Том 22, № 3 (2022)
09.00.00 Философские науки
Особенности процессов междисциплинарного познания христианской религиозной мистики
Аннотация
Цель – рассмотрение возможностей и перспектив формирования междисциплинарной метарефлексии в сфере постижения религиозно-мистического опыта. Используя методы критической философской рефлексии и диалектической логики, авторы анализируют специфику многоплановости дисциплинарных подходов и интерпретаций религиозно-мистического опыта. При этом особое внимание концентрируется на факторах междисциплинарного взаимодействия, способствующих нивелированию дисциплинарно-интерпретационных расхождений, необходимых для синтеза нового знания. Вместе с тем поясняются перспективы развития метарефлексии мультидисциплинарного пространства, в рамках которого есть зоны междисциплинарного взаимодействия.
Логика исследования позволила сделать выводы о перспективах и преимуществах междисциплинарного синтеза, идущего путем синергии, способствующей уточнению особенностей архетипов христианской мистики и иных религий.



Феномены и риски профессионального пространства в условиях современного общества
Аннотация
Цель – с помощью феноменологического подхода проанализировать факторы, оказывающие активное влияние на структуру профессионального пространства. Такими факторами являются глобализация, современная эпидемиологическая ситуация и цифровизация. На основании данного анализа выявляются особенности профессионального пространства в информационном обществе. Благодаря данным особенностям появляется возможность определить тенденции трансформации профессионального пространства. Основными индикаторами, которые позволяют отследить изменения структуры профессионального пространства, являются депрофессионализация и изменение ценностных ориентиров в рамках данного пространства у современных индивидов. Данные индикаторы, в свою очередь, являются и основными рисками данного процесса.



Еще раз о проблеме концептуализации исторической памяти
Аннотация
Цель – дальнейшая концептуализация исторической памяти. Высказывается идея о том, что концептуализация связана с философскими границами интерпретаций социально-онтологических оснований исторической памяти. Подчеркивается, что социально-онтологические основания позволяют выявить онтологический статус исторической памяти на различных уровнях бытия. На уровне социального бытия историческая память выступает как способность общества фиксировать этапы взаимодействия с окружающей средой, онтологизируя процесс присвоения человеком природного материала. На институциональном уровне историческая память закрепляет собственное содержание в системе социальных институтов, с помощью которых выполняются функции государственной политики, эффективного управления и воспитания. На экзистенциальном уровне историческая память сохраняет и продолжает жизнь рода, семьи, индивида в пространственно-временных координатах: прошлое – здесь; прошлое – здесь и теперь; прошлое – здесь и там. Высказывается идея, что включение проблематики исторической памяти в междисциплинарное исследовательское поле расширяет границы ее концептуализации. Это приводит к обнаружению онтологической общности исторической и биологической памяти, что усиливает функционал фундаментального статуса исторической памяти.



Сущность и своеобразие российского правового сознания в современный период: теоретическое уточнение
Аннотация
Цель – теоретическая конкретизация сущности и своеобразия правового сознания современных российских граждан. При этом автор руководствуется следующим аргументом: социально-философская аналитика имманентна исторически сложившимся теориям правового понимания и правового сознания.
Проводится экскурс в историю формирования правовых основ российской государственности с обозначением специфики правового понимания. В данной связи дискутируются теории государства и права Б.Н. Чичерина и И.А. Ильина, а также социально-философская (либертарная) теория права В.С. Нерсесянца. Обосновывается, что своеобразие правового сознания всегда детерминировано спецификой конкретного времени. Так, Б.Н. Чичерин, И.А. Ильин и В.С. Нерсесянц создавали свои правовые теоретизации на определенном изломе российской истории: Б.Н. Чичерин – накануне отмены крепостного права, И.А. Ильин – накануне и после революции 1917 г., а В.С. Нерсесянц – в конце советского периода. Теоретизации права, предпринятые означенными мыслителями, могут также рассматриваться как их индивидуальное правовое сознание.
Несмотря на идеологические различия, теоретические построения Б.Н. Чичерина, И.А. Ильина и В.С. Нерсесянца (равно как их правовое сознание) роднит присутствие идеи справедливости (равенства). Основным началом права является правда как тождество справедливости (Б.Н. Чичерин). Правосознание человека как утверждение его собственной духовности предполагает особое равенство – признание духовности других людей (И.А. Ильин). Идея равной для всех нормы и меры (социальное равенство), свобода и справедливость – главные элементы права (В.С. Нерсесянц). Констатируется наличие определенной теоретической инерции: идея справедливости (равенства) и сегодня включена в социально-философские теоретические построения (А.Г. Сабиров, А.Е. Маховиков).
Сегодня, на очередном изломе как российской, так и мировой истории, правовое сознание россиян дискутируется также через присущее ему своеобразное свойство диалектической трансформации – сообразно, в угоду или вопреки действительности. Обозначается, что сегодня равенство и справедливость как специфические российские черты индивидуального и массового правового сознания предполагают в том числе двуединое соблюдение правовой самодисциплины – как самими гражданами, так и российским правовым государством социально ориентированного типа.



Оценка тревожных ожиданий при дистанционном обучении студентов в философском контексте
Аннотация
Цель – рассмотреть феномен тревожных ожиданий, который возникает в процессе дистанционного обучения студентов.
Материал и методы. Проведена оценка тревожных ожиданий с помощью специально адаптированной анкеты «Госпитальной шкалы тревоги и депрессии». Проведено анкетирование 162 студентов 1–2 курсов СамГТУ в возрасте от 18 до 22 лет.
Результаты. Выявлено, что дистанционное образование содержит латентное беспокойство как экзистенциального, так и технического характера. При дистанционном обучении 22% студентов отметили снижение усвоения учебного материала в среднем на 15%, 75,92% студентов были полностью удовлетворены полученными знаниями, 19,75% – не полностью, а 4,32% – не удовлетворены.



Психоанализ как научно-исследовательская программа
Аннотация
Цель – рассмотреть основные аспекты развития психоанализа в методологии, предложенной И. Лакатосом. Обозначены основные элементы «твердого ядра», составляющие психоаналитическую метапсихологию, на примерах показана работа «защитного слоя». Развитию психоанализа и сохранению его эвристической силы способствовали преобразования, открытия, приведшие к формированию современной формы этой научно-исследовательской программы. Почти с момента своего появления психоанализ стал способом исследования человека и за пределами медицины. Распространение идей психоанализа в философии, социологии, политике, антропологии и т.д. вовлекало в разработку теоретических построений все больше исследователей, критически пересматривающих фундаментальные положения и дающих программе современное звучание. На всем протяжении развития психоанализа как научно-исследовательской программы критически важным являлась опора на лечебную практику.



Социальное управление в современном мире: социально-философский аспект
Аннотация
Цели – структурирование понятия «социальное управление» по его основополагающим составляющим, которые в настоящее время понимаются как управление персоналом или организацией на базовом принципе «цель – воздействие – результат», а также разделение подходов к рассмотрению социального управления как по функциональности, так и по принципиальным составляющим данного понятия, которые отличаются от «социального менеджмента» в ключе процесса управления.
Разделение по ключевым особенностям позволяет убедиться во включении социального менеджмента в социальное управление как одну из составляющих процесса; увидеть необходимость таких составляющих процесса социального управления, как взаимодействие, интеграция, информационный обмен; спрогнозировать возможные варианты развития процесса управления при переходе его к позиции исключительно производственного концепта, а именно исключения роли социального капитала.



Современная социокультурная ситуация: проблема ценностных ориентиров
Аннотация
Цель – определение ценностных ориентиров в рамках концепта метамодерна. В статье отмечается, что после нескольких десятилетий постмодерна общество обращается к метамодернизму как к новой попытке уловить свое положение в постоянно варьирующемся настоящем, как к попытке быстрого реагирования на предложенные вызовы времени.
Рассмотрены основные черты метамодернизма, и на их основании предложена характеристика актуальных ценностных ориентиров, приходящих на смену модернистским установкам: признание ценности состояния «находиться между», ценностный приоритет чувства и ощущения, ориентация на глубинные смыслы, стремление к причастности к большой истории. Сделаны выводы о том, что метамодернизм предлагает новые варианты осмысления социального бытия и в их рамках выстраивание новой иерархии ценностных ориентиров.



Российская военная теория первой половины XX века: попытки создания философии войны
Аннотация
В современном мире проблематика войны приобретает особую актуальность, требуя философского осмысления. В рамках российской военной теории XX века уже предпринимались попытки по созданию философии войны. Эти усилия были направлены на синтез философского и военно-теоретического знания.
Цель – анализ концепций А.А. Керсновского, Н.Н. Головина и А.Е. Снесарева для выявления теоретических оснований и задач философии войны в работах указанных авторов.
Выводы. В творчестве А.А. Керсновского философия войны становится национальной теологией войны, в работах Н.Н. Головина философия войны преобразуется в социологию войны, в трудах А.Е. Снесарева философия войны понимается как нравственный и научный синтез военной проблематики.



Возникновение аффордансов артефактов как процесс накопления знаний (на примере оружия)
Аннотация
Цель – определение типологии видов оружия и обоснования необходимости проведения оценки степени разрушительного воздействия аффордансов артефактов, используемых в качестве оружия, на окружающие объекты и общество в целом. В качестве методологической основы исследования использована теория М. Коула, которая обладает большим аппликативным потенциалом и позволяет дать объекту целостную характеристику. Под артефактом понимается материальный объект, созданный человеком в процессе творческой преобразовательной деятельности и предназначенный для определенной цели. Термин «аффорданс», введенный Д. Гибсоном, трактуется как «потенциальная возможность» и позволяет детально проанализировать все возможные варианты применения того или иного артефакта человеком в зависимости от его текущих намерений. Процесс активной познавательной деятельности субъекта, приводящий к изобретению новых функций по использованию материальных объектов, рассматривается автором с позиции эпистемологического реализма. Существующая классификация оружия, с точки зрения процесса смыслообразования, не раскрывает в полном объеме всех особенностей его появления и функций, закладываемых на этапах проектирования и производства. На основе анализа этапов эволюции человечества, смены научных картин мира и типов научной рациональности в статье приведена авторская типология оружия. Наличие на законодательном уровне строгой регламентации, касающейся торговли, производства, приобретения, ношения и использования определенных видов оружия, толкает людей в случаях угрозы их жизни и здоровью к использованию в качестве средств защиты обычных бытовых предметов. В этих условиях возникает необходимость пересмотра существующих подходов и методов проведения экспертизы и оценки создаваемых людьми артефактов, которые могут быть использованы в качестве оружия.



К вопросу о философской «немоте» древнерусской книжности
Аннотация
Цель – рассмотреть процесс формирования русского философского дискурса. Автор исходит из позиции, что в книжной культуре древних русичей философский дискурс отсутствовал и оригинальная русская философия начала формироваться только в XVIII веке. Для книжности Древней Руси характерно отсутствие прямой связи с античной философской традицией. Идеи античных авторов попадали на Русь через Византию. Однако древние русские книжники воспринимали их в качестве «елинских борзостей», проявления язычества.
Автор приходит к выводу, что особенностью русской религиозной книжности выступает ее сущностная ориентация на греческую религиозную литературу IV-VI столетий. Но анализировать религиозные тексты историкам русской философии нужно обязательно, поскольку именно с их помощью можно понять специфику формирования русской интеллектуальной культуры.



Семантика нелепости на метафизическом циферблате антиутопии: российские интенции
Аннотация
Проблема нелепости – многомерная проблема философской антропологии, она поднимает вопрос о человеке постсовременности, о существовании человека в мире антиутопии. Через семантику нелепости становится возможным комплексное рассмотрение проблем эстетического, гносеологического, культурологического свойства в контексте постановки фундаментального вопроса о человеке, о человеке в принципе.
Цель – соотнести семантику нелепости и концепцию метафизического циферблата. Нелепость рассматривается как разрушение идеальной архитектоники метафизического циферблата антиутопии. Тексты антиутопий (романы Евгения Замятина, Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли, Рэя Брэдбери) соотносятся с текстами русской культуры (произведения Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя). Они рассматриваются как символический «фон» бытия человека в качестве «нелепого существа». Именно на фоне символического циферблата антиутопии ценны те, казалось бы, нелепые человеческие качества, от которых воображаемое общество хочет отказаться.



Антропологические константы как объект футурологического анализа
Аннотация
Цель – анализ возможных картин человека будущего с позиции сохранения его сущности. Статья посвящена анализу образа человека в будущем, проблемам философского осмысления сущности человека и прогнозированию возможных изменений человека. Также кратко представлены некоторые подходы к рассмотрению сущности человека в философии. Рассмотрены толкования онтологической границы в синергийной антропологии С.С. Хоружего и антропологических констант в работах Л.Е. Моториной, проанализированы недостатки данных толкований. Во второй части статьи было выделено три раздела футурологии как науки, занимающейся прогнозированием будущего на основе современных достижений и рациональной науки и имеющихся социальных, экономических и культурных трендов. Отмечен форсайт как один из основных методов футурологии, а также обозначены сложности исследования антропологических форсайтов. Также отмечены некоторые подходы при рассмотрении картин человека в будущем, предложенные экспертами в рамках исследования антропологических трендов под руководством С.А. Смирнова.
В заключение раскрывается понятие антропологических практик как возможного пути защиты человека в будущем мире трансформаций.



Зритель и кино: в поисках смысла
Аннотация
Цель исследования – выявить основные состояния человека относительно действия просмотра фильма и определить момент конструирования смысла. Проанализированы три состояния зрителя: «до», «сейчас», «после». Выявлены их специфические черты по отношению к формированию смысла.
Сделаны выводы, что данное конструирование, обладающее значимостью для зрителя, относится к состоянию «после», которое связано со схватыванием поставленных проблем в кинофильме в прошлом и рефлексией над ними. При этом факторами, влияющими на конструирование смысла, выступают обыденный опыт, биографические обстоятельства, расстояние восприятия. В современном мире в условиях роста внимания зрителей к кинообзорам происходит замещение состояний, что приводит к подмене смыслов жизненного мира и потере возможности их выявления с помощью кино.


