Training of teaching stuff for the system of preschool education in the Tambov region in the 1920s–1930s

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

One of the central problems with the formation and development of the system of preschool education was an acute shortage of teaching staff in the country generally and locally. This paper considers the issue of training teaching staff for preschool institutions in the Tambov region in the 1920s–1930s, the activities of governorate and uyezd preschool subdivisions in this regard: the organization of courses and clubs, the availability of educational institutions to train specialists in preschool education, suggested training programs. We showed the direct dependence of changes in the training of teaching staff for the system of preschool education of the region on changes in the political situation in the country, on the decisions of the All-Russian Congresses on preschool education.

Texto integral

Октябрьская революция 1917 г. и II Всероссийский съезд Советов положили начало кардинальным изменениям в системе образования России, а также формированию системы общественного дошкольного воспитания. Вновь созданное правительство – Совет Народных комиссаров (Совнарком) с первых дней советской власти приступил к реформированию народного образования «на началах новой педагогики и социализма» [12].

В первую очередь изменения коснулись системы органов управления образованием, полномочия которых в центре и на местах документально закрепило положение Совета народных комиссаров от 18 июня 1918 г. «Об организации дела народного образования в РСФСР» [13]. В республике вводилось общегосударственное регулирование системы образования через создание Государственной комиссии по просвещению [13, ст.1]. Руководство на местах осуществлял Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) через отделы народного образования, регулируя свою деятельность положениями, разработанными Государственной комиссией по просвещению. Новый комиссариат возглавил А.В. Луначарский. В функции Наркомпроса входило также «непосредственное заведывание учебными учреждениями» [13, ст.7]. Впервые в российской истории в состав органов управления образованием: и Государственную комиссию, и Народный комиссариат просвещения РСФСР – вошли самостоятельные отделы дошкольного воспитания.

Формирование системы общественного дошкольного образования и воспитания в советской России начинается с принятия Государственной комиссией по просвещению ряда документов: «Декларации по дошкольному воспитанию», принятые в ноябре 1917 г. и «Основных принципов Единой трудовой школы» (обращения Государственной комиссии по просвещению от 16 октября 1918 г.). Эти документы декларировали постулаты, лежащие в основе идей дошкольного воспитания. Оно должно было начинаться с самого раннего возраста и быть общественным и бесплатным. Отмечалось, что «система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования» [14, с.258], что «вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собою одну школу, одну непрерывную лестницу» [21]. Таким образом, дошкольные учреждения впервые были включены в государственную систему образования, став его первой ступенью, тем самым подтверждая единство и преемственность всей системы образования.

Но задекларировать идеи в документе – это одно, а реализовать их в жизни – другое. Становление системы общественного дошкольного образования и воспитания протекало в тяжелых социально-экономических условиях, со своими особенностями на местах и напрямую зависело от политических изменений в жизни страны. Многое приходилось делать впервые. Новое дело требовало квалифицированных кадров: инструкторов в дошкольные подотделы народного образования, педагогических работников во вновь организуемые дошкольные учреждения. Для государства насущной проблемой в деле дошкольного строительства оказалось отсутствие необходимого количества педагогов, работавших с дошкольниками, решить которую государство могло, лишь взяв эту заботу на себя. Как отмечают исследователи дошкольного советского образования: «Основной стала курсовая подготовка: были созданы центральные курсы в Москве, краткосрочные курсы на местах, высшие и средние педагогические учебные заведения по подготовке дошкольных работников в Петрограде, Москве и некоторых других городах. Но квалификация провинциальных работников была еще крайне низка, что сказывалось на качестве работы дошкольных учреждений» [14, с.261].

Подотдел дошкольного воспитания Тамбовского губернского отдела народного образования начал функционировать с 18 февраля 1918 г. [5, л.1], постепенно стали работать уездные, городские, волостные дошкольные подотделы. Из отчетов заведующих дошкольными подотделами Горотдела, Уотделов народного образования за 1919 г. следует, что деятельность подотделов ввиду недостатка кадров, носила организационный характер [6, л.4, 6]. Инструкторы дошколотделов совершали поездки по уезду с целью обследования на местах вопросов и возможности открытия дошкольных учреждений, прежде всего детских садов, разъясняли идеи дошкольного воспитания среди населения, ходатайствовали перед уездным земотделом об уступке для дошкольных учреждений бывших помещичьих усадеб с находящимися на них постройками, давали ответы на запросы различных учреждений, собирали и направляли сведения в губернский отдел народного образования о количестве детей дошкольного возраста по волостям уезда. В составе уездного подотдела с февраля по март 1918 г. состояли только заведующий, делопроизводитель и один инструктор. К июню количество инструкторов увеличилось до пяти [6, л.13].

В таких неблагоприятных условиях (работа одного инструктора на огромной территории уезда, при отсутствии транспорта и пр.) деятельность дошкольных подотделов не могла принести блестящих результатов. Тем не менее, работа велась. В губернии открывались площадки, детские сады, и другие дошкольные учреждения, требующие квалифицированных сотрудников. Полное отсутствие специалистов по дошкольному воспитанию в губернии стало одной из главных проблем на начальном этапе дошкольного строительства в Тамбовском крае.

29 апреля 1919 г. в Москве состоялся I Всероссийский Съезд по дошкольному воспитанию. На Съезде обсуждались вопросы организации дошкольного образования в общегосударственном масштабе, а также на локальном уровне. На повестку дня были вынесены вопросы, обсуждавшиеся на конференциях заведующих губернскими дошкольными подотделами, предшествовавших Съезду. Важнейшей задачей этих мероприятий была признана пропаганда новых форм дошкольного образования, в рамках которых ведущая роль отводилась подготовке «высококвалифицированных кадров педагогических работников, способных реализовать на практике все поставленные цели дошкольного воспитания» [22, с.21]. От Тамбовской губернии на Съезд была делегирована инструктор уездного дошколотдела народного образования Н.П. Молчанова [6, л.8].

Первая конференция, созванная подотоделом дошкольного воспитания при Тамбовском губернском отделе просвещения, проходила в Тамбове 11–13 декабря 1918 г. На конференции было отмечено, что «требование работников по дошкольному воспитанию громадно и Центр не имеет возможности удовлетворить поступающие к нему требования с мест о присылке работников» [2, с.75]. В связи с этим губернский подотдел дошкольного воспитания анонсировал открытие в Тамбове краткосрочных курсов продолжительностью 6 недель, рассчитанных на 30 человек слушателей по 2 представителя от каждого уезда. На конференции развернулась горячая полемика о необходимости устройства курсов на местах в уездах, об их продолжительности, о важности не столько теории в данном вопросе, сколько практического опыта. Общим решением было принято считать, что «на устройство краткосрочных курсов надо смотреть как на компромисс, вызванный острым недостатком работников, курсы сделать постоянными, постепенно изменяя программу с 6 недель на трехмесячные, с трехмесячных на шестимесячные и позже годичные, и постоянные» [2, с.75; 3]. Шестинедельные курсы детских садовниц (дореволюционное название работниц детских садов, используемое и впервые годы советской власти), были организованы в январе 1919 г. На них было прислано 40 представителей от уездных отделов [19, с.35]. В разосланных ГУБОНО положениях, которые легли в основу дошкольного строительства в губернском масштабе, отмечалось, что курсы, как одно из звеньев дошкольного строительства, должны стать основой работы каждого дошкольного центра. Дошколотделам рекомендовалось включать в организационный план постоянную организацию – Курсовое бюро, намечающую и выясняющую задачи курсов, подготавливающую все условия для их открытия, а также устанавливающую связь с выпускниками курсов, а через них с дошкольными учреждениями на местах [7, л.10].

Для налаживания правильной курсовой работы Тамбовский губернский отдел народного образования обратился за помощью в Лекционное бюро преподавателей Московского университета. Осенью 1918 г. в Москве по инициативе В.А. Флерова, Е.А. Звягинцева, Н.Н. Иорданского, И.М. Соловьева и Н.В. Чехова был организован кружок лекторов – педагогов. В задачи кружка входило объединение лекторов, работающих на педагогических курсах по школьному, дошкольному и внешкольному образованию; разработка программ, как систематических, так и цикловых лекций, содействие в устройстве курсов на местах. Разработанные Лекционным бюро программы рассылались на места, а отделы народного образования использовали их по-своему, комбинируя темы. Изначально разрабатывались программы для учительских курсов. Летом и осенью 1919 г. Лекционным бюро были проведены курсы в городах Кирсанов, Усмань и Моршанск Тамбовской губернии. Причем в Усмани лекторам пришлось вести занятия и на дошкольных курсах [20, л.29]. С ростом числа детских садов Лекционное бюро разработало программу исключительно для дошкольных месячных курсов. Всего за период с 1918–1921 гг. Тамбовским ГУБОНО было проведено 3 губернских курса. Сначала трехмесячные, затем шестимесячные и наконец годичные. Проводились подобные занятия и по уездам [11, л.35]. Для поддержания связи с окончившими губернские курсы 3-го цикла организовывались конференции, программа которых составлялась на основе присланных с мест вопросов, возникших непосредственно в процессе работы [7, л.1].

Типовая программа курсов включала в себя общеобразовательный курс, состоявший из следующих предметов: «Революция и культура», «Советская конституция», «Введение в политическую экономию и краткая история социализма», «История педагогических течений», «Основы естествознания», «Задачи социальной педагогики», «Основы математики», «Русская литература XIX в. в связи с движением общественной мысли». Специальный курс по дошкольному воспитанию включал в себя такие предметы, как «Задачи и принципы дошкольного воспитания в Советской России», «Введение ребенка в мир природы», «Анатомия и физиология детского организма», «Психология раннего детства и дефективных детей», «Гигиена и первая помощь в детском саду, организация и оборудование детского сада и площадки», «Игры и игрушки в детском саду», «Драматизация и детский театр», «Выразительное чтение и рассказывание», «Детская литература и выставки работ детского сада», «Устройство детских праздников», «Ручной труд», «Лепка, Игры и разные виды физического воспитания», «Пение и музыка», «Садоводство и огородничество», а также периодические недельные конференции и экскурсии [4, л.23]. Однако работа по подготовке педагогических кадров в Тамбовском крае сильно осложнялась в связи с отсутствием достаточного количества лекторов, необходимой педагогической и методической литературы, тяжелыми экономическими и материальными условиями (отсутствие отапливаемых помещений и пр.), социальными потрясениями (рост заболеваемости населения, голод, Антоновское восстание).

По инициативе Н.К. Крупской с 1919 г. при наиболее крупных педагогических вузах постепенно стали открываться дошкольные факультеты и отделения, а затем создаваться и дошкольные техникумы. 27 октября 1918 г. в Тамбове открылся Тамбовский государственный университет в составе агрономического и педагогического факультетов (университет начал свою работу раньше официальной даты открытия – 7 ноября 1918 г.). В объявлении об открытии педфака указывалось, что набор будет осуществляться на отделения дошкольного воспитания, учителей начальной школы, учителей средней школы [15, с.64]. В течение первого учебного года были разработаны полные четырехгодичные учебные планы для трех отделений: дошкольного, учителей школ 1-й и 2-й ступеней. Учебный план предусматривал серьезную методологическую подготовку по всем дисциплинам с последующей углубленной специализацией. В него входили общие для всех отделений предметы и практические занятия, а также специальные предметы. Учебные планы занятий подробно описаны в коллективной монографии по истории Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина под редакцией А.Л. Авреха [15]. Курс педологии недолгое время в ТГУ читал известный педагог, психолог П.П. Блонский, с 1919 г. руководивший Московской академией народного образования, активный участник идейно – политического преобразования образовательно-воспитательной модели школы [1, с.144]. При дошкольном отделении был открыт опытный детский сад, для практической проработки вопросов по дошкольному воспитанию. В силу целого ряда причин с ноября 1919 г. в ТГУ начинается период реорганизаций. Педагогический факультет реорганизован в Институт народного образования имени Надежды Константиновны Крупской – Ульяновой – ИНО, присоединившегося к ТГУ в статусе факультета, затем в Практический институт народного образования (ПИНО). Все это время в работе дошкольного отделения принимала участие Е.Н. Скоренкова, окончившая Московские Педагогические курсы имени Тихомирова, больше 20 лет занимавшаяся организацией дошкольных детских учреждений [16, с.19]. Е.Н. Скоренкова также руководила дошкольной студией при ПИНО, занимавшейся в том числе и разработкой теоретических и методических вопросов дошкольного воспитания. Так дошкольной студией были разработаны методические материалы для бесед с 7-летками, согласованные с Губсоцвосом и разосланные по дошкольным учреждениям губернии [8, л.6].

После выхода в феврале 1923 г. распоряжения о ликвидации практических институтов или преобразовании их в техникумы, Тамбовский
ПИНО был закрыт. Закрылся также и Тамбовский педагогический техникум, образованный после череды реорганизаций Екатерининского учительского института, работавшего в Тамбове еще с 1870 г. Вместо него был образован новый трехгодичный педтехникум. Из старого техникума в новое учебное заведение перешли 1, 2, 3 курсы, а из студентов ПИНО был организован 4 курс [17, с.37].

Преподавательский состав подбирался в новый педтехникум по рекомендации партийных и общественных организаций. Первый выпуск учащихся состоялся в 1924 г. В том же году в октябре на III Всероссийском Съезде по дошкольному воспитанию обсуждались вопросы развертывания дошкольной работы в сельской местности. В деревнях предлагалось открывать летние площадки и ясли – площадки, закрепляя их зимой в постоянные дошкольные учреждения. Центральные органы власти требовали от местных учреждений обращать особое внимание на вопросы дошкольного воспитания и усилить организационную работу по созданию дошкольных учреждений как в городе, так и особенно в деревне. В связи с этим было принято решение включить в учебный план четвертого курса педтехникума предметы по дошкольному воспитанию по особой программе. На них отводилось четыре недельных часа [9, л.30]. В качестве руководителя курса по дошкольному воспитанию была приглашена заведующая Центральным детским садом Тамбова А.П. Баринова, одновременно исполняющая обязанности инспектора по дошкольному воспитанию губернского отдела народного образования. Кроме того, А.П. Баринова была делегатом III Всероссийского Съезда по дошкольному воспитанию в Москве.

Учебный курс по программе дошкольного воспитания при желании могли посещать и учащиеся 3 курса. Невыполнение всей программы или части работ по ней учащимися выпускного четвертого курса не влекло за собой их задержку в педтехникуме. К 1924 г. курс по дошкольному воспитанию для подготовки работников детских площадок закончило 9 человек [23].

В декабре 1926 г. педагогический техникум просил согласия ГУБОНО ходатайствовать перед центральными властями об открытии дошкольного отделения. Но такого согласия не получил. Свой отказ ГУБОНО мотивировал тем, что «по пятилетнему плану к 1929/30 г. сеть детских садов и очагов увеличится лишь на 6, работников для них потребуется около 12–15. На годы с 27/28–29/30 намечается главным образом организация детских площадок. Учитывая указанное, незначительное расширение сети, в 27/28 г. открывать дошкольное отделение педтехникума рано» [10, л.104об.]. Но в тоже время учитывая потребность в работниках детских площадок, было решено сделать курс педагогического техникума по дошкольному воспитанию более продолжительным. Выпускники курсов временно допускались к исполнению обязанностей воспитателя детского сада. Для получения права воспитателя детского сада слушательницы курсов обязаны были в течение 4-хгодичного срока сдать испытания за весь курс педтехникума.

В 1930-е гг. подготовка дошкольных работников происходила в не менее сложных условиях. Новые веяния в педагогике (директивное закрытие педологии), смены политических курсов, когда на протяжении одного десятилетия трижды менялись основные программные документы и партийные постановления о школе [14, с.276] – все это предъявляло новые требования к подготовке дошкольников.

Программа восьмимесячных курсов подготовки дошкольных работников при Тамбовском педагогическом техникуме в 1936 г. уже включала в себя русский язык (письменный и устный), математику, историю, географию, педагогику, гигиену, природоведение с методикой, МУЗО, занятия с материалами, рисование, лепку, физкультуру и игры в детских учреждениях, методику письма, чтения и математики в дошкольных учреждениях, методику развития речи и детскую литературу [18]. Об общественной значимости этих курсов говорит тот факт, что из 35 слушательниц, 29 были командированы районными отделами образования.

В 1937 г. педагогический техникум был переименован в педагогическое училище [24, с.4]. В 1939 г. дошкольное отделение было преобразовано в самостоятельное педагогическое училище, которое просуществовало до 1955 г.

В сложившихся условиях основной формой подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений в Тамбовской губернии по-прежнему оставалась курсовая и кружковая работа объединенных дошкольных коллективов. Курсы при губернских и уездных ОНО, курсы при Тамбовском педагогическом техникуме, курсы, организуемые центральным детским садом г. Тамбова, по мере возможности обеспечивали педагогическими кадрами растущую сеть дошкольных учреждений Тамбовского края и являлись проводниками основных задач и идей дошкольного воспитания. Однако проблема нехватки педагогических кадров в Тамбовском крае оставалась острой вплоть до начала Великой Отечественной войны.

×

Sobre autores

Irina Matorina

Derzhavin Tambov State University

Autor responsável pela correspondência
Email: mirw5@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-0090-5518

Postgraduate student, Curator of the collection of the Museum and Exhibition Complex

Rússia, Tambov

Bibliografia

  1. Avrekh A.L. PPS «Tamgosnuta»: statisticheskiy portret [The teaching staff of "Tamgosnut": a statistical portrait]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki, 2017, Vol. 22, vyp. 1 (165), pp.140–146. (In Russian)
  2. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti (GATO) [State Archive of the Tambov Region]. F.1404. Op.1. D.10. (In Russian)
  3. GATO. F.1404. Op.1. D.12. (In Russian)
  4. GATO. F.1404. Op.1. D.149. (In Russian)
  5. GATO. F.1404. Op.1. D.182. (In Russian)
  6. GATO. F.R–1404. Op.1 D.194. (In Russian)
  7. GATO.F.R–1404. Op.1 D.312. (In Russian)
  8. GATO. F.R–1404. Op.1 D.890. (In Russian)
  9. GATO. F.R–1404. Op.1 D.1287. (In Russian)
  10. GATO. F.R.–1404. Op.1. D.1288. (In Russian)
  11. GATO. F.R–1404. Op.1 D.1643. (In Russian)
  12. Dekret ob ob"edinenii uchebnykh i obrazovatel'nykh uchrezhdeniy i zavedeniy vsekh vedomstv v vedomstve Narkomprosa) [Decree on the unification of educational institutions of all departments in the department of the People’s Commissariat of Education]. GATO. R–1404. Op.1. D.12. L.12. (In Russian)
  13. Dekrety Sovetskoy vlasti. Tom II. 17 marta – 10 iyulya 1918 g. [Decrees of the Soviet power. Volume II. March 17 - July 10, 1918]. Moscow: Gos. izd-vo politicheskoy lit-ry, 1959. Pp.453–457. (In Russian)
  14. Egorov S.F., Lykov S.V., Volobueva L.M. Vvedenie v istoriyu doshkol'noy pedagogiki: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Introduction to the history of preschool pedagogy]. Ed. by S.F. Egorov. Moscow: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2001. 320 p. (In Russian)
  15. Istoriya Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [History of Tambov State University named after G.R. Derzhavin] / A.L. Avrekh [i dr.]; M-vo obr. i nauki RF, FGBOU VO «Tamb. gos. un-t im. G.R. Derzhavina». 2-e izd. Tambov: Izdatel'skiy dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2018. 336 p. (In Russian)
  16. Kanishchev V.V., Budyukina N.N. Trudnyy start. K istorii Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta 1918–1921 gg. [Difficult start. For the history of the Tambov State University 1918–1921]. Vestnik TGU, 2013, №4 (120), pp.9–22. (In Russian)
  17. Kozhukhov V.N. Pervye gody pedtekhnikuma. St. iz rukopisnogo zhurnala Tambovskogo pedagogicheskogo uchilishcha im. Ushinskogo “Sovetskiy uchitel'”, aprel' 1966 g. S.37 [The first years of the pedagogical college. An article from the handwritten journal of the Ushinsky Tambov Pedagogical College “Soviet teacher”, April 1966, p.37]. Fondy Muzeyno-vystavochnogo kompleksa TGU imeni G.R. Der¬zhavina. KP, inv. №33766. (In Russian)
  18. Kopii svidetel'stv ob okonchanii 8-mesyachnykh kursov pri Tambovskom pedagogicheskom uchilishche za 1936 g. [Copies of certificates of completion of 8-month courses at the Tambov Pedagogical College for 1936]. Fondy Muzeyno-vystavochnogo kompleksa TGU imeni G.R. Derzhavina. KP, inv. №33767. (In Russian)
  19. Kul'turnoe stroitel'stvo v Tambovskoy gubernii. 1918–1928 [Cultural construction in the Tambov province. 1918–1928]. Moscow, 1983. 206 p. (In Russian)
  20. Obzor deyatel'nosti Kruzhka po organizatsii kursov v 1919 g. [Overview of the activities of the Circle on the organization of courses in 1919]. GATO. F.1404. Op.1. D.147. (In Russian)
  21. Osnovnye printsipy edinoy trudovoy shkoly. Ot gosudarstvennoy komissii po prosveshcheniyu. 16 oktyabrya 1918 g. [Basic principles of the unified labor school. From the state commission on education. October 16, 1918]. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov. 1917–1974 gg. Compiler A.A. Aba¬kumov and others. Moscow: Pedagogika, 1974. Pp.137–146. (In Russian)
  22. Svechnikova V.V., Shauro I.G. Normativnoe regulirovanie i metodicheskoe obespechenie doshkol'nogo obrazovaniya v sovetskiy period [Normative regulation and methodological support of preschool education in the Soviet period]. Voprosy ekonomiki i prava, 2020, №4, pp.20–24. (In Russian)
  23. Spiski vypusknikov Tambovskogo pedagogicheskogo uchilishcha, okonchivshikh posle Oktyabr'skoy revolyutsii. Mashinopis' [Lists of graduates of the Tambov Pedagogical College who graduated after the October Revolution. Typescript]. Fondy Muzeyno-vystavochnogo kompleksa TGU imeni G.R. Derzhavina. KP, inv. №33763. (In Russian)
  24. Stenogramma yubileynoy konferentsii uchiteley – vospitannikov Tambovskogo pedagogicheskogo uchilishcha 1870–1945 gg. g. Tambov, Mashinopis'. S.4 [Transcript of the anniversary conference of teachers – pupils of the Tambov Pedagogical College 1870–1945. Tambov, Typescript, p.4]. Fondy Muzeyno-vystavochnogo kompleksa TGU imeni G.R. Derzhavina. KP, inv. №33764. (In Russian)

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Matorina I.V., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».