Том 14, № 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Когнитивное моделирование процессов, связанных с управлением персоналом организации

Аветисян Т.В., Львович К.И., Львович Э.М., Преображенский Ю.П.

Аннотация

При управлении организациями необходимо во многих случаях осуществлять процедуры управления персоналом. В работе предлагается использовать методологию когнитивного моделирования. Тогда могут быть выбраны наиболее эффективные управленческие решения и сценарии развития событий с использованием того, что выделяются понятия, которые качественным и количественным образом будут характеризовать складывающуюся ситуацию. Кроме того, рассматриваются оценки взаимовлияния факторов. Предлагается методика когнитивного моделирования процессов управления развитием персонала организации. В ходе ее реализации формируются когнитивные карты. Представлена структурная схема, направленная на когнитивный и имитационный динамический анализ и моделирование. Осуществление выработки по стратегиям и прогнозам того, как будет развиваться персонал организации с привлечением когнитивного подхода рассматривается в виде представленной аналитической технологии. Даются предложения по интеллектуальной советующей системе. Показаны функции, которые предназначены для решения задач, связанных с развитием персонала компании. В результатах на основе предлагаемого подхода дана иллюстрация разработанной схемы причинно-следственных связей при анализе нарушений технологической дисциплины. Результаты работы могут быть полезны при моделировании и управлении работой персонала в корпоративных информационных системах.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):7-26
pages 7-26 views

Моделирование рассеяния двухчастотного сигнала на дифракционной структуре

Аветисян Т.В., Львович Я.Е., Преображенский А.П.

Аннотация

На сегодняшний день одной из важных и актуальных задач науки электродинамики является исследование характеристик рассеяния различных сложных электродинамических объектов. Среди них можно выделить полые структуры, которые входят в состав антенных систем и конструкций различных технических объектов.    Их вклад в уровни электромагнитных полей в области передней полусферы может быть достаточно большим. Корректное решение проблемы рассеяния электромагнитных волн связано с использованием соответствующих методов. В работе рассматривается решение задачи на основе метода интегральных уравнений. В ходе анализа двухчастотного воздействия рассмотрено использование вейвлет-преобразования.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):27-37
pages 27-37 views

Оценка условий движения маршрутных транспортных средств в зоне остановочных пунктов

Бородулин И.В., Гасилова О.С., Мальцева А.А.

Аннотация

Проанализированы условия движения маршрутных транспортных средств в зоне остановочных пунктов. Рассмотрена аварийность, связанная с автомобильным транспортом общего пользования в Свердловской области и Екатеринбурге за три года. Исследованы остановочные пункты в центральной части города, большая часть из которых не оборудована заездным «карманом». Определена ширина проезжей части напротив исследуемых остановочных пунктов.  Зафиксировано, что большая часть остановочных пунктов установлены напротив проезжей части, шириной от 11 до 20 м. 65 % из рассматриваемых остановочных пунктов не имеет заездного «кармана», что приводит к остановке общественного транспорта на полосе движения. Установлено, что при наличии заездного «кармана» автобусы создают большое число конфликтных ситуаций с транспортными средствами, движущимися в попутном направлении, что увеличивает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Высокая аварийность с участием транспорта общего пользования приводит к необходимости анализа движения маршрутных транспортных средств в зоне остановочных пунктов.

 Цель – определение условий, влияющих на безопасность движения маршрутных транспортных средств в зоне остановочных пунктов.

Метод или методология проведения работы: в работе использовались статистические методы обработки натурного эксперимента.

Результаты: определены диапазоны изменения ширины проезжей части напротив остановочных пунктов, влияние наличия заездного «кармана» на безопасность дорожного движения.

Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять при разработке мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в зоне остановочных пунктов.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):38-50
pages 38-50 views

Исследования эффективности дорожного движения на городских дорогах в Кербеле

Кхудхаир Х.С., Аль-Джамиль Х.А., Коноплев В.Н.

Аннотация

В данной статье мы анализируем работу дорожной сети города Кербела в Ираке, который характеризуется своим религиозным и туристическим характером, и оцениваем эффективность городской уличной сети в нем, чтобы определить основные шаги, которые необходимо предпринять принять меры для повышения эффективности движения и сокращения задержек. Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первой в своем роде, насколько нам известно, которая затрагивает проблему эффективности дорожного движения в городе Кербела в целом, поскольку плотность движения на основных транспортных осях в этом городе сильно варьируется в обычное время, и часы пик (утром и вечером). Результаты анализа показали, что некоторые сектора работают в условиях перегруженного (стабильного) дорожного движения (УО-F) в утренние и вечерние часы, и такие сектора требуют немедленных стратегий управления дорожным движением. В то время как остальные сектора работают на той же мощности или близко к ней (УО-E).

Цель – проанализировать работу дорожной сети города Кербела в Ираке и оценить ее эффективность, чтобы определить основные шаги, которые необходимо предпринять для повышения эффективности дорожного движения и сокращения задержек.

Методы исследования. В данной работе применялась экспериментально-аналитическая методология, при которой данные собирались, анализировались и сравнивались с соответствующими источниками информации.

Результаты. Категории городских дорог были определены на основе скорости свободного потока движения (ССПД), а уровень обслуживания (УО) рассчитывается для выбранных городских улиц с учетом средней скорости движения (ССД). Измерения скорости и времени в пути показали, что на улице Фатима Аль-Захра, второй части улицы Рамадан и некоторых сегментов улицы Аль-Аббас утром возникали пробки. Эти районы требуют немедленных стратегий управления дорожным движением. Вечером также наблюдались пробки на сегментах улицы Фатима Аль-Захра, части 2 улицы Аль-Искан и первом сегменте улицы Рамадан. Снижение скорости движения привело к возникновению пробок на улицах Аль-Аббас, Аль-Искан и некоторых сегментов улицы Фатима Аль-Захра. Низкие значения FFS указывают на то, что на этих сегментах средняя скорость движения низкая даже при небольшом потоке.

Область применения результатов. Рекомендуется применить результаты, полученные в Управлении управления дорожным движением города Кербела.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):51-68
pages 51-68 views

Адаптация эксплуатации автотранспорта к изменяющимся требованиям и трендам в транспортной индустрии

Демьянчук С.В.

Аннотация

Совершенствование подходов к эксплуатации транспортных средств в свете изменений, происходящих в транспортной отрасли, представляет собой актуальную научную проблему. Цель данного исследования заключалась в обосновании необходимости адаптации методов использования автотранспорта к растущим требованиям экологичности, безопасности и эффективности.

Для анализа текущей ситуации и выявления основных трендов был проведен систематический обзор научной литературы и отраслевой отчетности по рассматриваемой проблеме за период с 2015 по 2022 год. Были изучены статистические данные об объемах перевозок и выбросах вредных веществ от автотранспорта в России и за рубежом.

В результате исследования установлено, что современные вызовы, с которыми сталкивается транспортная отрасль, в первую очередь связаны с необходимостью снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду при одновременном росте грузо- и пассажиропотоков. Предлагается комплекс мер по повышению экологичности и безопасности эксплуатации автотранспорта, включая переход на альтернативные виды топлива, внедрение интеллектуальных систем управления перевозками, стимулирование развития электромобильности.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):69-84
pages 69-84 views

Робототехническое оснащение сцен театров

Волков А.Н., Кочетков А.В.

Аннотация

Актуальность. Тема статьи своевременна. Многие интересные и технически вполне реализуемые замыслы в оснащении сцены не были реализованы в театре из-за отсутствия прямых заделов и ограниченности ресурсов времени.

Постановка проблемы. Обобщение новейшего опыта в сфере театральной машинерии требует поднятия проблематики до уровня междисциплинарного научного направления на базе механики, мехатроники и робототехники.

Цель исследования. Необходимость реализации все более сложных замыслов постановщиков спектаклей в современном театре требует совершенствования демонстрационной техники, в первую очередь театральной машинерии на базе новых научных достижений и современных технических средств механизации и автоматизации.

Методы исследования. Специальные сценические роботы могут иметь самый различный облик, например, могут быть  зооморфными или антропоморфными, но при сохранении стилистики конструктивизма могут иметь техногенный облик. Подобные роботы могут выполнять сложные движения, при этом обычно у них имеются многочисленные подвижные части с самостоятельными приводами. Для обеспечения возможностей гибкого управления  движениями с ориентацией на зрительское восприятие требуется использовать микропроцессорное управление с координацией от центральных управляющих компьютеров.

Результаты. При постановке требований к такой технике специфической является ориентация на зрительное восприятие, что используется также в демонстрационной робототехнике. На основе научного обобщения прежнего и нового опыта создания технического оснащения театральных постановок крупных театров в работе описываются и характеризуются типовые задачи создания и проработки научной базы создания современного и перспективного оснащения театральных постановок на базе общих принципов и практических методов механики, мехатроники и робототехники.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):85-105
pages 85-105 views

Снижение заторов на остановочном пункте путем формирования групп автобусов в городе Челябинске

Аверьянов Ю.И., Асфур Х.М.

Аннотация

Одной из основных проблем заторных процессов на остановочных пунктах (ОП), является то, что увеличение количества автобусов и маршрутов приводит к нарушению организации их прохождения через ОП. Плохая организация прохождения автобусами ОП может привести к тому, что в часы пик очереди автобусов могут растянуться на сотни метров. Формирования автобусов в группу может снизить заторные процессы на ОП и повысить их пропускную способность, как результат одновременного заезда и выезда автобусов с него. С целью проверки высказанной гипотезы были проведены экспериментальные и теоретические исследования процесса прохождения автобусов через ОП «пл. Революции» на пр. Ленина г. Челябинска. В процессе проведенных исследований было установлено, что при использовании 3 автобусов в группе время обслуживания пассажиров на ОП будет снижена в пределах от 52-56%. Данный факт позволяет утверждать, что движение автобусов в группе через ОП повысит его пропускную способность, примерно на 50% и снизит вероятность заторных процессов на нем.
Цель – снижение заторов на остановочном пункте путем формирования групп автобусов.
Метод и методология проведения работы. В статье использовались методы наблюдения и сравнения, а также методы анализа.
Результаты. Получены диаграммы основных данных экспериментальных исследований и теоретические зависимости времени нахождения 3 автобусов в группе и 3 автобусов, прибывши один за другим, на ОП «пл. Революции» от номеров маршрутов в утреннее и вечернее время.
Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять при организации движения автобусов через остановочный пункт, путем формирования автобусов в группы.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):106-120
pages 106-120 views

Использование композитных материалов в пассивной и активной безопасности автомобиля

Киба П.А., Киба М.Р.

Аннотация

В статье рассматривается актуальность использования композитных материалов биологического и синтетического происхождения в элементах пассивной и активной безопасности автомобиля. Тема безопасности дорожного движения по-прежнему актуальна, т.к. автомобилей с каждым годом становится все больше и больше. Характеристики безопасности транспортных средств должны улучшаться, а экологические загрязнения снижаться. Для достижения этих целей были предложены различные подходы использования композитных материалов в элементах кузова автомобиля. Помимо характеристик безопасности, композитные материалы также уменьшают вес автомобиля. Такое транспортное средство быстрее набирает скорость и потребляет меньше топлива, меньше загрязняя окружающую среду. На примере автомобиля Porsche рассмотрены запчасти, сделанные полностью и с добавлением углепластика. Приведено резюме дальнейшего использования технологии в стране и мире.

Цель – показать важность использования композитных материалов в элементах активной и пассивной безопасности автомобиля.

Метод и методология проведения работы. Теоретический анализ и обобщение научно-технической литературы в контексте исследований перспективности использования композитных материалов в автомобилестроении.

Результаты. По проведенному исследованию и практическому опыту приведены примеры, в каких областях автомобилестроения можно применять композитные материалы.

Область применения результатов. Результаты можно использовать при проектировании и разработке элементов пассивной и активной безопасности.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):121-135
pages 121-135 views

Развитие понятийного аппарата в области оценки организации городских пассажирских перевозок

Колебер Ю.А., Мочалин С.М.

Аннотация

Развитие понятийного аппарата в области оценки организации городских пассажирских перевозок позволяет формировать объективные оценочные механизмы для дальнейшего улучшения работы городского пассажирского транспорта общего пользования. На сегодняшний день при наличии  ряда проблем в области транспортного обслуживания населения крупных и крупнейших городов задача формирования обоснованной системы оценивания организации городских пассажирских перевозок становится наиболее актуальной. Однако для такой оценки разные авторы применяют разные категории: «результативность, «эффективность», «качество». Отсутствуют работы, которые бы позволили определить наиболее подходящую категорию применительно к функционированию городского пассажирского транспорта общего пользования. В статье проведено исследование указанных категорий, представлен их сравнительный анализ и рассмотрены возможности их использования для оценки работы рассматриваемой системы.

Цель – выбор категории оценивания организации городских пассажирских перевозок.

Метод и методология проведения работы. Метод анализа, метод систематизации данных.

Результаты. Определена сущность каждой из таких категорий, как «результативность, «эффективность», «качество» применительно к оценке организации городских пассажирских перевозок. Определены как взаимосвязи между категориями, так и их существенные различия. Обоснован выбор категории оценивания организации городских пассажирских перевозок.

Область применения результатов. Полученными результатами могут руководствоваться ученые и специалисты, занимающиеся вопросами оценки организации городских пассажирских перевозок.

Выводы.  Рекомендуется при выборе категории для оценивания организации городских пассажирских перевозок отражать ту ее сущность, которая определена в данной статье.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):136-155
pages 136-155 views

Применение web-сервисов для оптимизации процесса материально-технического обеспечения в машиностроительной отрасли

Низамова Л.Н., Исавнин А.Г.

Аннотация

Одной из важных отраслей в экономике является металлургическая отрасль, которая снабжает сырьем и полуфабрикатами другие стратегически важные отрасли. Вопрос контроля качества в данном направлении весьма актуален. Поскольку от качества металла зависит качество последующей продукции, продукции, которая должна выдержать все прописанные правилами и нормами нагрузки, а также обеспечить безопасную эксплуатацию на протяжении многих лет. Соответственно вся продукция металлургической отрасли подлежит обязательной сертификации. Сертификат качества является официальным документом и подтверждает заявленные характеристика металла. Вся информация из сертификата качества должна записываться в информационную систему таким образом, чтобы была возможность отследить каждую конкретную партию металла с заявленными по сертификату характеристиками от закупки до выпуска готовой продукции. В статье рассматривается новые возможности использования web-сервисов для обмена информации по сертификатам качества между контрагентами с различными информационными системами. Суть данного инновационного метода заключается в том, чтобы поставщик металла передавал данные по сертификату качества вместе с электронной печатной формой, а покупатель принимал эти данные и записывал в интеграционную шину с использование web-сервисов для последующей передачи в необходимые информационные системы. Таким образом, будет исключен риск возникновения ошибок, которые присутствуют при ручном вводе, будет сокращено время на ввод и обработку информации, для обеспечения полноценной работы технического контроля в организации.

Цель – оптимизация процесса материально-технического обеспечения металлом предприятия машиностроительной отрасли.

Метод и методология проведения работы: в статье использовались обследование, анализ, сравнение, моделирование.

Результаты: новый метод передачи информации по сертификатам качества с использованием web-сервисов, позволяющий избежать ошибок при ручном вводе, а также оптимизировать процесс регистрации поступления.

Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять предприятиям машиностроительной отрасли, осуществляющим закупку металлопроката.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):156-167
pages 156-167 views

Мобильное приложение по автоматизированной диагностике болезней агрокультур и подбору рекомендаций их лечения

Торкунова Ю.В., Иванов Д.Э.

Аннотация

Целью исследования была мобильная разработка на основе технологий компьютерного зрения и парсинга сайтов, позволяющая автоматизировать процесс диагностики болезней агрокультур и выдачи рекомендаций по лечению.  В статье рассмотрены методы распознавания болезней растений с помощью компьютерного зрения, описаны принципы работы сверточных нейронных сетей, выбрана  наиболее подходящая модель машинного обучения, основанная на точности, скорости и эффективности модели в условиях ограниченных ресурсов мобильного устройства, описан инструментарий: библиотеки и фреймворки, использованные для разработки. Представлена  развернутая архитектура работы приложения, а так же продемонстрированы результаты работы разработанного программного обеспечения. Новым вкладом в развитие данной тематики является экспериментальное обоснование выбора модели нейронной сети на основе анализа ее результативности на подготовленном датасете, а так же внедрение автоматического поиска рекомендаций по определенной болезни агрокультуры. В дальнейшем в данное мобильное приложение планируется переход на мультиплотформенность и расширение функционала.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):168-183
pages 168-183 views

Алгоритм расчета коэффициента трудового участия операторов линий, станков и установок средствами системы «1С:Предприятие»

Чикина А.И., Ишмурадова И.И.

Аннотация

Целью исследования является совершенствование системы оплаты труда операторов автоматических линий, станков и установок путем применения коэффициента трудового участия, что обеспечит принятие оптимальных управленческих решений по учету расчетов с персоналом по оплате труда и достижение стратегических целей организации. В статье предложены возможности решения рассматриваемой проблемы на примере совершенствования системы начисления премий персоналу производственного предприятия, рекомендовано использовать формулы, позволяющие оценить производительность труда отдельно взятого сотрудника, выполнена программная реализация в системе «1С:Предприятие». Разработанное программное решение позволяет автоматизировать процесс расчета премий операторов линий, станков и установок с учетом объема выработки каждого сотрудника. Предложенный алгоритм расчета коэффициента трудового участия предполагается развивать в дальнейших исследованиях для более точной оценки вклада труда работника, например, путем учета брака и оценки качества изготовленной продукции.

Цель – разработка алгоритма расчета коэффициента трудового участия операторов линий, станков и установок с использованием системы «1С:Предприятие».

Метод и методология проведения работы. В статье использовались методы формализации и конкретизации формул, используемых при расчете коэффициента трудового участия, а также методы разработки на платформе «1С:Предприятие».

Результаты. Выполнена программная реализация расчета премии операторов линий, станков и установок с учетом коэффициента трудового участия.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять производственным предприятиям, в штате которых работают операторы автоматических или полуавтоматических линий, станков и установок.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):184-195
pages 184-195 views

Проблемы поверхностной дефектоскопии металлов с использованием машинного обучения и пути их решения

Рыбаков К.М., Хамитов Р.М.

Аннотация

Отбраковка металлопродукции является важным этапом производственного процесса, направленным на обеспечение лучшего качества конечного продукта. Традиционные методы отбраковки, основанные на визуальном контроле или использовании простых автоматизированных систем, имеют свои ограничения и недостатки, такие как низкая скорость и точность классификации дефектов. В работе рассматривается возможность применения различных методов машинного обучения для классификации дефектов в металлических изделиях. Проводится сравнительный анализ данных алгоритмов, а также их эффективности с целью определения наиболее подходящего подхода к автоматической отбраковке металлопродукции.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):196-204
pages 196-204 views

Прогнозирование потребительской активности с использованием методов машинного обучения

Новиков В.Д., Хамитов Р.М.

Аннотация

 

В данной статье рассматривается прогнозирование потребительской активности, а в частности прогнозирование энергопотребления домохозяйств с использованием машинного обучения. Прогнозирование энергопотребления домохозяйств с использованием машинного обучения — это тема, которая затрагивает различные аспекты эффективного и экологичного использования электроэнергии. В статье рассматриваются различные методы и модели машинного обучения, которые могут быть применены для решения задачи прогнозирования. В отдельную категорию выделено рассмотрение модели нейронных сетей такой как LTSM, дается ее описание, процесс обучения и использования, а также даны преимущества и недостатки данной модели. После чего на подготовленном датасете производится обучение модели для прогнозирования энергопотребления.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):205-214
pages 205-214 views

Разработка имитационной модели участка дорожной сети города Казань

Гнездицкий М.А., Силкина О.Ю., Зарипова Р.С.

Аннотация

В статье рассмотрен процесс разработки имитационной модели участка дорожной сети города Казань с целью повышения безопасности дорожного движения. Для этого был проведен выбор инструментов моделирования и изучена загруженность дорог города Казань.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(1):215-222
pages 215-222 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».