Конструирование гендерной идентичности в виртуальной политической коммуникации: дискурсивные стратегии и практики самопрезентации в социальных сетях
- Авторы: Максимова О.Б.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 16, № 2 (2016)
- Страницы: 403-417
- Раздел: Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2272/article/view/340559
- ID: 340559
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена специфике конструирования гендера в политической виртуальной коммуникации. Автор использует дискурсивный подход в сочетании с методом контент-анализа для проведения исследования гендерных коммуникативных стратегий и практик саморепрезентации в социальных сетях. Материалом исследования служат публикации в социальной сети «Фейсбук» в рамках интернет-флешмоба «мои 90-е». В статье аргументируется принадлежность данных материалов к политической коммуникации. В ходе анализа с использованием когнитивной модели обработки дискурса выявляется трехуровневая структура дискурса флешмоба, отображающая различные уровни вовлеченности публикаций в политический контекст. Сравнительный анализ мужского и женского участия в формировании структуры дискурса флешмоба позволяет выявить отчетливую гендерную асимметрию, которая проявляется как в самой структуре дискурса флешмоба, так и на всех уровнях данной структуры. В результате контент-анализа не было выявило заметных признаков нивелирования гендерных различий, ослабления традиционных моделей гендерно-ролевого позиционирования и манифестации андрогинной модели. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что женщины применяют большую гибкость в стратегиях саморепрезентации. Автор приходит к заключению о меньшей политизированности женского участия в дискурсе флешмоба, прослеживая данное свойство на всех уровнях структуры дискурса. В статье подчеркивается теоретическая значимость разработки методики исследования сетевого флешмоба для изучения политического сегмента сетевой коммуникации.
Об авторах
Ольга Борисовна Максимова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: maximovaob@mail.ru
Кафедра иностранных языков
Список литературы
- Butsyik E.D. Konstruirovanie gendernoy identichnosti v politicheskom diskurse [Gender Identity Construction in Political Discourse] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015. № 3.
- Van Dijk T.A. Yazyik. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communica-tion]. M.: LENAND, 2015.
- Lavrenchuk E.A. Autopoyezis sotsialnyih setey internet-kommunikatsiy [Autopoiesis of Internet communication social networks] // Vestnik RGGU. 2009. № 12.
- Maksimova O.B. Gendernyie aspektyi bloggerskoy politicheskoy kommunikatsii [Gender aspects of political communication in blogs] // Vestnik RUDN. Seriya “Politologiya”. 2012. № 2.
- Maksimova O.B. Gendernyie stereotipy v reklame: postanovka problemyi i osnovnye kontseptsii [Gender stereotypes in advertising: Problem statement and main concepts] // Vestnik RUDN. Seriya “Sotsiologiya”. 2002. № 1.
- Ushkin S.G. Vizualnyie obrazy polzovateley sotsialnoy seti “Vkontakte” [Visual images of “Vkontakte” social network users // Monitoring obschestvennogo mneniya. 2012. № 5.
- Bell P., Milicc M. Goffman’s gender advertisements revisited: Combining content analysis with semiotic analysis // Visual Communication. 2002. № 1.
- Deller R.A., Tilton A. Selfies as charitable meme: Charity and national identity in the #nomakeupselfie and #thumbsupforstephen campaigns // International Journal of Commu-nication. 2015. № 9.
- Eisenlauer V. Facebook: A multimodal discourse analysis of (semi-)automated communi-cative modes // Interactions, Images and Texts: A Reader of Multimodality / Ed. by C. Maier, S. Norris. Berlin: de Gruyter, 2014.
- Garde-Hansen J., Gorton K. Emotion On line: Theorizing Affect on the Internet. London: Palgrave Macmillan, 2013.
- Goffman E. Gender Advertisements. Cambridge: Harvard University Press, 1979.
- Lawton E. Gender Advertisements: Replication of a Classic Work Examining Women, Magazines, and Facebook Photographs. Smithfield: Bryant University, 2009.
- Maximova O.B. Social aspects of Internet communication: Virtual community and com-munication personality // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2011. № 1.
- Rheingold H. Net Smart: How to Thrive Online. Cambridge: The MIT Press, 2012.
- Trotsuk I. When methodology beats techniques; or, Why we prefer discourse and narrative analysis to interpret textual data // Социологическое обозрение. 2015. Т.14. №3
- Van Dijk T. A. Discourse and manipulation // Discourse & Society. 2006. № 17.
Дополнительные файлы

