ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕДИА XVIII ВЕКА: БАЛЕТ «НОВЫЕ АРГОНАВТЫ» И ПРАЗДНОВАНИЕ ЧЕСМЕНСКОЙ ПОБЕДЫ В 1770 ГОДУ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Балет «Новые Аргонавты» Гаспаро Анджолини, показанный 24 сентября 1770 года в Петербурге, завершил череду торжеств, в которых благодарственные молебны, торжественные приемы и награждения по случаю Чесменской победы плавно перетекали в празднования годовщины коронации Екатерины II и дня рождения великого князя Павла Петровича. Балет, в котором было показано, как Петр Первый и Минерва (то есть Екатерина II) вдохновляли российских моряков в сражении с турецким флотом, завершался аллегорическими картинами. Он подвел итог провиденциальному совпадению «царских» дней и только что полученных известий о грандиозной победе.Спектакль важен прежде всего не своей аллегорической рамкой, а документальным сюжетом, позволяющим рассматривать его как часть истории визуальных медиа. Обычно спектакли «по случаю», каким было представление балета «Новые аргонавты», трактовали текущие события на языке аллегорий. «Новые аргонавты» – редкая попытка передать документальный рассказ о главном событии в форме движущейся картины. Традиционно в это время новости узнавали, читая или слушая. В балете, судя по сохранившейся программе, были показаны Чесменское сражение и уничтожение турецкого флота средствами театральной машинерии и пантомимы. Текст программы балета (в ее документальной части) основан на реляциях о победе, полученных в сентябре 1770 года от маркиза Кавалькабо, поверенного на Мальте, и от главнокомандующего графа А. Орлова и опубликованных в «Прибавлениях к Санкт-Петербургским ведомостям» 7 и 17 сентября 1770 года.Спектакль стал своего рода выпуском новостей, приправленным лирическим сюжетом о братской привязанности Язона и Промака, в которых зритель без труда узнавал главнокомандующего Алексея Орлова и его брата Федора Орлова. Этот сюжет также почерпнут из донесений о битве.Проанализированный пример показывает извилистые пути становления медиа как технически опосредованной коммуникации и одновременно технически опосредованных способов видения. Представленный кейс дополняет историю и археологию медиа на российском материале. Такие исследования пока сравнительно немногочисленны и охватывают «классические» объекты типа камеры-обскуры, волшебного фонаря, панорам, диорам, то есть примеряют европейские траектории к российской почве. «Новые аргонавты», возможно, демонстрируют культурно-специфический формат общего процесса. Кентавр-явление, сочетающее традиционные театральные технологии и новую интенцию к репортажности, позволяет ставить вопрос о других подобных сюжетах в истории визуального опыта и технологий.

Об авторах

Лариса Викторовна Никифорова

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

Email: nikiforova_lv@list.ru
доктор культурологии, профессор, профессор кафедры философии Ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.

Список литературы

  1. Анджолини 1768 – Анджолини Г. Торжествующая Минерва, или Побежденное предрассуждение: Балет аллегорично-пантомимный представленный в Санкт-Петербурге на придворном театре ноября 28 дня 1768 года: На случай благополучнаго и всерадостнаго освобождения ея императорскаго величества и его императорскаго высочества от привитыя оспы / Сочинение как самаго балета, так и музыки господина Анжелини, балетмейстера в службе ея императорскаго величества самодержицы всероссийской. СПб., 1768.
  2. Анджолини 1770 – Анджолини Г. Новые аргонавты: Балет пантомимно-аллегоричный, представленный на Императорском театре сентября 24 дня 1770 года, по случаю преславной победы, одержанной над флотом оттоманским при острове Хио / Изобретение и сочинение балета г. Анжолини, балетмейстера находящегося в службе ея императорскаго величества. СПб.: При Морском шляхетном кадетском корпусе, 1770.
  3. Бакмейстер 1786 – Бакмейстер И. Г. Историческое известие о изваянном конном изображении Петра Великаго. СПб.: Тип. Шнора, 1786.
  4. Бахрушин 1965 – Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Сов. Россия, 1965.
  5. Гардзонио 1999 – Гардзонио С. Неизвестный балетный сценарий XVIII века // XVIII век. Сборник 21: Памяти Павла Наумовича Беркова (1896–1969) / РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом); отв. ред. Н. Д. Кочеткова. СПб.: Наука, 1999. С. 239–246.
  6. Гозенпуд 1959 – Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки : очерк. Л.: Музгиз, 1959.
  7. Греч 1930 – Греч Н. И. Записки из моей жизни. М. –Л.: Academia, 1930.
  8. Дружинин 2013 – Дружинин А. А.Развитие диорамного искусства на Западе и в России в первой трети XIX – начале XX века // Искусствознание. 2013. № 3-4. С. 446–477.
  9. Екатерина II 1874 – Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1874. Т. 13: Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Государственном архиве Министерства иностранных дел; т. 3.
  10. Екатерина II 1880 – Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1880. Т. 27: Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Государственном архиве Министерства иностранных дел; т. 4.
  11. Зорин 2018 – Зорин А. Л. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX вв. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
  12. Кавалькабо 1770 – Кавалькабо [Сего сентября 2 дня получено здесь следующее известие от находящегося нашего поверенного в делах на Мальтийском острове маркиза Кавалькабо] // Прибавление к № 72 Санкт-Петербургских ведомостей во вторник, сентября 7 дня 1770 года. [Б. п.].
  13. Корндорф 2011 – Корндорф А. С. Дворцы Химеры. Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  14. Корндорф 2013 – Корндорф А. C. «Deus ex machina» и декоративная живопись русского барокко. К вопросу о границах жанров // Художественная культура. 2013. № 1. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2013-1/istoriya-i-sovremennost/771.html (дата обращения: 15.01.2020).
  15. Лотман 2002 – Лотман Ю. М. Театральный язык и живопись (к проблеме иконической риторики) // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. C. 388–400. (Серия «Мир искусств»).
  16. Материалы 1886 – Материалы для истории русского флота. СПб.: Тип. Морского ведомства в главном Адмиралтействе, 1886. Ч. XI.
  17. Никифорова 2020 – Никифорова Л. В. Боги в облаках: «эстетика картины» и балет екатерининской эпохи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. ст. / под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой; МГУ им. М. В. Ломоносова. СПб.: НП-Принт, 2020. Вып. 10. С. 255–265.
  18. О пожаловании 1830 – О пожаловании серебряных медалей всем нижним морским чинам за истребление неприятельского флота 24 и 25 июля. [13.512 – Сентября 23] // Полное собрание законов Российской империи с 1649. СПб., 1830. Т. 19: 1770–1774. С. 153.
  19. Орлов 1770 – Орлов А. Г. [Сего сентября 13 дня получено от генерала графа Алексея Григорьевича Орлова… донесение об истреблении турецкого флота при берегах Ассийских] // Прибавление к № 75 Санкт-Петербургских ведомостей в пятницу, сентября 17 дня 1770 года. [Б. п.].
  20. Пиотровский 1989 – Эрмитаж: история строительства и архитектура зданий / под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Л.: Стройиздат, 1989.
  21. Потемкин 1795 – Потемкин П. С. Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила: лирическая драма. СПб.: Тип. Корпуса чужестранных единоверцов, 1795.
  22. Символы и Емблемата 1705 – Символы и Емблемата указом… Царя и Великого Князя Петра Алексеевича… напечатаны / Symbola et Emblemata jussu atque ausspiciis sacerrimae suae majestatis augustissimi ac serenessimi imperatoris Moschoviae magni domini Czaris et magni ducis Petri Alexeidis totius magnae, parvae et albae Rossiae, nec non aliarum multarum potestatum atque dominiorum orientalium, occidentalium aquilonariumque supremi monarchae. Амстердам: тип. Генриха Ветстейна, 1705.
  23. Франкастель 2005 – Франкастель П. Фигура и место: визуальный порядок в эпоху Кватроченто / пер. с фр. А. В. Шестакова. СПб.: Наука, 2005.
  24. Церемониальный 1856 – Церемониальный камер-фурьерский журнал 1770 года. [Б. м.], 1856.
  25. Цилински 2019 – Цилински З. Археология медиа: о «глубоком времени» аудиовизуальных технологий. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019.
  26. Ямпольский 2004 – Ямпольский М. Б. Язык–тело–случай: кинематограф и поиски смысла. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
  27. Boase 1959 – Boase T. S. R. Shipwrecks in English Romantic Painting // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1959. Vol. 22 (3/4). P. 332–346.
  28. Dioramic model 1782 – Dioramic model of the Battle of the Saints, 12 April 1782. MDL0011 / National Maritime Museum, Greenwich, London. URL: https://collections.rmg.co.uk/collections/objects/37317.html (accessed: 26.01.2021).
  29. Ellis 2008 – Ellis M. Spectacles within doors: panoramas of London in the 1790s // Romanticism. 2008. Vol. 14 (2). P. 133–148.
  30. Evstratov 2016 – Evstratov A. Les Spectacles francophones à la cour de Russie (1743–1796): Linvention dune société. Oxford: Voltaire Foundation, University of Oxford, 2016.
  31. Huhtamo 2008 – Huhtamo E. Penetrating the peristrephic: an unwritten chapter in the history of the panorama // Early Popular Visual Culture. 2008. Vol. 6 (3). P. 219–238.
  32. Huhtamo 2013 – Huhtamo E. Illusions in motion: media archaeology of the moving panorama and related spectacles. Cambridge, MA; London: The MIT Press, 2013.
  33. Kaplan 2018 – Kaplan C. Aerial Aftermaths: Wartime from Above. Durham: Duke University Press, 2018.
  34. Kollman 2017 – Kollmann N. The Russian Empire: 1450-1801. Oxford: Oxford University Press, 2017.
  35. McCalman 2015 – McCalman I. The Eidophusikon. A modern simulation of an eighteenth-century moving picture show // Sydney Environment Institute. 2015. 20 Oct. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ILWxH09tVJQ (accessed: 26.01.2021).
  36. Pettitt 2020 – Pettitt С. Serial Forms: The Unfinished Project of Modernity, 1815–1848. London: Oxford University Press, 2020.
  37. Riding 2004 – Riding Ch. Staging The Raft of the Medusa // Visual Culture in Britain. 2004. Vol. 5 (2). Р. 1–26.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».