Нейропластичность и коррекционное воздействие при дислексии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Растущий объём литературы указывает на то, что время является чрезвычайно важным фактором для процессов нейропластичности и для молекулярных механизмов, необходимых для обучения и памяти [1, 2]. Особый интерес применительно к задачам коррекционного обучения представляет вопрос о выявлении временных параметров необходимой и достаточной первичной стимуляции, временных рамок, важных для перевода в долговременную память, и подходящих периодов повторной стимуляции. Процессы трансляции информации, полученной при кратковременной стимуляции, в долговременную память регулируются множеством механистически различных процессов, которые запускаются синаптической активацией [1] и зависят от синтеза белков и гликопротеинов [3] и от процессов миелинизации.

В настоящем исследовании обсуждаются перспективы использования результатов нейронауки, касающихся тайминга механизмов нейропластичности, в программах коррекционного воздействия, в частности, развития навыков и когнитивных функций, важных для чтения, у людей с дислексией. На основании доступных данных мы выбрали временные периоды для тренировок и перерывов в программе коррекционного воздействия для 10-летнего ребёнка с дислексией, вызванной несколькими дефицитами.

В течение 21-дневной коррекционной программы мы использовали 12 тренировочных циклов в день (каждый цикл мы начинали с началом каждого часа, с 8 или 9 утра каждый день). Каждый цикл состоял из короткого специализированного обучения (3–5–7 минут в зависимости от способности ребенка), до 15 минут компьютерной игры или игровой сессии после тренировки и около 40 минут перерыва. Короткие тренировочные занятия были необходимы из-за быстрой утомляемости участвовавшего ребенка и были выбраны на основании данных о том, что даже стимуляция продолжительностью в несколько минут может приводить к высоким уровням фосфорилирования CERB [4]. Игровые занятия были необходимы для поддержки мотивации ребёнка во время длительной и интенсивной коррекционной программы, а активности во время этих занятий задействовали в том числе навыки, которым было необходимо обучить. Продолжительность перерывов была выбрана на основании данных о времени, необходимом для процессов первичной консолидации памяти и синтеза белка, необходимого для долговременной синаптической пластичности. Мы постарались исключить во время перерывов важную новую информацию или эмоциональные триггеры, чтобы первый этап консолидации памяти мог реализоваться без излишней интерференции. Во время специализированных тренировочных сессий мы использовали задания нескольких типов: нацеленные на развитие навыков фонологической обработки, обработки зрительной информации, языковой обработки или мультимодальной обработки (например, зрительно-моторной, аудиовизуальной обработки или чтения). Каждое занятие включало только один вид упражнений. Лингвистические аспекты этой программы и используемые упражнения были описаны в нашей более ранней работе [5].

В результате 21-дневного курса коррекционного воздействия был достигнут значительный прогресс, которого ранее не удавалось достичь за 3 года обучения, а также при проведении курсов коррекционных программ с логопедом в обычном временном режиме: с 1–3 занятиями в неделю длительностью 40–120 минут каждое занятие. После данного интенсивного курса мы продолжили поддерживающие тренировки с учётом временных периодов, важных для нейропластичности, в течение одного года. После этого данный ребёнок достиг нормативного уровня чтения, а достигнутый эффект сохранялся в течение всего периода школьного обучения. Насколько нам известно, это первый опыт такой интенсивной коррекционной программы при дислексии, основанной на данных о времени процессов, важных для нейропластичности.

Мы полагаем, что интенсивные коррекционные программы с подбором времени тренировочных сессий и перерывов на основе соответствующих данных о механизмах консолидации памяти могут приводить к усиленному закреплению следов нейронной памяти. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы уточнить оптимальные временные рамки тренировок и найти оптимальное сочетание лингвистических и нейрофизиологических аспектов, необходимых для наиболее эффективного воздействия.

Полный текст

Растущий объём литературы указывает на то, что время является чрезвычайно важным фактором для процессов нейропластичности и для молекулярных механизмов, необходимых для обучения и памяти [1, 2]. Особый интерес применительно к задачам коррекционного обучения представляет вопрос о выявлении временных параметров необходимой и достаточной первичной стимуляции, временных рамок, важных для перевода в долговременную память, и подходящих периодов повторной стимуляции. Процессы трансляции информации, полученной при кратковременной стимуляции, в долговременную память регулируются множеством механистически различных процессов, которые запускаются синаптической активацией [1] и зависят от синтеза белков и гликопротеинов [3] и от процессов миелинизации.

В настоящем исследовании обсуждаются перспективы использования результатов нейронауки, касающихся тайминга механизмов нейропластичности, в программах коррекционного воздействия, в частности, развития навыков и когнитивных функций, важных для чтения, у людей с дислексией. На основании доступных данных мы выбрали временные периоды для тренировок и перерывов в программе коррекционного воздействия для 10-летнего ребёнка с дислексией, вызванной несколькими дефицитами.

В течение 21-дневной коррекционной программы мы использовали 12 тренировочных циклов в день (каждый цикл мы начинали с началом каждого часа, с 8 или 9 утра каждый день). Каждый цикл состоял из короткого специализированного обучения (3–5–7 минут в зависимости от способности ребенка), до 15 минут компьютерной игры или игровой сессии после тренировки и около 40 минут перерыва. Короткие тренировочные занятия были необходимы из-за быстрой утомляемости участвовавшего ребенка и были выбраны на основании данных о том, что даже стимуляция продолжительностью в несколько минут может приводить к высоким уровням фосфорилирования CERB [4]. Игровые занятия были необходимы для поддержки мотивации ребёнка во время длительной и интенсивной коррекционной программы, а активности во время этих занятий задействовали в том числе навыки, которым было необходимо обучить. Продолжительность перерывов была выбрана на основании данных о времени, необходимом для процессов первичной консолидации памяти и синтеза белка, необходимого для долговременной синаптической пластичности. Мы постарались исключить во время перерывов важную новую информацию или эмоциональные триггеры, чтобы первый этап консолидации памяти мог реализоваться без излишней интерференции. Во время специализированных тренировочных сессий мы использовали задания нескольких типов: нацеленные на развитие навыков фонологической обработки, обработки зрительной информации, языковой обработки или мультимодальной обработки (например, зрительно-моторной, аудиовизуальной обработки или чтения). Каждое занятие включало только один вид упражнений. Лингвистические аспекты этой программы и используемые упражнения были описаны в нашей более ранней работе [5].

В результате 21-дневного курса коррекционного воздействия был достигнут значительный прогресс, которого ранее не удавалось достичь за 3 года обучения, а также при проведении курсов коррекционных программ с логопедом в обычном временном режиме: с 1–3 занятиями в неделю длительностью 40–120 минут каждое занятие. После данного интенсивного курса мы продолжили поддерживающие тренировки с учётом временных периодов, важных для нейропластичности, в течение одного года. После этого данный ребёнок достиг нормативного уровня чтения, а достигнутый эффект сохранялся в течение всего периода школьного обучения. Насколько нам известно, это первый опыт такой интенсивной коррекционной программы при дислексии, основанной на данных о времени процессов, важных для нейропластичности.

Мы полагаем, что интенсивные коррекционные программы с подбором времени тренировочных сессий и перерывов на основе соответствующих данных о механизмах консолидации памяти могут приводить к усиленному закреплению следов нейронной памяти. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы уточнить оптимальные временные рамки тренировок и найти оптимальное сочетание лингвистических и нейрофизиологических аспектов, необходимых для наиболее эффективного воздействия.

×

Об авторах

С. В. Дорофеева

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: sdorofeeva@gmail.com
Россия, Москва

Список литературы

  1. Park P., Volianskis A., Sanderson T.M., et al. NMDA receptor-dependent long-term potentiation comprises a family of temporally overlapping forms of synaptic plasticity that are induced by different patterns of stimulation // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2013. Vol. 369, N 1633. P. 20130131. doi: 10.1098/rstb.2013.0131
  2. Park A., Jacob A.D., Walters B.J., et al. A time-dependent role for the transcription factor CREB in neuronal allocation to an engram underlying a fear memory revealed using a novel in vivo optogenetic tool to modulate CREB function // Neuropsychopharmacology. 2020. Vol. 45, N 6. P. 916–924. doi: 10.1038/s41386-019-0588-0
  3. Tiunova A.A., Anokhin K.V., Rose S.P. Two critical periods of protein and glycoprotein synthesis in memory consolidation for visual categorization learning in chicks // Learning & Memory. 1998. Vol. 4, N 5. P. 401–410. doi: 10.1101/lm.4.5.401
  4. Fields R.D., Eshete F., Stevens B., Itoh K. Action potential-dependent regulation of gene expression: Temporal specificity in Ca++, CREB, and MAP kinase signaling // The Journal of Neuroscience. 1997. Vol. 17, N 19. P. 7252–7266. doi: 10.1523/JNEUROSCI.17-19-07252.1997
  5. Дорофеева С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии: Опыт успешного применения комплексного подхода // Вопросы психолингвистики. 2017. Т. 3 № 33. C. 184–201.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».