Усиление слабой памяти об условном сигнале путем реактивации энграммы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Одним из ключевых задач нейробиологии является поиск механизмов влияния прошлого опыта на осуществление текущего поведения и обучение. Известно, что полученный в прошлом когнитивный опыт способен усиливать формирование новой памяти как у человека, так и у животных. Однако механизмы данного феномена зависимости формирующейся заново памяти от прошлой истории индивидуального опыта на сегодняшний день слабо изучены как на поведенческом, так и на нейрональном уровне.

Цель работы. Проверка гипотезы о том, что потенцирующее влияние прошлого опыта на формирование новой памяти происходит только в том случае, если данные события вовлекают пересекающиеся популяции нейронов головного мозга. Для этого нами была разработана уникальная поведенческая методика слабого обучения мышей условно-рефлекторному замиранию на сигнал, заключающаяся в очень кратком (5 с) предъявлении условного сигнала непосредственно до нанесения слабого электрокожного раздражения. Эффект усиления слабой памяти был обнаружен нами при кумулятивном обучении: слабое обучение, само по себе не вызывающее формирования проявляющейся в поведении долговременной памяти, может быть усилено в том случае, если провести его повторно. Такое усиление памяти происходит, только если животное было оба раза обучено на один и тот же условный сигнал. Если же условные сигналы, использованные при первом и втором слабом обучении, незначительно отличались, то не происходило формирования памяти ни об одном из них. При этом усиление памяти при кумулятивном обучении являлось контекст-зависимым: оно проявлялось в полной мере в том случае, если повторные сессии обучения проводили в одной обстановке. Нами было проверено, действительно ли формирование долговременной памяти об условном сигнале при кумулятивном обучении зависит от прошлого опыта животных, который может быть модифицирован повторным обучением. Было обнаружено, что формирование долговременной памяти об условном сигнале происходит успешно в том случае, если два слабых обучения разделены интервалом более 30 мин (и до 30 дней), но не происходит, если интервал между обучениями составляет 30 с или 5 мин. Таким образом, усиление слабой памяти при кумулятивном обучении происходит, только если второе обучение отделено от первого временным промежутком, достаточным для формирования латентной памяти о первом. Таким образом, полученные данные дают основание предполагать, что слабое обучение условно-рефлекторному замиранию вызывает долговременные пластические перестройки в мозге мышей, которые могут быть усилены и привести к поведенческому проявлению памяти только при повторном слабом обучении на тот же условный сигнал. Далее нами была исследована активность различных областей мозга при кумулятивном обучении. Мы показали, что повторное слабое обучение приводит к специфической активации областей мозга мыши, критически важных для формирования долговременной памяти: ассоциативных зон коры, миндалины и гиппокампа. При этом, такой активации не наблюдалось после однократного слабого обучения — в этом случае активность структур мозга была такой же, как у мышей, получавших условный сигнал без подкрепления и не обучавшихся. Эти результаты показывают, что хотя однократное слабое обучение оставляет в мозге след памяти, который может быть усилен при повторении этого обучения, обнаружить этот след памяти на уровне активности целых структур мозга невозможно. В связи с этим, далее нами была проведена прямая проверка основной гипотезы данной работы путём оценки перекрытия популяций нейронов у трансгенных мыши репортерной Cre-линии, у которых экспрессией флуоресцентного белка помечены нейроны, вовлекшиеся в первое слабое обучение, а активные во втором обучении клетки помечены с помощью иммуногистохимической окраски на нативный белок Arc. Было показано, что при кумулятивном обучении более 30% нейронов прелимбической коры, слуховой коры и миндалины активируются повторно, тогда как в случае двух слабых обучений на различные условные сигналы, не приводящих к формированию памяти, повторно активируется только 10% клеток. Таким образом, в настоящей работе феномен зависимости формирующейся заново памяти от прошлой истории индивидуального опыта был изучен нами как на поведенческом, так и на нейрональном уровне. Было показано, что потенцирующее влияние прошлого опыта на формирование памяти зависит от повторной активации одних и тех же нейронов.

Полный текст

Одним из ключевых задач нейробиологии является поиск механизмов влияния прошлого опыта на осуществление текущего поведения и обучение. Известно, что полученный в прошлом когнитивный опыт способен усиливать формирование новой памяти как у человека, так и у животных. Однако механизмы данного феномена зависимости формирующейся заново памяти от прошлой истории индивидуального опыта на сегодняшний день слабо изучены как на поведенческом, так и на нейрональном уровне.

Цель работы. Проверка гипотезы о том, что потенцирующее влияние прошлого опыта на формирование новой памяти происходит только в том случае, если данные события вовлекают пересекающиеся популяции нейронов головного мозга. Для этого нами была разработана уникальная поведенческая методика слабого обучения мышей условно-рефлекторному замиранию на сигнал, заключающаяся в очень кратком (5 с) предъявлении условного сигнала непосредственно до нанесения слабого электрокожного раздражения. Эффект усиления слабой памяти был обнаружен нами при кумулятивном обучении: слабое обучение, само по себе не вызывающее формирования проявляющейся в поведении долговременной памяти, может быть усилено в том случае, если провести его повторно. Такое усиление памяти происходит, только если животное было оба раза обучено на один и тот же условный сигнал. Если же условные сигналы, использованные при первом и втором слабом обучении, незначительно отличались, то не происходило формирования памяти ни об одном из них. При этом усиление памяти при кумулятивном обучении являлось контекст-зависимым: оно проявлялось в полной мере в том случае, если повторные сессии обучения проводили в одной обстановке. Нами было проверено, действительно ли формирование долговременной памяти об условном сигнале при кумулятивном обучении зависит от прошлого опыта животных, который может быть модифицирован повторным обучением. Было обнаружено, что формирование долговременной памяти об условном сигнале происходит успешно в том случае, если два слабых обучения разделены интервалом более 30 мин (и до 30 дней), но не происходит, если интервал между обучениями составляет 30 с или 5 мин. Таким образом, усиление слабой памяти при кумулятивном обучении происходит, только если второе обучение отделено от первого временным промежутком, достаточным для формирования латентной памяти о первом. Таким образом, полученные данные дают основание предполагать, что слабое обучение условно-рефлекторному замиранию вызывает долговременные пластические перестройки в мозге мышей, которые могут быть усилены и привести к поведенческому проявлению памяти только при повторном слабом обучении на тот же условный сигнал. Далее нами была исследована активность различных областей мозга при кумулятивном обучении. Мы показали, что повторное слабое обучение приводит к специфической активации областей мозга мыши, критически важных для формирования долговременной памяти: ассоциативных зон коры, миндалины и гиппокампа. При этом, такой активации не наблюдалось после однократного слабого обучения — в этом случае активность структур мозга была такой же, как у мышей, получавших условный сигнал без подкрепления и не обучавшихся. Эти результаты показывают, что хотя однократное слабое обучение оставляет в мозге след памяти, который может быть усилен при повторении этого обучения, обнаружить этот след памяти на уровне активности целых структур мозга невозможно. В связи с этим, далее нами была проведена прямая проверка основной гипотезы данной работы путём оценки перекрытия популяций нейронов у трансгенных мыши репортерной Cre-линии, у которых экспрессией флуоресцентного белка помечены нейроны, вовлекшиеся в первое слабое обучение, а активные во втором обучении клетки помечены с помощью иммуногистохимической окраски на нативный белок Arc. Было показано, что при кумулятивном обучении более 30% нейронов прелимбической коры, слуховой коры и миндалины активируются повторно, тогда как в случае двух слабых обучений на различные условные сигналы, не приводящих к формированию памяти, повторно активируется только 10% клеток. Таким образом, в настоящей работе феномен зависимости формирующейся заново памяти от прошлой истории индивидуального опыта был изучен нами как на поведенческом, так и на нейрональном уровне. Было показано, что потенцирующее влияние прошлого опыта на формирование памяти зависит от повторной активации одних и тех же нейронов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Источник финансирования. Работа была поддержана Междисциплинарной научно-образовательной школой МГУ им. М.В. Ломоносова «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» и некоммерческим фондом поддержки науки и образования «Интеллект».

×

Об авторах

К. А. Торопова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: xen.alexander@gmail.com
Россия, Москва

О. И. Ивашкина

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: xen.alexander@gmail.com
Россия, Москва

А. М. Юрин

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: xen.alexander@gmail.com
Россия, Москва

К. В. Анохин

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Научно-исследовательский институт нормальной физиологии им. П.К. Анохина

Email: xen.alexander@gmail.com
Россия, Москва; Москва

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».