Конструирование гендерной идентичности в виртуальной политической коммуникации: дискурсивные стратегии и практики самопрезентации в социальных сетях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена специфике конструирования гендера в политической виртуальной коммуникации. Автор использует дискурсивный подход в сочетании с методом контент-анализа для проведения исследования гендерных коммуникативных стратегий и практик саморепрезентации в социальных сетях. Материалом исследования служат публикации в социальной сети «Фейсбук» в рамках интернет-флешмоба «мои 90-е». В статье аргументируется принадлежность данных материалов к политической коммуникации. В ходе анализа с использованием когнитивной модели обработки дискурса выявляется трехуровневая структура дискурса флешмоба, отображающая различные уровни вовлеченности публикаций в политический контекст. Сравнительный анализ мужского и женского участия в формировании структуры дискурса флешмоба позволяет выявить отчетливую гендерную асимметрию, которая проявляется как в самой структуре дискурса флешмоба, так и на всех уровнях данной структуры. В результате контент-анализа не было выявило заметных признаков нивелирования гендерных различий, ослабления традиционных моделей гендерно-ролевого позиционирования и манифестации андрогинной модели. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что женщины применяют большую гибкость в стратегиях саморепрезентации. Автор приходит к заключению о меньшей политизированности женского участия в дискурсе флешмоба, прослеживая данное свойство на всех уровнях структуры дискурса. В статье подчеркивается теоретическая значимость разработки методики исследования сетевого флешмоба для изучения политического сегмента сетевой коммуникации.

Об авторах

Ольга Борисовна Максимова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: maximovaob@mail.ru

Кафедра иностранных языков

Список литературы

  1. Butsyik E.D. Konstruirovanie gendernoy identichnosti v politicheskom diskurse [Gender Identity Construction in Political Discourse] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015. № 3.
  2. Van Dijk T.A. Yazyik. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communica-tion]. M.: LENAND, 2015.
  3. Lavrenchuk E.A. Autopoyezis sotsialnyih setey internet-kommunikatsiy [Autopoiesis of Internet communication social networks] // Vestnik RGGU. 2009. № 12.
  4. Maksimova O.B. Gendernyie aspektyi bloggerskoy politicheskoy kommunikatsii [Gender aspects of political communication in blogs] // Vestnik RUDN. Seriya “Politologiya”. 2012. № 2.
  5. Maksimova O.B. Gendernyie stereotipy v reklame: postanovka problemyi i osnovnye kontseptsii [Gender stereotypes in advertising: Problem statement and main concepts] // Vestnik RUDN. Seriya “Sotsiologiya”. 2002. № 1.
  6. Ushkin S.G. Vizualnyie obrazy polzovateley sotsialnoy seti “Vkontakte” [Visual images of “Vkontakte” social network users // Monitoring obschestvennogo mneniya. 2012. № 5.
  7. Bell P., Milicc M. Goffman’s gender advertisements revisited: Combining content analysis with semiotic analysis // Visual Communication. 2002. № 1.
  8. Deller R.A., Tilton A. Selfies as charitable meme: Charity and national identity in the #nomakeupselfie and #thumbsupforstephen campaigns // International Journal of Commu-nication. 2015. № 9.
  9. Eisenlauer V. Facebook: A multimodal discourse analysis of (semi-)automated communi-cative modes // Interactions, Images and Texts: A Reader of Multimodality / Ed. by C. Maier, S. Norris. Berlin: de Gruyter, 2014.
  10. Garde-Hansen J., Gorton K. Emotion On line: Theorizing Affect on the Internet. London: Palgrave Macmillan, 2013.
  11. Goffman E. Gender Advertisements. Cambridge: Harvard University Press, 1979.
  12. Lawton E. Gender Advertisements: Replication of a Classic Work Examining Women, Magazines, and Facebook Photographs. Smithfield: Bryant University, 2009.
  13. Maximova O.B. Social aspects of Internet communication: Virtual community and com-munication personality // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2011. № 1.
  14. Rheingold H. Net Smart: How to Thrive Online. Cambridge: The MIT Press, 2012.
  15. Trotsuk I. When methodology beats techniques; or, Why we prefer discourse and narrative analysis to interpret textual data // Социологическое обозрение. 2015. Т.14. №3
  16. Van Dijk T. A. Discourse and manipulation // Discourse & Society. 2006. № 17.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».