EIGHTEENTH-CENTURY VISUAL MEDIA: THE NEW ARGONAUTS BALLET AND THE CELEBRATION OF THE CHESME VICTORY IN 1770

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The New Argonauts ballet by Gasparo Angiolini was performed in St. Petersburg on September 24, 1770. It finalized a series of celebrations, including thanksgiving prayers, receptions and awards on the occasion of the Chesme victory, as well as celebrations of the anniversary of Catherine II’s coronation and the birthday of Grand Duke Pavel Petrovich. The ballet, which literally showed how Peter the Great and Minerva (referring to Catherine II) inspired Russian sailors in the battle against the Turkish fleet, concluded with allegorical scenes. It summed up the providential coincidence of the “tsar” days and the news of the grand victory that had just been received. The performance is important, above all, not because of its allegorical frame, but because of its documentary plot. We can see the ballet as a part of the history of visual media. Usually performances “on the occasion,” such as the one-time performance of The New Argonauts, interpret current events in the language of allegory. The New Argonauts is a rare attempt to present the documentary story of a major event into a visual form. Traditionally at this time news was learned by reading or by ear. The ballet, judging by the surviving program, showed the Battle of Chesme and the destruction of the Turkish fleet by means of theatrical machinery. The text of the program (in its documentary part) is based on the victory reports from Marquis Cavalcabo, envoy to Malta, and from the Commander-in-Chief Count Alexei Orlov that had been published in the Supplement to the Newspaper Sanktpeterburgskie Vedomosti on September 7 and 17, 1770. The performance became a kind of a newscast, “seasoned” with a lyrical plot about the brotherly affection of Yazon and Promak, in whom the audience easily recognized the commander-in-chief Alexei Orlov and his brother Fyodor Orlov; this plot is also drawn from the battle reports. This case shows the complexity of the formation of media as technically mediated communication and technically mediated ways of seeing. It expands the history and archaeology of media in the Russian context. There are few studies in this field and they cover “classical” objects like camera obscura, magic lantern, panoramas and dioramas, i.e. they try European trajectories on our soil. The New Argonauts, perhaps, demonstrates a culturally specific format of the overall process. The “centaur phenomenon,” which combines traditional theatrical techniques with a new intention of reportage, allows raising the question about other similar subjects in the history of visual experience and technology.

About the authors

Larisa Viktorovna Nikiforova

Vaganova Ballet Academy

Email: nikiforova_lv@list.ru
Rossi Street (ulitca Zodchego Rossi), 2. St. Petersburg, Russia, 191023

References

  1. Анджолини 1768 – Анджолини Г. Торжествующая Минерва, или Побежденное предрассуждение: Балет аллегорично-пантомимный представленный в Санкт-Петербурге на придворном театре ноября 28 дня 1768 года: На случай благополучнаго и всерадостнаго освобождения ея императорскаго величества и его императорскаго высочества от привитыя оспы / Сочинение как самаго балета, так и музыки господина Анжелини, балетмейстера в службе ея императорскаго величества самодержицы всероссийской. СПб., 1768.
  2. Анджолини 1770 – Анджолини Г. Новые аргонавты: Балет пантомимно-аллегоричный, представленный на Императорском театре сентября 24 дня 1770 года, по случаю преславной победы, одержанной над флотом оттоманским при острове Хио / Изобретение и сочинение балета г. Анжолини, балетмейстера находящегося в службе ея императорскаго величества. СПб.: При Морском шляхетном кадетском корпусе, 1770.
  3. Бакмейстер 1786 – Бакмейстер И. Г. Историческое известие о изваянном конном изображении Петра Великаго. СПб.: Тип. Шнора, 1786.
  4. Бахрушин 1965 – Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Сов. Россия, 1965.
  5. Гардзонио 1999 – Гардзонио С. Неизвестный балетный сценарий XVIII века // XVIII век. Сборник 21: Памяти Павла Наумовича Беркова (1896–1969) / РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом); отв. ред. Н. Д. Кочеткова. СПб.: Наука, 1999. С. 239–246.
  6. Гозенпуд 1959 – Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки : очерк. Л.: Музгиз, 1959.
  7. Греч 1930 – Греч Н. И. Записки из моей жизни. М. –Л.: Academia, 1930.
  8. Дружинин 2013 – Дружинин А. А.Развитие диорамного искусства на Западе и в России в первой трети XIX – начале XX века // Искусствознание. 2013. № 3-4. С. 446–477.
  9. Екатерина II 1874 – Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1874. Т. 13: Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Государственном архиве Министерства иностранных дел; т. 3.
  10. Екатерина II 1880 – Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1880. Т. 27: Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Государственном архиве Министерства иностранных дел; т. 4.
  11. Зорин 2018 – Зорин А. Л. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX вв. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
  12. Кавалькабо 1770 – Кавалькабо [Сего сентября 2 дня получено здесь следующее известие от находящегося нашего поверенного в делах на Мальтийском острове маркиза Кавалькабо] // Прибавление к № 72 Санкт-Петербургских ведомостей во вторник, сентября 7 дня 1770 года. [Б. п.].
  13. Корндорф 2011 – Корндорф А. С. Дворцы Химеры. Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  14. Корндорф 2013 – Корндорф А. C. «Deus ex machina» и декоративная живопись русского барокко. К вопросу о границах жанров // Художественная культура. 2013. № 1. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2013-1/istoriya-i-sovremennost/771.html (дата обращения: 15.01.2020).
  15. Лотман 2002 – Лотман Ю. М. Театральный язык и живопись (к проблеме иконической риторики) // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. C. 388–400. (Серия «Мир искусств»).
  16. Материалы 1886 – Материалы для истории русского флота. СПб.: Тип. Морского ведомства в главном Адмиралтействе, 1886. Ч. XI.
  17. Никифорова 2020 – Никифорова Л. В. Боги в облаках: «эстетика картины» и балет екатерининской эпохи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. ст. / под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой; МГУ им. М. В. Ломоносова. СПб.: НП-Принт, 2020. Вып. 10. С. 255–265.
  18. О пожаловании 1830 – О пожаловании серебряных медалей всем нижним морским чинам за истребление неприятельского флота 24 и 25 июля. [13.512 – Сентября 23] // Полное собрание законов Российской империи с 1649. СПб., 1830. Т. 19: 1770–1774. С. 153.
  19. Орлов 1770 – Орлов А. Г. [Сего сентября 13 дня получено от генерала графа Алексея Григорьевича Орлова… донесение об истреблении турецкого флота при берегах Ассийских] // Прибавление к № 75 Санкт-Петербургских ведомостей в пятницу, сентября 17 дня 1770 года. [Б. п.].
  20. Пиотровский 1989 – Эрмитаж: история строительства и архитектура зданий / под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Л.: Стройиздат, 1989.
  21. Потемкин 1795 – Потемкин П. С. Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила: лирическая драма. СПб.: Тип. Корпуса чужестранных единоверцов, 1795.
  22. Символы и Емблемата 1705 – Символы и Емблемата указом… Царя и Великого Князя Петра Алексеевича… напечатаны / Symbola et Emblemata jussu atque ausspiciis sacerrimae suae majestatis augustissimi ac serenessimi imperatoris Moschoviae magni domini Czaris et magni ducis Petri Alexeidis totius magnae, parvae et albae Rossiae, nec non aliarum multarum potestatum atque dominiorum orientalium, occidentalium aquilonariumque supremi monarchae. Амстердам: тип. Генриха Ветстейна, 1705.
  23. Франкастель 2005 – Франкастель П. Фигура и место: визуальный порядок в эпоху Кватроченто / пер. с фр. А. В. Шестакова. СПб.: Наука, 2005.
  24. Церемониальный 1856 – Церемониальный камер-фурьерский журнал 1770 года. [Б. м.], 1856.
  25. Цилински 2019 – Цилински З. Археология медиа: о «глубоком времени» аудиовизуальных технологий. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019.
  26. Ямпольский 2004 – Ямпольский М. Б. Язык–тело–случай: кинематограф и поиски смысла. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
  27. Boase 1959 – Boase T. S. R. Shipwrecks in English Romantic Painting // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1959. Vol. 22 (3/4). P. 332–346.
  28. Dioramic model 1782 – Dioramic model of the Battle of the Saints, 12 April 1782. MDL0011 / National Maritime Museum, Greenwich, London. URL: https://collections.rmg.co.uk/collections/objects/37317.html (accessed: 26.01.2021).
  29. Ellis 2008 – Ellis M. Spectacles within doors: panoramas of London in the 1790s // Romanticism. 2008. Vol. 14 (2). P. 133–148.
  30. Evstratov 2016 – Evstratov A. Les Spectacles francophones à la cour de Russie (1743–1796): Linvention dune société. Oxford: Voltaire Foundation, University of Oxford, 2016.
  31. Huhtamo 2008 – Huhtamo E. Penetrating the peristrephic: an unwritten chapter in the history of the panorama // Early Popular Visual Culture. 2008. Vol. 6 (3). P. 219–238.
  32. Huhtamo 2013 – Huhtamo E. Illusions in motion: media archaeology of the moving panorama and related spectacles. Cambridge, MA; London: The MIT Press, 2013.
  33. Kaplan 2018 – Kaplan C. Aerial Aftermaths: Wartime from Above. Durham: Duke University Press, 2018.
  34. Kollman 2017 – Kollmann N. The Russian Empire: 1450-1801. Oxford: Oxford University Press, 2017.
  35. McCalman 2015 – McCalman I. The Eidophusikon. A modern simulation of an eighteenth-century moving picture show // Sydney Environment Institute. 2015. 20 Oct. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ILWxH09tVJQ (accessed: 26.01.2021).
  36. Pettitt 2020 – Pettitt С. Serial Forms: The Unfinished Project of Modernity, 1815–1848. London: Oxford University Press, 2020.
  37. Riding 2004 – Riding Ch. Staging The Raft of the Medusa // Visual Culture in Britain. 2004. Vol. 5 (2). Р. 1–26.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».