Training of higher pedagogical staff in Soviet Buryatia
- 作者: Nomogoeva V.V.1, Shoidonova A.M.1
-
隶属关系:
- Buryat State University named after D. Banzarov
- 期: 卷 13, 编号 1 (2023)
- 页面: 156-163
- 栏目: Articles
- ##submission.datePublished##: 04.04.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/2410-0765/article/view/347111
- DOI: https://doi.org/10.22378/10.22378/2410-0765.2023-13-1.156-163
- EDN: https://elibrary.ru/VMORTK
- ID: 347111
如何引用文章
全文:
详细
The article deals with the issues of training the teaching staff of Buryatia in the Soviet era. Special attention in the organization of this process is paid to the experience of the Buryat State Pedagogical Institute. The study of the activities of the BSPI is an important component in the issue of training teachers with higher education. The purpose of the paper is to study the contribution of the BSPI to the training of teachers from 1932 to 1991. The following tasks of the study are presented: determination of the prerequisites for the creation of a pedagogical institute; study of the main stages of the formation of the pedagogical institute; identifying the most significant graduates of the institute employed in the regional education system. During the period under study, the Pedagogical Institute graduated a pleiad of talented and distinguished teachers who did a lot for the development of the educational system of Buryatia.м
全文:
В 2023 г. отмечается знаменательное событие – столетний юбилей Республики Бурятия. За это время пройден значительный путь, включавший в себя сложные процессы трансформации и модернизации. Особое значение имеет вопрос организации системы образования и подготовки педагогических кадров высшей квалификации для нужд образовательных организаций региона. При этом, наибольшее влияние в этом процессе оказал ведущий вуз республики – Бурят-Монгольский государственный педагогический институт – Бурятский государственный педагогический институт – Бурятский государственный университет.
Вопросы становления и развития института в разные годы были освещены разными исследователями [1; 2; 3; 4]. М.П. Хабаев, как основоположник высшего образования в Бурятии, описал вопрос становления Бурят-Монгольского государственного педагогического института. Являясь непосредственным участником событий, он представил наиболее интересные материалы за 1930–1940-е гг. [11]. В 2000 г. вышла в свет монография «Alma Mater», автором которой являлся И.И. Осинский. В книге были отражены наиболее важные вехи создания БГПИ-БГУ, уделено внимание вопросам становления педагогических коллективов и формирования структурных подразделений [9]. Значимыми являются публикации С.В. Калмыкова на посту ректора университета [5]. В 2022 г. издана книга «Бурятский государственный университет: история и современность», ставшая результатом многолетней работы В.В. Номогоевой и Л.Б. Ивановой [7].
Первые годы становления молодой республики стали временем значительного изменения всех отраслей экономической и социальной жизни. В 1920–1930-е гг. перед местными властями были поставлены важнейшие задачи: индустриализация республики, развитие сельского хозяйства и качественное изменение культурной жизни. Все возможные позитивные изменения сдерживала тотальная безграмотность населения и значительная нехватка профессиональных специалистов разных областей.
Статистические данные наглядно демонстрируют всю глубину кризисной ситуации. В 1923 г. действовало 450 школ, в которых обучались около 20000 человек. Общее количество педагогических работников составило всего 654 человека. При этом, доля педагогов с высшим образованием составляла всего 1,6%. В 1924 г. эта доля выросла до показателя 3,6% [8]. В республике наблюдался острый кадровый голод, напрочь отсутствовал резерв квалифицированных педагогических кадров. Особенно тяжелой была ситуация в сельских районах республики.
В таких условиях руководство школ столкнулось с вынужденной необходимостью снизить квалификационные требования к учителям. На работу принимались люди, имевшие только общее или среднее образование. Сложившаяся ситуация негативно сказывалась на образовательном процессе. Наркомпрос Бурят-Монгольской АССР неоднократно докладывал о неоднозначных результатах проверки профессиональной пригодности педагогических коллективов. В одной из сельских школ Баргузинского района проверили диктант, написанный учениками 3-го класса. Одну работу проверяли молодая учительница и директор школы. Результаты были показательными: учительница обнаружила три грамматические ошибки, директор выявил целых тринадцать ошибок [6]. Такая ситуация была типичной для своего времени, низкий профессиональный уровень педагогов отмечался повсеместно.
Необходимо было скорее решить вопрос подготовки квалифицированных педагогических кадров, в том числе имевших высшее образование. Региональные власти понимали, что создание педагогического института в Бурят-Монголии является делом первостепенной важности. Активные обсуждения общественности происходили в период с 1921 по 1932 гг. С убедительной аргументацией и обоснованием необходимости открытия высшего педагогического учебного заведения в Бурятии выступали выдающиеся деятели и ученые – Базар Барадиевич Барадин, Морхоз Петрович Хабаев, Козьмин Николай Николаевич и другие.
Вопрос планомерно обсуждался на Заседании Центрального комитета бурят-монголов Восточной Сибири (1921 г.), II Объединенном пленуме Областного комитета ВКП(б) (1928 г.), Заседании Всероссийского центрального исполнительного комитета XV созыва (1931 г.) и других важных собраниях [10].
Обсуждение было продолжительным, значительное время понадобилось для изыскания необходимых денежных средств и других ресурсов. В результате, открытие первого вуза состоялось в 1932 г. и было восторженно встречено широкой общественностью. Становлению Бурят-Монгольского пединститута значительную помощь оказали высшие учебные заведения Иркутска, Томска, Москвы, Ленинграда и других городов страны. Первым директором учреждения был назначен М.П. Хабаев, оказавший большую роль в становлении образовательной системы в регионе. Морхоз Петрович прекрасно понимал существовавшую проблему и был готов направить все усилия коллектива на подготовку учителей физики, математики, естествознания, истории, русского языка и литературы, родного языка и литературы.
Первый выпуск педагогов с высшим образованием состоялся летом 1932 г. Это были 15 студентов бывшего бурят-монгольского отделения Иркутского госуниверситета. В 1936 г. состоялся первый выпуск 34 студентов, которые полностью учились именно в пединституте. Всего за 1932–1941 гг. педагогический и учительский институты подготовили для школы 407 учителей (367 – очного отделения, 40 – заочного отделения). За годы Великой Отечественной войны было подготовлено 310 педагогов (233 на очном отделении и 77 на заочном) [7, с.190]. Все эти люди стали первыми специалистами с высшим образованием, получившими дипломы непосредственно в республике.
Период 1932–1945 гг. можно назвать периодом становления Бурятского государственного педагогического института. Выпускниками института стали выдающиеся педагоги, которые учили и воспитывали подрастающее поколение республики. В числе первых выпускников стоит выделить Г.И. Упхонова, выпускника 1938 г., внесшего значительный вклад в методику преподавания русского языка в бурятских школах. Он написал ряд научных трудов и учебных пособий, в том числе учебник грамматики русского языка для 5–6 классов бурятских школ.
И.В. Баранников, выпустившийся в 1940 г., учитель русского языка и литературы. Впоследствии он станет заведующим сектора тюркских и монгольских групп в Академии педагогических наук РСФСР. Иннокентий Васильевич внёс значительный вклад в область изучения русского языка в национальных регионах. Его методика первоначального обучения русскому языку в бурятской школе до сих пор актуальна и до сих пор используется при обучении иностранных граждан.
Постановлением Совета народных комиссаров СССР «Об улучшении подготовки учителей» от 20 августа 1945 г. был ознаменован переход к обычному распорядку обучения студентов, перестройки образовательного процесса в педагогических институтах по всей стране. Переход на мирные рельсы требовал значительного увеличения числа выпускников, ужесточения квалификационных требований к будущим учителям. За 1945–1955 гг. институт окончило 2013 педагогов, из них 1537 окончили очное отделение и 476 заочное [7, с.190].
В марте 1947 г. Бурят-Монгольскому государственному педагогическому институту было присвоено имя Доржи Банзарова. Первый бурятский ученый родился в 1822 г. в семье бурятских казаков, получил высшее образование в Казанском Императорском университете. Банзаров защитил диссертацию «Черная вера или шаманство у монголов» в 1846 г., успешно занимался научной деятельностью и имел устойчивую репутацию в научных кругах. Присвоение институту имени бурятского ученого имело важное символическое значение для дальнейшего становления национальных педагогических и преподавательских кадров.
В целях поддержки учебной и научно-исследовательской деятельности был учрежден ряд именных стипендий для отличников института. 27 апреля 1957 г. перед зданием института была установлена скульптура Доржи Банзарова, выполненная известным художником и скульптором Бурятии А.И. Тиминым и отлитая из чугуна рабочими Улан-Удэнского ПВЗ. Открытие памятника стало значимым событием, в мероприятии приняли участие пионеры, комсомольцы, представители научных и общественных организаций г. Улан-Удэ.
В знаковый 1947 г. институт закончила Д.Б. Улымжиева, которая долгое время работала учителем истории в Ноехонской школе. Из-за острой нехватки квалифицированных кадров она учила детей и другим предметам: биологии, географии и химии. Дулма Батуевна, за 38 лет педагогической деятельности, с честью несла гордое звание учителя. В этом году она отпраздновала 100-летний юбилей и является старейшим педагогом Бурятии.
К послевоенному поколению студентов относится Э.Р. Раднаев, учитель бурятского языка и литературы. С 1952 г. трудился в Оронгойской и Иволгинских школах. Позже начал научную деятельность, впоследствии был избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Эрхито Раднаевич сделал многое для сохранения бурятского языка, был настоящим энтузиастом своего дела.
Также хотелось бы отметить выдающегося бурятского педагога М.Ч. Гармаеву, которая окончила институт в 1957 г. За свою трудовую практику она преподавала математику во многих сельских школах Курумканского района. Мария Чириповна стала наставником для многих поколений учителей математики, в числе ее выпускников доктора и кандидаты наук, победители математических олимпиад.
В 1957 г. институт отмечал 25-летний юбилей, было отмечено, что за это время было подготовлено 3289 учителей. Выпускники института плодотворно работали в школах республики, успешно обучали детей и вносили свой вклад в методику обучения разным предметам в национальных школах. В этот год институт был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бурят-Монгольской АССР за успехи в подготовке учительских кадров.
В 1960 г. Бурят-Монгольский государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова был переименован в Бурятский государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова. Повысился статус руководителя института – вводились должности ректора и проректоров.
С 1960-х гг. начался новый этап в развитии пединститута, были созданы новые и переформированы ранее существовавшие факультеты. В 1960 г. был открыт факультет физического воспитания. В 1962 г. был образован факультет иностранных языков с тремя отделениями: английского, немецкого и французского языков. В 1977 г. был создан индустриально-педагогический факультет, в 1978 г. – факультет начальных классов. С 1962 г. на базе института действовал университет научно-педагогических знаний. Главной задачей этого общественного учреждения являлись пропаганда научно-педагогических знаний среди учителей и родителей, повышение научно-теоретического и методического уровня педагогических кадров. В конце 1970‑х гг. в институте было 7 факультетов, где велась подготовка учителей по 13 специальностям.
Н.П. Тарова, выпускница 1966 г., бессменно работала в Селенгинской школе. Она проводила большую краеведческую работу, подробно описала историю своего села, написала биографии местных старожилов и знаменитых людей. Т.Б. Тогочиева закончила институт в 1968 г., она сыграла заметную роль в развитии образования республики в 1970–1980-е гг. Шананская школа, где она работала, была опорной школой для учителей малокомплектных школ всей республики.
В 1979 г. приказом Министерства просвещения РСФСР Бурятский пединститут был отнесен к вузам высшей, то есть первой, категории, что явилось очередным признанием достижений его коллектива. В 1982 г. преподаватели и студенты института, общественность республики отметили 50-летие со дня открытия первого вуза в Бурятии. Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 марта 1982 г. за достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования, обучении и воспитании студентов Бурятский государственный институт имени Доржи Банзарова был награжден орденом «Знака Почета».
1980-е гг. ознаменовали перестройку – начало глубоких перемен в жизни советского государства и общества. Страна вступила в полосу политических и социально-экономических преобразований, которые сказались и на подготовке педагогических кадров. С каждым годом росло количество выпускников института: за 1955–1970 гг. – 7446 человек, за 1970–1980 гг. – 7500 человек и за 1981–1990 гг. – 8083 человека [7, с.190].
За 1981–1995 гг. БГПИ окончило около 13755 человек, была воспитана целая плеяда выдающихся учителей, верных педагогическому мастерству. Постепенно сформировались целые учительские династии, поколениями обучавшиеся в пединституте. Большим уважением в республике пользуется семейство Кобелевых из г. Северобайкальска. Отец семейства, Петр Алексеевич выучился на учителя физкультуры, мать – Валентина Николаевна работала учителем физики и химии. Их дети продолжили традицию: Ольга Петровна стала учителем начальных классов, Николай Петрович продолжил дело отца и стал учителем физкультуры.
Семейство Болдоновых из г. Улан-Удэ, на протяжении многих поколений, получали образование в БГПИ-БГУ. Венедикт Леонтьевич был учителем русского языка и литературы, его жена – Ольга Александровна долгое время работала учителем математики и биологии. Их дети также были заняты в образовательной системе: Лия Венедиктовна работала воспитателем, Татьяна Венедиктовна – учителем немецкого и английского языков. В лице Александра Ивановича, учителя основ безопасности и жизнедеятельности и физкультуры, продолжило традицию третье поколение Болдоновых. Его сын Иван Александрович работает учителем математики и информатики в настоящее время.
За всю свою историю Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова подготовил более 77 тысяч кадров высшей квалификации. Вклад БГПИ-БГУ в дело подготовки кадров высшей квалификации для Бурятии невозможно переоценить. Вуз всегда себя позиционировал в качестве одного из динамично развивающихся и перспективных вузов Дальнего Востока, главного научного и образовательного центра республики, места успешной реализации студенческих инициатив. БГПИ-БГУ за 95 лет существования стал ведущей кузницей педагогических и научных кадров, альма-матер выдающихся педагогов и учителей Бурятии. В настоящее время в системе образования республики трудится более 17000 педагогических работников, в том числе общего образования более 13000. Из них диплом о высшем образовании имеют 85,3%, а высшую и первую квалификационную категорию – 62,7%.
Задача подготовки квалифицированных педагогических кадров остается важной задачей руководства и профессорско-преподавательского коллектива университета. В настоящее время вуз продолжает оказывать существенное влияние на социально-экономическое и инновационное развитие республики, формирование ее человеческого капитала, становясь своеобразным драйвером и точкой опоры в регионе.
作者简介
Victoria Nomogoeva
Buryat State University named after D. Banzarov
编辑信件的主要联系方式.
Email: nomogoeva67@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8852-2230
Dr. Sci. (history), Associate professor of the Department of History of Buryatia
俄罗斯联邦, Ulan-UdeAltyna Shoidonova
Buryat State University named after D. Banzarov
Email: shoyd89@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7415-0237
Cand. Sci. (history), Associate professor of the Department of History of Buryatia
俄罗斯联邦, Ulan-Ude参考
- Bal'khaeva I.Kh. Stanovlenie vysshey shkoly v buryat-mongol'skoy ASSR (1932–1940 gg.) [Formation of higher education in the Buryat-Mongolian ASSR (1932–1940)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2009, №1, pp.10–23. (In Russian)
- Byuraeva Yu.G. Professional'noe obrazovanie Respubliki Buryatiya: istoriya i sovremennost' [Vocational education in the Republic of Buryatia: past and present]. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, 2020, №4(40), pp.158–165. (In Russian)
- Durinov A.A. Ocherki istorii shkol i pedagogicheskogo obrazovaniya v Buryat-Mongolii [Essays on the history of schools and teacher education in Buryat-Mongolia]. Ulan-Ude: Burmongiz, 1948. 123 p. (In Russian)
- Ivanova L.B. Gosudarstvennaya politika v oblasti podgotovki pedagogicheskikh kadrov v SSSR v poslevoennye gody (na primere Buryatii) [State policy in the field of teacher training in the USSR in the post-war years (by the example of Buryatia)]. Vlast', 2022, vol. 30, №3, pp.233–238. (In Russian)
- Kalmykov S.V. Universitety svyazuyut vremena [Universities connect times]. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gos. un-ta, 2010. 304 p. (In Russian)
- Narodnoe obrazovanie Buryat-Mongol'skoy ASSR: po dokladu Narkomprosa na soveshchanii zaveduyushchikh aymachnymi otdelami narodnogo obrazovaniya [Public education of the Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialist Republic: according to the report of the People’s Commissariat for Education at a meeting of heads of aimak departments of public education]. Buryat-Mongol'skaya pravda. Verkhneudinsk, 1926, 6 fevralya (№28), p.4. (In Russian)
- Nomogoeva V.V., Ivanova L.B. Buryatskiy gosudarstvennyy universitet: istoriya i sovremennost' [The Buryat State University: past and present]. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta, 2022. 192 p. (In Russian)
- Nomogoeva V.V., Shoydonova A.M. Stanovlenie sistemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov Buryat-Mongol'skoy ASSR (1920–1930) [Formation of the system of training pedagogical staff of the Buryat-Mongolian ASSR (1920–1930)]. Istoricheskiy zhurnal: nauchnye issledovaniya, 2021, №6, pp.27–35. (In Russian)
- Osinskiy I.I. Alma Mater [Alma Mater]. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gos. un-ta, 1999. 645 p. (In Russian)
- Stenograficheskiy otchet: II Sessiya Vserossiyskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta XV sozyva (16–21 dekabrya 1931 g., Moskva-Kreml') [Verbatim report: II Session of the All-Russian Central Executive Committee of the XV convocation (December 16–21, 1931, Moscow-Kremlin)]. Moscow: VTsIK, 1931. 355 p. (In Russian)
- Khabaev M.P. Ocherki istorii formirovaniya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Buryatii [Essays on the history of the formation of higher pedagogical education in Buryatia]. Ulan-Ude: Buryat. kn. izd-vo, 1983. 89 p. (In Russian)
补充文件


