ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕДИА XVIII ВЕКА: БАЛЕТ «НОВЫЕ АРГОНАВТЫ» И ПРАЗДНОВАНИЕ ЧЕСМЕНСКОЙ ПОБЕДЫ В 1770 ГОДУ
- Авторы: Никифорова Л.В.1
-
Учреждения:
- Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
- Выпуск: № 2 (2022)
- Страницы: 136-156
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2312-7899/article/view/269551
- DOI: https://doi.org/10.23951/2312-7899-2022-2-136-156
- ID: 269551
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Об авторах
Лариса Викторовна Никифорова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Email: nikiforova_lv@list.ru
доктор культурологии, профессор, профессор кафедры философии Ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.
Список литературы
- Анджолини 1768 – Анджолини Г. Торжествующая Минерва, или Побежденное предрассуждение: Балет аллегорично-пантомимный представленный в Санкт-Петербурге на придворном театре ноября 28 дня 1768 года: На случай благополучнаго и всерадостнаго освобождения ея императорскаго величества и его императорскаго высочества от привитыя оспы / Сочинение как самаго балета, так и музыки господина Анжелини, балетмейстера в службе ея императорскаго величества самодержицы всероссийской. СПб., 1768.
- Анджолини 1770 – Анджолини Г. Новые аргонавты: Балет пантомимно-аллегоричный, представленный на Императорском театре сентября 24 дня 1770 года, по случаю преславной победы, одержанной над флотом оттоманским при острове Хио / Изобретение и сочинение балета г. Анжолини, балетмейстера находящегося в службе ея императорскаго величества. СПб.: При Морском шляхетном кадетском корпусе, 1770.
- Бакмейстер 1786 – Бакмейстер И. Г. Историческое известие о изваянном конном изображении Петра Великаго. СПб.: Тип. Шнора, 1786.
- Бахрушин 1965 – Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Сов. Россия, 1965.
- Гардзонио 1999 – Гардзонио С. Неизвестный балетный сценарий XVIII века // XVIII век. Сборник 21: Памяти Павла Наумовича Беркова (1896–1969) / РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом); отв. ред. Н. Д. Кочеткова. СПб.: Наука, 1999. С. 239–246.
- Гозенпуд 1959 – Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки : очерк. Л.: Музгиз, 1959.
- Греч 1930 – Греч Н. И. Записки из моей жизни. М. –Л.: Academia, 1930.
- Дружинин 2013 – Дружинин А. А.Развитие диорамного искусства на Западе и в России в первой трети XIX – начале XX века // Искусствознание. 2013. № 3-4. С. 446–477.
- Екатерина II 1874 – Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1874. Т. 13: Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Государственном архиве Министерства иностранных дел; т. 3.
- Екатерина II 1880 – Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1880. Т. 27: Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Государственном архиве Министерства иностранных дел; т. 4.
- Зорин 2018 – Зорин А. Л. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX вв. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
- Кавалькабо 1770 – Кавалькабо [Сего сентября 2 дня получено здесь следующее известие от находящегося нашего поверенного в делах на Мальтийском острове маркиза Кавалькабо] // Прибавление к № 72 Санкт-Петербургских ведомостей во вторник, сентября 7 дня 1770 года. [Б. п.].
- Корндорф 2011 – Корндорф А. С. Дворцы Химеры. Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
- Корндорф 2013 – Корндорф А. C. «Deus ex machina» и декоративная живопись русского барокко. К вопросу о границах жанров // Художественная культура. 2013. № 1. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2013-1/istoriya-i-sovremennost/771.html (дата обращения: 15.01.2020).
- Лотман 2002 – Лотман Ю. М. Театральный язык и живопись (к проблеме иконической риторики) // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. C. 388–400. (Серия «Мир искусств»).
- Материалы 1886 – Материалы для истории русского флота. СПб.: Тип. Морского ведомства в главном Адмиралтействе, 1886. Ч. XI.
- Никифорова 2020 – Никифорова Л. В. Боги в облаках: «эстетика картины» и балет екатерининской эпохи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. ст. / под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой; МГУ им. М. В. Ломоносова. СПб.: НП-Принт, 2020. Вып. 10. С. 255–265.
- О пожаловании 1830 – О пожаловании серебряных медалей всем нижним морским чинам за истребление неприятельского флота 24 и 25 июля. [13.512 – Сентября 23] // Полное собрание законов Российской империи с 1649. СПб., 1830. Т. 19: 1770–1774. С. 153.
- Орлов 1770 – Орлов А. Г. [Сего сентября 13 дня получено от генерала графа Алексея Григорьевича Орлова… донесение об истреблении турецкого флота при берегах Ассийских] // Прибавление к № 75 Санкт-Петербургских ведомостей в пятницу, сентября 17 дня 1770 года. [Б. п.].
- Пиотровский 1989 – Эрмитаж: история строительства и архитектура зданий / под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Л.: Стройиздат, 1989.
- Потемкин 1795 – Потемкин П. С. Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила: лирическая драма. СПб.: Тип. Корпуса чужестранных единоверцов, 1795.
- Символы и Емблемата 1705 – Символы и Емблемата указом… Царя и Великого Князя Петра Алексеевича… напечатаны / Symbola et Emblemata jussu atque ausspiciis sacerrimae suae majestatis augustissimi ac serenessimi imperatoris Moschoviae magni domini Czaris et magni ducis Petri Alexeidis totius magnae, parvae et albae Rossiae, nec non aliarum multarum potestatum atque dominiorum orientalium, occidentalium aquilonariumque supremi monarchae. Амстердам: тип. Генриха Ветстейна, 1705.
- Франкастель 2005 – Франкастель П. Фигура и место: визуальный порядок в эпоху Кватроченто / пер. с фр. А. В. Шестакова. СПб.: Наука, 2005.
- Церемониальный 1856 – Церемониальный камер-фурьерский журнал 1770 года. [Б. м.], 1856.
- Цилински 2019 – Цилински З. Археология медиа: о «глубоком времени» аудиовизуальных технологий. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019.
- Ямпольский 2004 – Ямпольский М. Б. Язык–тело–случай: кинематограф и поиски смысла. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
- Boase 1959 – Boase T. S. R. Shipwrecks in English Romantic Painting // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1959. Vol. 22 (3/4). P. 332–346.
- Dioramic model 1782 – Dioramic model of the Battle of the Saints, 12 April 1782. MDL0011 / National Maritime Museum, Greenwich, London. URL: https://collections.rmg.co.uk/collections/objects/37317.html (accessed: 26.01.2021).
- Ellis 2008 – Ellis M. Spectacles within doors: panoramas of London in the 1790s // Romanticism. 2008. Vol. 14 (2). P. 133–148.
- Evstratov 2016 – Evstratov A. Les Spectacles francophones à la cour de Russie (1743–1796): Linvention dune société. Oxford: Voltaire Foundation, University of Oxford, 2016.
- Huhtamo 2008 – Huhtamo E. Penetrating the peristrephic: an unwritten chapter in the history of the panorama // Early Popular Visual Culture. 2008. Vol. 6 (3). P. 219–238.
- Huhtamo 2013 – Huhtamo E. Illusions in motion: media archaeology of the moving panorama and related spectacles. Cambridge, MA; London: The MIT Press, 2013.
- Kaplan 2018 – Kaplan C. Aerial Aftermaths: Wartime from Above. Durham: Duke University Press, 2018.
- Kollman 2017 – Kollmann N. The Russian Empire: 1450-1801. Oxford: Oxford University Press, 2017.
- McCalman 2015 – McCalman I. The Eidophusikon. A modern simulation of an eighteenth-century moving picture show // Sydney Environment Institute. 2015. 20 Oct. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ILWxH09tVJQ (accessed: 26.01.2021).
- Pettitt 2020 – Pettitt С. Serial Forms: The Unfinished Project of Modernity, 1815–1848. London: Oxford University Press, 2020.
- Riding 2004 – Riding Ch. Staging The Raft of the Medusa // Visual Culture in Britain. 2004. Vol. 5 (2). Р. 1–26.
Дополнительные файлы
