость и вовлечение широких слоев населения. Эта стратегия предполагает, что правительства сосредоточат свои усилия на формировании правовой, организационной и финансовой базы, способствующей активному участию частного бизнеса, некоммерческих организаций и местных сообществ в обеспечении доступного жилья для всех и устойчивого развития населенных пунктов. Предполагается, что мужчины и женщины будут сотрудничать в своих районах с органами власти различных уровней, совместно определяя свое будущее и приоритеты, находя и распределяя ресурсы, а также создавая партнерства для достижения общих целей. В рамках реализации Повестки дня Хабитат развивающимся государствам была предложена поддержка Всемирного банка, одновременно с этим была выдвинута настоятельная рекомендация о поддержании постоянной коммуникации между Банком и местными органами власти [4, с. 5-8].
Сегодня инициативное бюджетирование используется в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии, Филиппинах, Европейского союза. Основываясь на анализе зарубежного опыта, можно выделить актуальные тенденции развития инициативного бюджетирования [4, с. 11-12]:
- Использование интернета как канала связи между властью и гражданами;
- Привлечение определенных социальных групп (молодежь, мигранты и т.п.) для разработки и реализации коллективных решений;
- Участие некоммерческих организаций в проектах инициативного бюджетирования представлено на данный момент не только в роли реализаторов выбранных идей, но и в роли проектных центров, которые сами инициируют запуск проектов.
- Интеграция инициативного бюджетирования в политику бюджетной открытости;
- Запуск инновационных практик на базе классического инициативного бюджетирования.
Развитие рассматриваемой практики в России совпало с процессом демократизации бюджетной политики. Начиная с 2005 года отмечаются тенденции к повышению открытости и прозрачности бюджетной информации, ставшими неотъемлемыми чертами всей государственной политики в последние несколько десятилетий. Опыт, накопленный в российских регионах, свидетельствует о том, что внедрение практик инициативного бюджетирования влечет за собой ряд благоприятных экономических и общественно значимых результатов. Среди наиболее важных можно выделить следующие:
- Оптимизация и более рациональное использование бюджетных ассигнований.
- Улучшение условий проживания в муниципальных образованиях благодаря выявлению и разрешению наиболее актуальных проблем социальной сферы.
- Сокращение тенденций пассивного ожидания помощи со стороны населения [4, с. 13].
С 2015 года и по настоящее время Центр инициативного бюджетирования, функционирующий при НИФИ Минфина России, проводит регулярный анализ прогресса в сфере инициативного бюджетирования (ИБ). На основе полученных данных ежегодно формируется Доклад, посвященный передовым методам развития ИБ в регионах и муниципалитетах Российской Федерации. Процесс мониторинга предполагает сбор информации о применении практик инициативного бюджетирования в различных субъектах РФ. В рамках последнего мониторинга осуществлялся сбор и систематизация информации, отражающей результаты деятельности в области инициативного бюджетирования (далее – ИБ), получившей финансовую поддержку в течение 2024 года. Результаты мониторинга показали улучшение ключевых показателей развития ИБ в России: увеличилось число внедренных практик, возросло количество участвующих регионов, расширился перечень реализованных инициатив и общий объем финансирования из государственного бюджета, направленного на их поддержку [5, с. 10].
Информация о внедрении практик ИБ в рассматриваемый период поступила из 81 региона России. В текущем цикле мониторинга не были задействованы Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области. Также не были предоставлены сведения о реализации проектов в сфере ИБ в 2024 году из Еврейской автономной области, Республик Северная Осетия – Алания, Дагестан и Карелия. В 2023 году в мероприятиях по развитию ИБ было задействовано 78 субъектов Российской Федерации. По результатам проведенного анализа следует отметить продолжающееся формирование инфраструктуры ИБ: суммарное количество реализованных практик разного масштаба возросло на 157 по сравнению с 2023 годом и достигло в 2024 году 705. В это число входят 73 практики, внедренные образовательными учреждениями (школами, университетами, колледжами) самостоятель-но [5, с. 10-11].

Рис. 1. Динамика ключевых показателей развития инициативного бюджетирования в России за 2015-2024 гг.
Исходя из анализа Доклада Министерства финансов Российской Федерации о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях можно выделить следующие актуальные методы развития изучаемого механизма внедрения мнения населения муниципального образования в вопросы формирования и расходования местного бюджета, зарекомендовавшие себя на практике в различных субъектах и муниципалитетах:
- Выдвижение инициативных проектов – активное вовлечение граждан в процесс предложения проектов, связанных с благоустройством, вопросами образования, культуры и т.п. (реализуется в Астраханской, Владимирской областях, Карачаево-Черкесской республике);
- Вовлечение отдельных заинтересованных в развитии социальных групп (школьники, студенты, представители отдельных профессий) – подобная практика реализуется в Кемеровской области, Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Республике Адыгея;
- Конкурсный отбор инициатив – данная методика зарекомендовала себя с положительной стороны в Смоленской области, Республике Хакасия, Ханты-Мансийском автономном округе;
- Контроль за реализацией ранее отобранных проектов – участие граждан в контрольной и надзорной деятельности муниципалитета в процессе реализации инициативы: от составления проектной документации до окончания работ. Методика успешно реализуется в Мурманской области, Нижегородской области;
- Реализация предложений и инициатив совместно с жителями – реализуется в Псковской области, Калининградской области [5].
Подводя итоги, можно сказать, что инициативное бюджетирование – это процесс взаимодействия органов местного самоуправления с населением, направленное на поощрение инициативных предложений, формирование и целевое расходование местного бюджета. Данная практика прошла большой пусть становления, начиная от точечных внедрений в муниципалитетах Бразилии до международного признания и применения в странах Латинской Америки, Азии, Европы. Российская Федерация достаточно быстро подхватила идею инициативного бюджетирования и начала внедрять ее в своих субъектах. По состоянию на 2024 год изучаемая в рамках научного исследования практика реализуется в 81 субъекте, при этом стоит отметить положительную динамику в сравнении с 2023 годом, когда участниками подобного вида бюджетирования выступали 78 субъектов. При этом, существуют проблемы в реализации методики инициативного бюджетирования на новых территориях – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Для планомерного развития инициативного бюджетирования необходимо обращать внимание перенимать позитивный опыт отдельных регионов России, совершенствовать систему нормативного регулирования, а также методического сопровождения.
Об авторах
А. А. Маркина
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Автор, ответственный за переписку.
Email: anastasiaamar17@yandex.ru
студент
Россия, Россия, г. КалугаА. О. Громов
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Email: gromalex2003@yandex.ru
студент
Россия, Россия, г. КалугаО. С. Афонина
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Email: anastasiaamar17@yandex.ru
старший преподаватель
Россия, Россия, г. КалугаСписок литературы
- Инициативное бюджетирование // Министерство экономики и территориального развития Свердловской области: [сайт]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.midural.ru/activity/2548/.
- Что такое инициативное бюджетирование // СБЕР СОВА: [сайт]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sbersova.ru/sections/economy/chto-takoye-initsiativnoye-byudzhetirovaniye.
- Инициативное бюджетирование // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru/c/initsiativnoe-biudzhetirovanie-4e6c22.
- Чумакова Е. А. Актуальные вопросы развития инновационного бюджетирования в Россий-ской Федерации: учебное пособие / Е. А. Чумакова; Волгоградский институт управления – фи-лиал РАНХиГС. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАН-ХиГС, 2022. – 158 с.
- Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Рос-сийской Федерации и муниципальных образованиях / С.В. Романов, А.П. Кудиев, В.В. Вагин, Н.А. Шаповалова. – Москва: Министерство финансов Российской Федерации, 2025. – 123 c.
Дополнительные файлы



