ИГРОВЫЕ ПОСТАНОВКИ В УЗБЕКСКОМ ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Советский кинематограф создал особый жанр кинопортрета, который поддерживался как визуальными нормами советского кинопроизводства, так и общей для литературы и кинематографа жанровой спецификой, направленной на упорядочение больших массивов произведений, предназначенных для просвещения советского человека. В статье устанавливается, что ключевую роль в становлении этого жанра и легитимации его в качестве художественной программы со своими иногда вполне провокационными особенностями сыграли Максим Горький и Дзига Вертов. На протяжении всей истории советского кинематографа этот жанр демонстрировал большую устойчивость, что объясняется и общим представлением советского зрителя о прогрессе и его визуальных репрезентациях, и каноничностью приемов документальных кинопортретов. При этом над нарративом преобладал общий образ репрезентации современности как исполнения прогресса, который не нуждается в дополнительных нарративах или эффектах. Поэтому игровые постановки в документальном кино либо осуждались, либо допускались как орнаментальные. В статье вычленяется два типа документалистики, этнографическая и биографическая, и показывается, как экранные принципы советского кино ограничивали внедрение игровых сцен. Разрушение советской системы кинематографии значительно изменило аудиторию. Прежде всего, исчез литературоцентризм советской культуры, при котором нарративы о прошлом и настоящем создавались литературой; теперь кинематограф стал создавать их самостоятельно. Далее, сами зрители стали дифференцировать ожидания от кинематографа, проецируя на него то опыт телесмотрения, то опыт знакомства с голливудским зрелищным кино. Наконец, новое поколение режиссеров стало шире использовать игровые вставки наравне со спецэффектами для создания нарратива, дополняющего национальный исторический нарратив и тем самым привлекающего больше зрителей. При этом зритель не вполне привык к нарративам вещей, воспринимая их исключительно как документальные свидетельства. Поэтому использование игровых вставок часто подрывало доверие к исторической достоверности фильма и вообще к достоверности нового документального кинематографа. Именно таковы были глубинные реакции зрителей, которые хотя и не высказывались прямо, но отмечались наиболее проницательными узбекскими режиссерами в интервью, взятых специально для данного исследования. Исследование узбекских фильмов последних трех десятилетий показало поиск новых способов создания кинопортретов, учитывающих и игру нарративов, и изменчивость зрительских ожиданий. Не все эти поиски были удачными, но они показали неуклонное стремление режиссеров избегать эмоциональной вялости, которая возникает в документальных фильмах постсоветского времени из-за отсутствия единой идеи всеобщего прогресса, которая принимается зрителями как достоверная. Национальное строительство требует и обновления идеи прогресса, и нового конфликта нарративов при безупречном использовании приемов, которые не выбираются режиссером, но влекут друг друга за собой, создавая эстетику документального фильма с игровыми вставками.

Об авторах

Камолитдин Саидахмадович Исмаилов

Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан; Ташкентский университет информационных технологий имени Ал-Хорезми

Email: arricam33@mail.ru
старший преподаватель Проспект Амира Темура, д. 108, Ташкент, 100084, Узбекистан. Площадь Независимости, д. 2, Ташкент, 100029, Узбекистан.

Александр Викторович Марков

Российский государственный гуманитарный университет

Email: markovius@gmail.com
доктор филологических наук, доцент Миусская площадь, д. 6, Москва, 125993, Россия

Список литературы

  1. Бондарева 1970 – Бондарева Е. О публичности документального фильма // Современный документальный фильм: сб. ст. М.: Искусство, 1970
  2. Головнев 2019 – Головнев И. А. Визуальная антропология Дзиги Вертова // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. № 4. С. 1386–1403.
  3. Головнёв, Головнёва 2016 – Головнёв И. А., Головнёва Е. В. «Сибирь советская»: образ региона в культурфильме Александра Литвинова // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 57–82.
  4. Демина, Игошина 2018 – Демина А. Н., Игошина Ю. В. Трансформация социальной функции портретного очерка на телевидении // Общество. Наука. Инновации (НПК–2018). Вятка, 2018. С. 1192–1198.
  5. Джулай 2005 – Джулай Л. Документальный иллюзион: отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Материк, 2005.
  6. Добродеев 1986 – Добродеев Б. Документальное кино – основа для создания кинобиографий // Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени / сост. Г.
  7. Герлингхауз. М.: Радуга, 1986. С. 141–151.
  8. Елисеева 2012 – Елисеева Е. А. Особенности изобразительных решений отечественных фильмов 1960-х годов // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 11 (91). С. 189–198.
  9. Зверева 2018 – Зверева Г. И. Производство локальной пространственной идентичности в российском документальном кино 2000-х годов // Вестник РГГУ. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. № 8-2 (41). С. 294–311.
  10. Малкина 2021 – Малкина В. Я. «Автопортрет» и проблемы визуального в российской поэзии XX века // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica. 2021. № 14. С. 157–168.
  11. Марков 2023 – Марков А. В. Вера Инбер как киносценарист: жанры катастрофического прогресса // Вестник ВГИК. 2023. (В печати).
  12. Нильсен 1936 – Нильсен В. Изобразительное построение фильма. М.: Кинофотоиздат, 1936.
  13. Плотникова 2018 – Плотникова А. Г. М. Горький и кинематограф. М.: ИМЛИ РАН, 2018.
  14. Тешабаев 2008 – Тешабаев Ж. Фильмы-портреты // Документальное кино Узбекистана: период независимости. 1991–2007 годы: сб. ст. / сост. С. Хайтматова. Ташкент: Арт Флекс, 2008. С. 28–41.
  15. Федорова 2022 – Федорова Л. Адаптация как симптом: русская классика на постсоветском экране. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
  16. Шергова 2016 – Шергова К. Становление жанров документального телекино. (1960-е – начало 2000-х гг.).М.: Академия медиаиндустрии, 2016.
  17. Шестакова 2021 – Шестакова И. В. Алтайский документальный кинотекст // Культура и текст. 2021. № 1 (44). С. 116–128.
  18. Широбоков, Барышников 2016 – Широбоков А. Н., Барышников К. Б. Десять лет спустя: два взгляда на одну проблему (российское документальное кино девяностых и двухтысячных годов) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение. Журналистика. 2016. № 3. С. 138–142.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».